Цели занятия: помочь понять необходимость и ценность общения, дать представление о правилах поведения; развивать коммуникативные и творческие способности учащихся.
(Файл (Фильм "Заколдованный участок". Встреча машины и трактора)). Единственная настоящая роскошь–это роскошь человеческого общения.
А.Сент-Экзюпери.
Учитель.
Учиться жить среди людей, уметь общаться так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, то без умения жить в согласии с другими людьми - не обойтись. А для этого необходимо учиться общению.
Учитель. Что же такое общение?
Дети говорят.
Учитель.
Давайте обратимся к толковому словарю С. Ожегова.
(Файл). Общение – взаимное отношение, деловая или дружеская связь.
(Файл). А. Экзюпери писал: … (Ученик читает эпиграф на экране).
Учитель.
А хотите проверить, насколько общительны вы?
Предлагаю вам, ребята, и гостям тест “Общительный ли вы человек”.
В тесте тебе нужно ответить “да” или “нет” на вопросы.
1. Любишь ли ты говорить больше, чем слушать?
2. Можешь ли ты найти тему для разговора с незнакомым человеком?
3. Всегда ли ты внимательно слушаешь собеседника?
4. Любишь ли ты давать советы?
5. Если тема разговора тебе неинтересна, покажешь ли ты это собеседнику?
6. Раздражаешься ли ты, когда тебя не слушают?
7. Имеешь ли ты собственное мнение по любому вопросу?
8. Если тема для разговора тебе незнакома, будешь ли продолжать разговор?
9. Любишь ли ты быть в центре внимания?
10. Есть ли хотя бы три области, в которых ты довольно хорошо разбираешься?
11. Хороший ли ты оратор?
Поставьте себе по 1 баллу за положительный ответ.
Оценка теста.
1-3 балла – или ты молчун или общителен до такой степени, что тебя стараются избегать. Общаться с тобой не всегда приятно, а иногда и тяжело.
4-8 баллов – ты внимательный т приятный собеседник, хотя, может быть, и не очень общительный человек. Общаясь, можешь быть рассеянным, особенно когда бываешь не в духе, и поэтому можешь ненамеренно обидеть собеседника.
9-11 баллов – ты приятный, общительный человек, к общению с тобой стремятся, друзья не могут обходиться без тебя. Только последи за собой; в беседах дай высказаться и другим.
Облегчает понимание и помогает избежать проблем в общении с разными людьми знание психологии личности и этикета.
Давайте посмотрим фрагмент из мультфильма “Винни-Пух в гостях у Кролика” и обсудим его с точки зрения общения. Возьмите оранжевые конверты и прочитайте задание. Понятно, на что вы должны обратить внимание в ходе просмотра?
Учитель. Вот так пообщались сказочные герои. Но согласитесь, такое бывает не только в мультиках. Что можете сказать, какие ошибки были допущены Винни-Пухом?
Каким хозяином оказался Кролик?
Винни “ Мы как раз шли мимо”; с утра в гости не ходят; умыл Поросенка, все съел; некрасиво ел; ещё остался; не знал, о чём говорить; смотрел на часы … Что чувствовали герои? Винни-Пух – страх - не мог вылезти; Пятачок – разочарование – ничего не съел, так как Винни завязал ему рот. |
Кролик Вежливым, гостеприимным, радушным хозяином, но не хотел принимать гостей; потом соврал, что собирается уходить; от нетерпения барабанил лапой по столу. Кролик надолго запомнит “гостей”, чувствовал обиду- всё съели, просидели полдня! |
Какой вывод из этого можно сделать?
Учащиеся говорят: “Не быть таким, не попасть в подобную ситуацию!”
Учитель.
Продолжаем работу. (Файл) Давайте определим ваш круг общения. Возьмите розовые конверты. В них находится всё необходимое для выполнения задания. Начертите на листе круг, разделите его на доли, подпишите их. Выделите те доли, которые обозначают более активное общение.
Поделитесь своим мнением по этому вопросу.
Дети говорят. Гости дополняют.
Учитель.
1 группе: Скажите, а легко ли вы находите общий язык с окружающими людьми?
2 группе: Можете ли запросто познакомиться с тем, кто вам понравился?
Гостям: Можете ли быть своим среди чужих, присутствуя в незнакомой компании?
1 и 2 группам: Возникают ли проблемы с учителями, родителями, друзьями?
Дети отвечают.
Учитель. Существуют определённые правила общения (Они даны на экране).
Прочтите их.
- Уважай собеседника
- Будь тактичен
- Не унижай собеседника
- Не ставь его в неловкое положение
- Будь внимателен к собеседнику.
- Умей слушать и слышать, не перебивай.
- Стремись к взаимопониманию.
Учитель.
Эти “Памятки” останутся у вас.
Внимание! Перед нами ещё один “образец” общения.
Фрагмент из кинофильма “Заколдованный участок” (5 часть). “Встреча” машины и трактора. (Звук убрать!)
Надо озвучить фрагмент. (“Актёры” немого кино из разных групп). После просмотра с предложенным вариантом общения.
Учитель.
Как и почему вы решили, что перед нами конфликтная ситуация? (Ученики говорят, что поняли это по жестам, мимике, действиям).
- А теперь ещё раз смотрим, но уже со звуком.
Вы были правы. А как можно было избежать этого конфликта?
Дети говорят.
Учитель.
Работа в микрогруппах продолжается. Группы получили карточки, на которых записаны качества личности человека, помогающие его общению или усложняющие его.
(Искренность Душевность Честность Открытость Внимание Тактичность
Лицемерие Эгоизм Зависть Подозрительность Грубость Скупость Лживость
Порядочность Доверчивость Доброта).
1 группа – выбрать качества, которые мешают общению. Обосновать свой выбор.
2 группа – выбрать качества, которые помогают общению. Обосновать свой выбор.
Группа гостей разберёт всё сама. Если будет что дополнить, скажете.
Итак, без чего невозможно общение?
Что мешает общению?
Дети говорят.
Учитель.
Общение - это воспитание себя и других, это взаимовоспитание, а не просто совместное проведение времени. Культура общения строится на определенных нормах взаимоотношений между людьми. Нужно уметь искренне и высоко ценить людей. Культурный человек всегда найдет в другом человеке хорошие качества, которые делают его интересным. Это не просто - открыть изюминку в каждом нашем знакомом, но это важно сделать, чтобы ни у кого не было чувства неполноценности, чтобы каждый получил свою долю уважения. Говорят, лучше лишить человека пищи, чем лишить его внимания. Умение искренне ценить людей предполагает признание их превосходства в какой-либо области. Мы говорим: нет добрее души, нет светлее ума. Мы подчеркиваем: он мастер на все руки, у него отличный вкус, они знатоки своего дела. Будьте, ребята, щедры на похвалу, высоко оценивайте истинные достоинства людей.
Что думаете по этому поводу?
Дети говорят.
Учитель.
Каким станет человек, зависит от того, каков он в общении с другими людьми. Какие мысли вызывает у него это общение, к чему оно направляет его волю.
Человеческое общение – это чрезвычайно широкое, многогранное удовлетворение потребности человека в человеке.
Попробуйте дать советы, которые помогут вам и другим людям общаться. Поработайте в группах, сформулируйте 1-2 правила общения. Посоветуйтесь, обсудите, запишите.
Файл. Под музыку к кинофильму “Крошка Енот” “Улыбка”. Дети работают.
Группы отчитываются о проделанной работе.
Учитель.
Возьмите розовые конверты, откройте, тихо прочитайте задание. Обсудите и быстро выполните его.
Готовы? (На экране – “Сюрприз!”) Команды нарисовали символ дружеского приятного общения. 1 команда, подарите свой символ 2 команде, 2 команда подарите свой символ гостям, команда гостей – 1 команде. Как вам такое проявление внимания во время нашего общения?
Учитель продолжает.
Я думаю, всем будут полезны советы американского психолога Дейла Карнеги. Сам он по образованию педагог, сменивший много профессий. Он прочитал горы литературы, проанализировал множество речей изучил большое количество жизнеописаний великих людей, беседовал со многими известными личностями и всегда пытался найти ответ на вопрос, как эти люди ведут себя с окружающими, как им удается завоевать симпатии и признание других людей.
А результатом этой работы стала книга, изданная еще в 1930 году под названием “ Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей” Она переиздавалась на многих языках мира, потому что все мы хотим знать психологию других людей и технику повседневного общения.
Карнеги исходил из трех принципов повседневного общения. Вот они:
- Критика и упреки в адрес другого человека бесполезны и опасны. Потому что даже если человек не прав, он будет обвинять всех, но только не себя. Помни, что критика, словно почтовый голубь, всегда возвращается обратно.
- Согласись, каждый человек хочет, чтобы его искренне похвалили (не путай с лестью). Карнеги рассуждает так: это оправданно, ведь “каждый человек в какой-то области выше меня. У каждого я могу чему-то поучиться”.
- Человека можно заставить что-то сделать, если показать, как это выгодно ему самому.
А теперь я предлагаю вам 6 правил по Д. Карнеги, соблюдение которых позволяет понравиться людям.
1. Первое, что нужно сделать,- проявить интерес к самому человеку и его проблемам. (Например, если кто-то звонит тебе по телефону, нужно ответить, произнести хотя бы известное “Алло” таким тоном, который бы выразил твою радость именно от этого звонка). Никогда не забывай поздравлять друзей и знакомых с днем рождения. Может
случиться так, что ты один вспомнишь об этом важном для человека дне
2. Не нужно забывать о силе улыбки. Ведь она - пароль хороших друзей
3. Постарайся запоминать имена людей, с которыми тебе приходится сталкиваться. Имя человека – это самый сладостный, самый важный для него звук на любом языке .
4. Будь хорошим слушателем. Постарайся сделать так, чтобы другие говорили лишь о себе. Самый лучший комплимент человеку - твое искреннее внимание. Но если ты хочешь, чтобы люди смеялись над тобой, сторонились тебя, то никогда долго не слушай их и все время говори только о себе.
5. Говори о том, что интересует твоего собеседника.
6.Внушай собеседнику сознание его значительности и делай это искренне.
Вот такие правила. А теперь еще раз короткой строкой.
Советы на экране.
- Улыбайтесь.
- Искренне интересуйтесь другими людьми и поощряйте их говорить о себе.
- Помните, что имя человека – самый сладостный и важный для него звук. Чаще называйте его по имени
- Будьте хорошим слушателем.
- Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
- Не осуждайте своих знакомых в присутствии других людей.
- Не сплетничайте.
Учитель.
Эти советы, напечатанные на “Памятках”, останутся у вас.
Ещё раз звучит тема.
Учитель.
Теперь, я думаю, вам понятнее стала фраза, взятая в качестве темы нашего урока: “Чувствовать рядом с собой человека”.
И как порой это бывает нелегко, каждый знает.
И последнее задание группам. Возьмите жёлтые конверты. В них находится рассыпанный текст. Составьте его правильно.
Группы готовы? 1 группа, прочитайте свой кусочек, 2 – свой, гости – свой. Спасибо. А теперь я предлагаю все присутствующим здесь спеть песенку о дружеском общении. Музыка! ( Файл).
От общенья станет лучше жизнь.
Доброта её согреет непременно.
Ну а дружба – лучшее что есть –
Поднимает, без сомненья, настроенье.
Вот сейчас, наверняка,
Пообщались мы слегка.
И грустить сегодня
Вовсе здесь не дело.
Вот тебе моя рука.
На общенье я легка.
Я желаю всем удачи
И везенья.
Учитель.
Есть что сказать? Пожелать?
Ученики. Гости.
Всем спасибо!