Урок "Окружающий мир" в 3-м классе по программе "Школа–2100". Тема "Наши братья. Млекопитающие"

Разделы: Начальная школа


Цель.

Познакомить с млекопитающими и их приспособлениями к жизни на суше.

Развивать умение работать по инструкционной карте, умение наблюдать, работать с учебником, выделять главное.

Воспитывать дисциплинированность, доброе отношение друг к другу.

Обучение способам самостоятельного приобретения и применения полученных знаний.

Оборудование: учебник, тетрадь, иллюстрации с изображением животных, план исследования для каждой группы, баночки с водой и шерстяная шаль для опытов.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. - Чего ждёте от урока?

  3. Актуализация знаний.
  1. “разминка”
  2. - Объясните значение каждого слова.

    клюв

    перо

    крылья

    птенцы

    осёдлые

    теплокровные

    По ходу работы учитель предлагает задание:

    - Для чего служит и как называется данное перо?

    Рис.1

    Рис.2

  3. “визитная карточка”

- Дайте характеристику данного вида.

рыбы земноводные

птицы пресмыкающиеся

По ходу работы учитель предлагает задание:

- Почему рыбы и земноводные вынуждены откладывать тысячи икринок?

- Почему пресмыкающиеся не насиживают яйца?

- Почему птицы откладывают небольшое количество яиц?

  1. Постановка проблемы.
  1. Разделите на группы живые существа, изображённые на иллюстрациях. Сделайте вывод.
  2. Рис.3

    Вывод: Получилось четыре группы: земноводные, птицы, пресмыкающиеся и “другие животные”.

  3. Чтобы узнать, как называются эти “другие животные”, разгадайте ребус. (Рис.3)

Дети по первым буквам угадывают слово

млекопитающие

- Это тема нашего урока.

- Какие вопросы хотели бы задать по теме урока?

Предполагаемые вопросы:

Почему так назвали?

Какую температуру тела имеют?

Почему не замерзают?

Как и чем питаются?

Какие органы чувств развиты?

- В учебнике (стр. 110) прочитайте, какой вопрос волнует героиню учебника – Лену?

- Меня тоже волнует один вопрос: К какой группе животных можно отнести человека?

Думаю, к концу урока, мы сумеем ответить на все вопросы. Но чтобы это всё успеть, превратим наш кабинет в лабораторию, и каждая группа ребят будет работать над своей проблемой.

  1. Совместное открытие знаний.
  1. Сначала все вместе узнаем из словаря (стр.138), что обозначает слово млекопитающие.
  2. Приступаем к исследованиям. Работаем в группах. На столах есть кроссворды, отгадав их, вы узнаете объект вашего исследования.

Рис.4

Рис.5

Рис.6

img7.gif (17116 bytes)

Рис.7

Рис.8

Ребята разгадывают ключевые слова, и на доске появляется запись:

кровь

шерсть

зубы

органы чувств

потомство

-Изучив всё это, мы сможем составить “визитную карточку” для такой группы животных как млекопитающие.

3) Самостоятельная работа (у каждой группы на столе план работы и учебник).

1 группа.

План: стр.111

1.Температура тела.

2.За счёт чего подогревается кровь?

3.Как удерживают тепло, если холодно?

4.Почему некоторые звери впадают

в спячку?

5.Тетрадь: стр.51 №4

2 группа.

План:

1.Рассмотрите шерсть разных животных. Какая она?

2.Она греет животных или сохраняет тепло?

Проведи опыт: за 2 часа до урока в две банки налили горячую воду. Банку №1 завернули в шерстяную шаль. Банку №2 оставили на столе. Какая вода в банках? Почему? Заверни банку №2 в шаль. Нагрелась ли она?

3.Тетрадь: стр.52 №6

3 группа.

План: стр.111

1.Для чего млекопитающие должны есть?

2.Какие зубы у них есть? Для чего они служат? (покажи)

3.Тетрадь: стр.51 №3

4 группа.

План: стр.112-113

1.Орган слуха.

2.Орган зрения.

3.Орган обоняния.

4.Орган осязания.

5.Тетрадь: стр. 51 №2

5 группа.

План: стр.110-111

1.Почему у млекопитающих рождается меньше детёнышей

чем у земноводных?

2.Кто и как их кормит?

3.Как воспитывают?

4.Стр.111 №1

  1. Самостоятельное применение знаний.
  1. Ребята делают выводы о проделанной работе.
  2. Ребята рассказывают о своих открытиях, сравнивая млекопитающих и человека (тетрадь: стр.51 №1). На доске появляется запись:
  3. кровь

    шерсть

    зубы

    органы чувств

    потомство

    теплокровность

    сохраняет тепло

    выполняют различные задачи

    хорошо развиты

    забота о потомстве

  4. Вывод: Млекопитающие – самые совершенные животные. Они теплокровные, помогает сохранить тепло шерсть, и разнообразие пищи, дающей энергию. У них хорошо развит мозг и органы чувств. Они заботятся о своём потомстве. С уверенностью можем сказать, что человек относится к разряду млекопитающих животных.
  1. Рубрика “ А знаете ли вы?”
  2. Ребята заранее подготовили сообщения о самом большом млекопитающем – ките, и самом маленьком – землеройке.

  3. Итог.

Вернёмся к теме урока “Наши братья”.

- Почему так названа тема?

- Какое открытие сделали?

- Получили ли удовольствие от работы на уроке?

8.Выставление отметок.

9. Домашнее задание.

Стр. 110-113, уметь объяснить выделенные слова.