Цель: ознакомить со строением и значением кожи.
Задачи:
- формировать представления о коже как органе, участвующем в обмене веществ и энергии;
- повторить и закрепить знания об органах мочевыделения, а так же их роли в обмене веществ;
- развивать у учащихся словесно-логическое мышление, способности сравнивать и анализировать;
- продолжить развитие навыков работы с дополнительным материалом;
- воспитывать у учащихся навыки гигиены, правильный уход за кожей, а также бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: таблицы “Строение кожи”, “Органы мочевыделения”; компьютер; проектор; интерактивная доска; мультимедийная презентация “Строение и значение кожи”; раздаточная таблица “Слои кожи”; карточки-задания по теме: “Мочевыделительная система”.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение пройденного материала
1. Индивидуальная работа учащихся по карточкам (3–4 человека). (Приложение)
2. Работа с классом:
1) Задания на развитие у учащихся словесно-логического мышления.
“Слова-антиподы” (назвать слово, противоположное по значению).
Пластический обмен – …
Растительная пища – …
Органические вещества – …
Нервная регуляция – …
Мочеобразование – …
Найдите “лишнее” слово (выбрать слово, не подходящее по смыслу).
Мочеточники, нефрон, тонкий кишечник, мочевой пузырь, опорно-двигательная система, пищеварительная система.
Найдите подходящее по смыслу слово.
Почки – мочеточник – …
Почечная капсула – каналец нефрона
2) Какую роль играет мочевыделительная система
в обмене веществ?
3) Покажите на таблице органы мочевыделительной
системы.
4) Дополните фразы:
Органы мочеобразования – это …, а органы мочевыделения это – …
Первичная моча отличается от вторичной тем, что …
Почки человека состоят из… (показать на таблице).
Если в моче человека обнаружен белок, это признак того, что …
Наличие в моче сахара (глюкозы) свидетельствует о том, что …
При недостатке воды в организме …
Жесткая вода отличается от мягкой …
5) Согласны ли вы с утверждением?
Почки человека поддерживают постоянство внутренней среды организма.
В мочевой пузырь поступает первичная моча.
Почки разделяют вещества, поступающие к ним.
Чем больше воды поступает в организм, тем лучше для него.
6) Среди предложенных систем органов человека выберите те, которые выполняют выделительную функцию в организме. Объясните свои предположения.
Дыхательная, опорно-двигательная, кровеносная, мочевыделительная.
III. Изучение нового материала
Мультимедийная презентация “Строение и значение кожи”.
Что такое кожа? Какую роль она играет в нашем организме? (Ответы учащихся.)
Слайд 1.
Итак, тема урока “Значение кожи и её
строение”(написана на доске).
1. Рассказ учителя об особенностях кожного покрова.
Слайд 2 “ Что такое кожа?”
Кожа – это наружный покров тела, который надежно защищает все находящиеся под ней органы от механических повреждений, препятствует потере воды организмом, проникновению в него различных бактерий. Кожа участвует в регуляции температуры тела, в обменных, защитных и выделительных процессах. В коже располагается большое количество чувствительных нервных окончаний-рецепторов, которые воспринимают боль, холод, тепло, что позволяет организму человека избегать возможных повреждений. Площадь поверхности 1,5 – 2 м2.
Попробуйте перечислить все основные функции кожи. (Ответы учащихся.)
2. Озвучить основные функции кожи и написать их на доске.
– Защитная функция.
– Терморегуляционная.
– Выделительная.
– Чувствительная.
3. Какие же части кожи выполняют эти функции? Она должна иметь то, что способствует течению всех этих процессов. Это должно отразиться на её строении.
Слайд 3 “Слои кожи”.
Состоит из трёх слоёв:
– Эпидермис.
– Дерма.
– Подкожная жировая клетчатка.
4. Учащимся раздаются таблицы, которые помогут усвоить новый материал.
Приложение 2. Таблица “Строение и функции кожи”.
5. Рассказ учителя с помощью мультимедийной презентации. Слайды меняются по мере необходимости с помощью щелчка мыши.
Слайд 4. “Эпидермис”.
Объяснить строение эпидермиса, его особенности,
выполняемые функции.
– Эпидермис (от эпи… и от греч. Derma-кожа), у животных и человека – поверхностный слой кожи, состоящий из многослойного плоского эпителия. Состоит из двух слоев – роговой и ростковый слоев.
Слайд 5. “ Слои эпидермиса”.
Рассказать об особенностях рогового и
росткового слоев эпидермиса.
Роговой слой (поверхностный) – мертвые ороговевшие клетки (постоянно обновляются. Функции: защищает от внешних воздействий (биологических, химических и механических).
Ростковый слой (более глубокий) -живые клетки, которые быстро делятся (1 слой). Содержат пигмент – меланин. Функции: обновление рогового слоя. Обеспечивает цвет кожи, защита от УФ-лучей.
5. Вопросы учителя: Какая часть кожи выполняет защитную функцию нашего организма? В чем это проявляется?
(Ответы учащихся: эпидермис.)
Слайд 6 “Дерма”.
Объяснить учащимся происхождение данного понятия, остановиться на строении слоев дермы и его роли организме человека.
– Дерма- (от греч. Derma – кожа), соединительнотканная часть кожи позвоночных животных и человека, расположенная под наружным слоем -эпидермисом.
Состоит из двух слоев – сосочкового и сетчатого слоев.
6. Вопрос учителя: В чем заключается выделительная функция кожи?
(Ответы учащихся: выделение пота потовыми железами.)
Пояснения учителя: Пот близок по составу моче: содержит воду, хлорид натрия, мочевую кислоту, аммиак, мочевину.
7. Вопрос учителя: Объясните, что значит “чувствительная функция кожи”
(Ответы учащихся: рецепторы выполняют.)
Пояснения учителя: Рецепторы – нервные окончания, реагирующие на боль, холод, тепло, давление (холодовые и тепловые, тактильные, болевые).
Слайд 6. “Слои дермы”
Рассказать об особенностях слоев дермы:
сетчатого и сосочкового
Сосочковый слой – рыхлая соединительная ткань. Располагаются кровеносные и лимфатические сосуды. Нервные окончания -рецепторы. Дактилоскопический рисунок (расположение сосочков). Придает коже эластичность.
Сетчатый слой – плотная соединительная ткань (коллагеновые и эластические волокна). Расположены волосяные луковицы и основания ногтей, кровеносные сосуды. Сальные и потовые железы. Придает коже прочность и обладают выделительной функцией.
Слайд 7. “Гиподерма”
Гиподерма (от греч. Derma-кожа) – подкожная жировая клетчатка. Строение: рыхлая соединительная и жировая ткань. Функции: механическая и термическая защита, запас воды и энергии в виде жира.
– Остановиться на особенностях строения гиподермы и ее функциях, как подкожной жировой клетчатки.
Вопрос учителя: Терморегулирующая функция. В чем она заключается?
(Ответы учащихся: кожа поддерживает постоянную температуру тела. Участвуют в этом процессе: потовые железы, кровеносные сосуды, подкожная жировая клетчатка.)
Слайд 8. “Ногти”
Объяснить особенности строения и роста
ногтей. Правила ухода за ногтями.
– Ногти – это роговые пластинки, лежащие в ногтевом ложе. Кожа ногтевого ложа снабжена кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Ногти растут из бороздки у корня ногтей (у человека в среднем 3мм в месяц)
Слайд 9. “ Волосы”
Объяснить особенности строения волос. Правила
ухода за волосами.
Волос – состоит из корня и стержня. Корень погружен в волосяную луковицу, куда подходят нервы и сосуды. Снаружи волосы покрыты кутикулой. Общее число волос на голове рыжих около 80тыс., брюнетов – 100тыс., блондинов – 140тыс.
Слайд 10. “ Типы папиллярных узоров”
(Используется в качестве дополнительного
материала). Рассказ учителя об индивидуальных
особенностях кожи человека. Объяснить разницу
между папиллярными узорами.
– В дуговом узоре линии, образующие рисунок, идут от одного края подушечки пальца к другому. Узоры этого типа наиболее просты по своему строению и встречаются относительно редко (около 5% от общего количества).
– В петлевом узоре линии, образующие центральную часть рисунка, идут от одного бокового края пальца к центру, затем поворачивают и возвращаются к этому же краю.
– В завитковом узоре имеются две дельты – слева и справа от центральной части узора (редко – три и даже четыре). Между дельтами располагается рисунок в виде концентрических окружностей, овалов, спиралей, клубковых (близнецовых) петель.
IV
. Минутка релаксации. Гимнастика для глаз(Гимнастика делается стоя у своих рабочих мест.)
– Крепко зажмурить глаза на 5 секунд, затем
открыть. (Повторить 10 раз.)
– Посмотреть в окно, выбрать самую дальнюю точку
за окном и самую ближнюю в классе. Попеременно
смотреть на эти точки по 10 секунд. (Повторить 10
раз.)
V. Закрепление изученного материала
Задание учащимся (подумать и объяснить свои предположения):
– Сравните кожу и мочевыделительную систему. Найдите черты сходства и отличия у этих систем органов организма человека.
(Ответы учащихся:
– Сходства: выделительная функция,
поддерживают постоянство внутренней среды
организма.
– Различия: в особенностях строения,
расположение.)
VI.
Итог урокаПознакомились с особенностями строения кожи,
ее функциями и значением в жизни человека.
Кожа – покров нашего тела, выполняющий жизненно
важные функции.
VII. Домашнее задание
Стр.174-177, прочитать, выполнить задания на странице 176–177.