Информационные технологии как фактор инновационного развития профессионального образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых – несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. Именно поэтому личностная направленность образования сегодня является одной из основных тенденций развития средней специальной школы, а на первый план образования выступает задача реализации принципа активности в обучении: создание условий для выявления и развития способностей студентов, развитие учебно-познавательной активности и творческой самостоятельности.

Без изучения среднего профессионального образования как явления педагогического не могут быть глубоко осмыслены вопросы развития форм и методов обучения и воспитания, пути совершенствования профессионального образования специалистов среднего звена, важнейшим из которых является научное обеспечение профессиональной подготовки.

Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых видится в глубоких преобразованиях системы профессионального образования.

Ведущей целью образования в новых экономических условиях России является подготовка личности, конкурентоспособной в условиях рынка труда, обладающей личностными и профессиональными качествами, обеспечивающими умение решать задачи во всех видах ее деятельности (от профессиональных до лично-бытовых) и отвечать за их решение. В этой связи основная педагогическая задача на всех этапах непрерывного образования есть поиск и реализация оптимальных путей развития личности, способной к самоактуализации в процессе многолетней интеллектуально активной социальной, трудовой жизни.

Таким образом, новые информационные технологии – могут рассматриваться как одно из важнейших средств реализации новых образовательных приоритетов:

  • фундаментальность образования как выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, т.е. интеграция предметных образовательных линий;
  • целостность образования как внедрение единых циклов фундаментальных дисциплин с ориентацией на междисциплинарные связи;
  • ориентация педагога на развитие интересов личности, индивидуализацию образовательного процесса;
  • ориентация на новые формы организации познавательной деятельности учащихся.

Поскольку новые информационные технологии, являясь логическим продолжением идей программированного обучения и компьютерных технологий, находятся в процессе своего развития, то семантическое содержание этого понятия, введенное впервые академиком Г.С. Поспеловым, продолжает постоянно уточняться.

Мы под новыми информационными технологиями обучения (НИТО) понимаем целостную обучающую систему, представляющую собой интеграцию технической, дидактической, пользовательской и информационно-образовательной среды, обеспечивающую выполнение последовательности совместных действий субъектов образовательной деятельности в условиях информатизации образования, направленных на достижение проектируемых результатов обучения рабочих кадров.

С развитием информационных технологий профессиональная деятельность преподавателя выходит за рамки классно-урочной системы и активизируется в сети Интернет. Она представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие преподавателя на студента средствами Интернет. В современных условиях расширяются возможности для самообразования, совершенствования профессиональных качеств самого преподавателя. В век информатизации, глобализации и межкультурной интеграции системы образования во всём мире обновляются и отражают новые парадигмы: экономика, основанная на знаниях и обучение на протяжении всей жизни. В процессе формирования профессионализма большую роль играет информационная культура человека, умение ориентироваться в современных средствах коммуникации, пользоваться информационными ресурсами для саморазвития и самосовершенствования. Сегодня на рынке труда идёт конкуренция Задача школы, техникума, вуза – воспитать конкурентоспособную личность.

Курсовое, дипломное проектирование с элементами исследовательской деятельности, использованием информационных технологий повышает стремление студентов участвовать в познавательной деятельности, желание получить новую информацию. Профессионализация проекта повышается за счет использования фактических данных с предприятий лесного профиля региона; проведение экспериментальных исследований в сфере профессиональной деятельности; контроль качества и испытание продукции; использование статистических методов регулирования технологических процессов; поиск и обработку результатов измерений; анализ финансово – хозяйственной деятельности организаций.

Усиление роли ИКТ в образовании делает необходимым формирование информационно-коммуникационной компетенции преподавателей Умение применять ИКТ для решения профессиональных проблем и задач в реальных ситуациях педагогической деятельности способствует реализации личностно-ориентированной парадигмы образования.

Будущие специалисты должны видеть и понимать практическую значимость изучаемого материала для своей профессиональной деятельности в последующем, работая с информационными системами, формируя качества и углубляя знания по дисциплине, необходимые при работе на производстве, учится понимать информационную культуру, все это должно осуществляться с высокой степенью наглядности и информатизации.

 Литература

  • Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности студентов: Учебное пособие. – Челябинск: Издательство ЧГПИ"Факел", 1994. – 157 с.
  • Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. М.: ACADEMA, 2005-125 с.
  • Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Аcadema, 2005-189 с.