Психологическая готовность к обучению в школе

Разделы: Начальная школа


Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.

Родители, заранее обучив малыша чтению, письму и счёту, искренне уверены, что их ребёнок, бегло читающий и считающий до 100, конечно же, готов к обучению. Они считают его потенциальным отличником и удивляются, когда сталкиваются с трудностями и неудачами.

Учёба школьника, как самостоятельный вид деятельности, требует от ребёнка систематического напряжения, упорства, достаточной силы воли, предполагает высокий уровень психического развития.

Поэтому возникает вопрос, в какой мере способен поступающий в школу ребёнок учиться без затруднений? Ребёнок, не достигший необходимого уровня развития, сталкивается в школе с массой трудностей и неудач, что может иметь в дальнейшем отрицательные последствия.

Чтобы помочь ребёнку адаптироваться к обучению в школе, важно сформировать правильный взгляд на готовность к школьному обучению.

Необходимо помнить, что под готовностью к школе понимаются не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.

Какие же составляющие входят в набор “школьной готовности”? Прежде всего, это:

1) мотивационная и личностная готовность, которая предполагает соответствующую “внутреннюю позицию” школьника;
2) интеллектуальная готовность;
3) волевая готовность;
4) достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Своё новое положение ребёнок не всегда хорошо осознаёт, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребёнком своего нового социального статуса связано с появлением “внутренней позиции школьника” (Л.И. Божович). Наличие “внутренней позиции школьника” имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать трудности школьной жизни, выполнять новые обязанности.

В поддержании у первоклассника “внутренней позиции школьника” неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьёзное отношение к школьной жизни ребёнка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребёнка, его уверенности в себе.

Интеллектуальная готовность не ограничивается умением читать и считать. Это, прежде всего уровень развития психических качеств – восприятия и памяти, внимания и мышления. Очень важно умение моделировать, то есть использовать знаки, символы, модели, которые замещают реальные объекты (вместо машинок – палочки). Можно поиграть с ребёнком в игры, в которых надо придумать какие-то обозначения для каждого слова, части рассказа или стихотворения. Вначале можно рисовать придуманные обозначения, глядя на них, ребёнку будет намного легче выучить нужный материал.

Эти упражнения развивают и мышление детей, так как они учатся выделять главное, то есть формируется операция обобщения – одна из основных операций логического мышления.

Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Ученику нужно понять и принять задание учителя, подчинив свои желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Для этого можно попросить ребёнка повторить ваши слова, чтобы убедиться, что он всё услышал и понял. Так же можно попросить ребёнка объяснить, зачем он это будет делать, можно ли выполнить порученное ему задание (например, разложить книги на полке).

Для тренировки волевой готовности хороши графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники под диктовку или по заданному образцу. Можно также вычёркивать или подчёркивать определённую букву или фигуру. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании.

Развитие движений имеет большое значение для развития ребенка. Но надо обратить внимание не на отдельные движения рук или глаза, а на их зрительно-двигательную координацию. В процессе учёбы ребёнок часто одновременно смотрит на предмет (например, доску) и списывает или срисовывает то, что в данный момент рассматривает. Поэтому так важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы “слышали” ту информацию, которую им даёт глаз. О трудности координации говорит тот факт, что многим детям рисовать по памяти легче, чем с натуры, так как внимание в этом случае не раздваивается.

Научить этому ребёнка можно с помощью графических диктантов, заданий на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв или цифр, конструирования по заданному образцу.

Не менее важна для подготовки детей к систематическому обучению сюжетно-ролевая игра, развивающая умение общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями. Дети постепенно приобретают способность рассуждать, обосновывать своё мнение, считаться с другим мнением. Психологи утверждают, что рассуждение – это спор с самим собой. В сюжетно-ролевой игре дети становятся взрослыми, властвуют над вещами и событиями, обладают их авторитетом и правами.

Родители должны понимать, что поступление ребёнка в школу само по себе ещё не обеспечивает появление этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии. Многое на этом пути зависит от учителя и родителей первоклассника.

Советы родителям первоклассника

  1. Будите ребёнка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если “вчера предупреждали”.
  2. Не торопите, умение рассчитать время – ваша задача, и если это вам плохо удаётся, то вины ребёнка в этом нет.
  3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придётся много поработать.
  4. Прощаясь, не предупреждайте: “смотри, не балуйся”, “веди себя хорошо”. Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите. У него впереди трудный день.
  5. Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если он возбуждён, хочет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте его, ведь это не займёт много времени.
  6. Если вы видите, что ребёнок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
  7. Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка.
  8. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: “Если ты сделаешь, то…”. Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребёнка, и вы можете оказаться в сложной ситуации.
  9. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекайтесь на домашние дела, телевизионные передачи, общение с другими членами семьи.
  10. Выбирайте единую педагогическую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом.
  11. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка, особенно в присутствии посторонних.
  12. Чаще хвалите словом, улыбкой, а не отделывайтесь покупкой игрушки или сладостей. Восхищайтесь вашим ребёнком.
  13. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудностей учёбы.
  14. Учтите, что даже 7–9-летний ребенок любит послушать сказку перед сном, песенку и ласку. Всё это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений.

Завтра новый день, и мы должны сделать всё, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.

Литература

  1. Бардин К.В. Если Ваш ребенок не хочет учиться. – М., 1980.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  3. Завуч начальной школы, № 4, 2002.
  4. Мухина В.П. Шестилетний ребёнок в школе. – М., 1986.
  5. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник. – М., 1981.
  6. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. – М., 1989.
  7. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.