Цели:
- сформировать представление о значении питания в жизни человека;
- дать понятие о группах веществ: белки, жиры, углеводы, а так же о витаминах и их значении в жизни человека;
- формировать коммуникативные навыки; развивать любознательность, расширять кругозор уч-ся.
- Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье.
Оборудование: мультимедийный компьютер с проектором, сигнальные карточки, индивидуальные задания.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель: “Добрый день! Доброе утро! Доброго здоровья!”
Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
Сегодня у нас на уроке гости. Постараемся работать так, чтобы нашим гостям было тепло и уютно рядом с нами.
Учитель. Что включают в себя основы здорового образа жизни? Как вы это понимаете?
Учитель. Ко всему сказанному подойдут слова
(хоровое проговаривание): Я здоровье сберегу
Сам себе я помогу.
Учитель. Здоровый образ жизни подразумевает правильную организацию питания, равномерные физические нагрузки, регулярный отдых. (слайд 2 (см. презентацию))
Главное, дети, мы должны научиться не болеть, ценить собственное здоровье и сохранять его.
Признаком здоровья является хороший аппетит, а он, в свою очередь, связан с правильной организаций труда, отдыха, питания.
Правильное питание подразумевает меню, богатое овощами, фруктами.
- Зачем человек ест?
(Рассуждения детей) (слайд 3)
Учитель. - Вы правильно определили, зачем человек ест. Без еды человек не может долго прожить. Еда ему необходима в течение всей жизни.
Сегодня мы продолжим постигать тайны здорового образа жизни человека. Мы узнаем о составе пищи, и какую пищу необходимо принимать человеку.
Есть такая пословица: прочитайте и объясните её значение “ Дерево держится своими корнями, а человек пищей”. (слайд 4)
Ученик. Если человек долго не ест, его организм начинает расходовать вещества, которые в виде запасов находятся в теле. Человек худеет. Без пищи он может прожить около месяца. Без воды 3-4 суток.
Учитель. – Какой вывод сделаем? (слайд 5)
- Чем питаются животные? (слайд 6)
- Одни из них едят только растительную пищу и их называют травоядными. Назовите травоядных животных?
Даже огромный слон питается травой и ветками деревьев.
Другие животные питаются мясом. Это хищники. Назовите представителей хищников? (слайд 7)
И только некоторые животные едят и мясо, и растительную пищу. (слайд 8)
Как видите, животные едят только то, что им полезно. И у них редко болят желудки.
- Давайте посмотрим, как работает система пищеварения у человека.
(слайд 9)
- Пища попадает в рот, во рту смачивается слюной, мы жуём её зубами. Дальше по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинается её переработка. Из желудка попадает в тонкий кишечник и окончательно переваривается. Дальше она попадает через стенки кишечника в кровь и поступает ко всем органам.
Но далеко не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное приводит к болезням.
А какие продукты мы потребляем, давайте отгадаем:
Загадки:
1.Сверху зелено
Снизу красно,
А в землю вросло. (Морковь)2.Сидит Ермошка
На одной ножке,
На нем сто одежек,
И все без застежек. (Капуста)3.Сидит барыня в ложке
Свесив ножки? (лапша)4. Всем к обеду нужен, а не всякий сделает. (хлеб)
5. Твоему мячу подобен,
Только вкусен и съедобен.
Хоть зелёные бока
Мякоть красная сладка. (арбуз)6. В чай кладу его порой
Чай становится такой
Вкусный, ароматный
Витамином С богатый. (лимон).7. Чистое небо, да не вода
Клейкое, да не смола
Белое, да не снег,
Сладкое, да не мёд
От рогатого берут,
Малым детям дают. (молоко)
- А какие молочные продукты вы знаете? (слайд 10)
Игра “ угадай-ка” (назовите молочный продукт, ваш сосед – другой молочный продукт) молоко – простокваша – кефир – йогурт – ряженка – сыр – масло – творог – сливки – снежок – топленое молоко
- Скажите, а почему бывают полные люди? (не правильно питаются)
Переедать очень вредно для организма. Желудок и кишечник не успевают всё переварить.
Какое правило надо соблюдать, чтобы правильно питаться? (умеренность)
И соблюдать режим питания тоже очень важно.
Сколько раз в день вы питаетесь в школе?
Какую пищу по составу вы едите за день? (разнообразную) (слайд 11)
Вывод:
В продуктах содержатся питательные вещества, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья.
- Одни продукты помогают расти и развиваться организму – это белки (строители) (сыр, мясо, рыба, яйца, молоко)
- Другие продукты содержат жиры, которые помогают защищать организм, не уставать. (масло, орехи, сметана)
- Третьи продукты содержат углеводы, которые дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мёд, крупы, овощи, фрукты, мука, картофель)
Вывод: (слайд 12)
О каких важных веществах мы узнали? (белки, жиры, углеводы, витамины)
- А ещё в продуктах много веществ, которые и помогают организму расти, и развиваться. А какие сейчас узнаем.
Кроссворд. (слайд 13)
1. Близнецы на тонкой ветке
Все лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад.
Это сладкий ... (Виноград)2. Младший брат апельсина (Мандарин)
3. Маленькая печка с красными угольками (Гранат)
4. Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа ... (Груша)5. Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его ... (Лимон)6. С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин -
Это спелый ... (Апельсин)7. Далеко на юге где-то
Он растет зимой и летом.
Удивит собою нас
Толстокожий ... (Ананас)
8. Как назвать это всё одним словом? (Фрукты)
- Какое слово получилось в выделенных клетках? (Витамины)
Витамины – это вещества, которые содержатся в овощах, фруктах: они полезны для организма человека. Без витаминов человек болеет.
Витамин С: Если хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен он.
А знаете ли вы, друзья,
В каких продуктах спрятан я?
(во фруктах и овощах)
Витамин А: Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен витамин А!
Сразу вам вопрос, ребята:
В каких продуктах он запрятан?
(морковь, яблоки, зелень, лук, горох, молоко)
Витамин Д:
Он очень нужен для костей. Если в питании малышей не хватает витамина Д, у них развивается рахит, ножки могут на всю жизнь остаться кривыми. И ещё витамин Д сохраняет нам зубы. Без него зубы становятся мягкими и хрупкими.
Назовите продукты, в которых содержится витамин Д?
(рыба, морепродукты, творог, желток яйца)
Витамин В: Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен витамин В!
Витамин В находится в овсянке, которую вы едите на завтрак, и в чёрном хлебе, и в орехах.
А ещё где есть витамин В?
(молоко, йогурт)
Игра “Что разрушает здоровье, а что укрепляет?”
( - Выберите те продукты, которые полезны для здоровья.) (слайд 14 , 15)
Полезные продукты неполезные продукты
Собери пословицы.
(работа в парах)
Сладостей тысячи, а здоровье одно.
Овощи, фрукты – полезные продукты.
Будешь “Колу” пить, смотри, растворишься изнутри.
Будешь кушать “Сникерс” сладкий, будут зубы не в порядке.
Практическое задание: “Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть”
(Раскрасьте на картинке продукты, полезные для здоровья.)
- А как вы понимаете пословицу “Овощи – кладовая здоровья”?
- Сформулируйте золотые правила питания: (слайд 16)
Итог урока.
Домашнее задание.