Цель.
Познакомить с млекопитающими и их приспособлениями к жизни на суше.
Развивать умение работать по инструкционной карте, умение наблюдать, работать с учебником, выделять главное.
Воспитывать дисциплинированность, доброе отношение друг к другу.
Обучение способам самостоятельного приобретения и применения полученных знаний.
Оборудование: учебник, тетрадь, иллюстрации с изображением животных, план исследования для каждой группы, баночки с водой и шерстяная шаль для опытов.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Чего ждёте от урока?
- “разминка”
- “визитная карточка”
- Объясните значение каждого слова.
клюв перо крылья птенцы осёдлые теплокровные |
По ходу работы учитель предлагает задание:
- Для чего служит и как называется данное перо?
Рис.1
Рис.2
- Дайте характеристику данного вида.
рыбы земноводные птицы пресмыкающиеся |
По ходу работы учитель предлагает задание:
- Почему рыбы и земноводные вынуждены откладывать тысячи икринок?
- Почему пресмыкающиеся не насиживают яйца?
- Почему птицы откладывают небольшое количество яиц?
- Постановка проблемы.
- Разделите на группы живые существа, изображённые на иллюстрациях. Сделайте вывод.
- Чтобы узнать, как называются эти “другие животные”, разгадайте ребус. (Рис.3)
Рис.3
Вывод: Получилось четыре группы: земноводные, птицы, пресмыкающиеся и “другие животные”.
Дети по первым буквам угадывают слово
млекопитающие |
- Это тема нашего урока.
- Какие вопросы хотели бы задать по теме урока?
Предполагаемые вопросы:
Почему так назвали?
Какую температуру тела имеют?
Почему не замерзают?
Как и чем питаются?
Какие органы чувств развиты?
- В учебнике (стр. 110) прочитайте, какой вопрос волнует героиню учебника – Лену?
- Меня тоже волнует один вопрос: К какой группе животных можно отнести человека?
Думаю, к концу урока, мы сумеем ответить на все вопросы. Но чтобы это всё успеть, превратим наш кабинет в лабораторию, и каждая группа ребят будет работать над своей проблемой.
- Совместное открытие знаний.
- Сначала все вместе узнаем из словаря (стр.138), что обозначает слово млекопитающие.
- Приступаем к исследованиям. Работаем в группах. На столах есть кроссворды, отгадав их, вы узнаете объект вашего исследования.
Рис.4
Рис.5
Рис.6
Рис.7
Рис.8
Ребята разгадывают ключевые слова, и на доске появляется запись:
кровь шерсть зубы органы чувств потомство |
-Изучив всё это, мы сможем составить “визитную карточку” для такой группы животных как млекопитающие.
3) Самостоятельная работа (у каждой группы на столе план работы и учебник).
1 группа. План: стр.111 1.Температура тела. 2.За счёт чего подогревается кровь? 3.Как удерживают тепло, если холодно? 4.Почему некоторые звери впадают в спячку? 5.Тетрадь: стр.51 №4 |
2 группа. План: 1.Рассмотрите шерсть разных животных. Какая она? 2.Она греет животных или сохраняет тепло? Проведи опыт: за 2 часа до урока в две банки налили горячую воду. Банку №1 завернули в шерстяную шаль. Банку №2 оставили на столе. Какая вода в банках? Почему? Заверни банку №2 в шаль. Нагрелась ли она? 3.Тетрадь: стр.52 №6 |
3 группа. План: стр.111 1.Для чего млекопитающие должны есть? 2.Какие зубы у них есть? Для чего они служат? (покажи) 3.Тетрадь: стр.51 №3 |
4 группа. План: стр.112-113 1.Орган слуха. 2.Орган зрения. 3.Орган обоняния. 4.Орган осязания. 5.Тетрадь: стр. 51 №2 |
5 группа. План: стр.110-111 1.Почему у млекопитающих рождается меньше детёнышей чем у земноводных? 2.Кто и как их кормит? 3.Как воспитывают? 4.Стр.111 №1 |
- Самостоятельное применение знаний.
- Ребята делают выводы о проделанной работе.
- Ребята рассказывают о своих открытиях, сравнивая млекопитающих и человека (тетрадь: стр.51 №1). На доске появляется запись:
- Вывод: Млекопитающие – самые совершенные животные. Они теплокровные, помогает сохранить тепло шерсть, и разнообразие пищи, дающей энергию. У них хорошо развит мозг и органы чувств. Они заботятся о своём потомстве. С уверенностью можем сказать, что человек относится к разряду млекопитающих животных.
кровь шерсть зубы органы чувств потомство |
теплокровность сохраняет тепло выполняют различные задачи хорошо развиты забота о потомстве |
- Рубрика “ А знаете ли вы?”
- Итог.
Ребята заранее подготовили сообщения о самом большом млекопитающем – ките, и самом маленьком – землеройке.
Вернёмся к теме урока “Наши братья”.
- Почему так названа тема?
- Какое открытие сделали?
- Получили ли удовольствие от работы на уроке?
8.Выставление отметок.
9. Домашнее задание.
Стр. 110-113, уметь объяснить выделенные слова.