Цели и задачи:
- Описание традиций других народов. Традиции Японии. Знакомство с изображениями пагоды, сакуры.
- Обучение передачи настроения в работе, цветовому решению, композиции.
- Познание через культуру других народов культуры своей страны.
- Развитие творческой активности, фантазии, воображения, чувства цвета, композиции, ритма, изобразительных навыков, самостоятельности творчества.
Оборудование:
- Для бумажной пластики: цветная бумага (розовая, голубая, белая), ножницы, двусторонний скотч.
- Для живописной работы: гуашь, кисти, вода, акварельная бумага (формат А3).
Зрительный ряд: оформление доски – большая ветка дерева без листьев; стихотворения, напечатанные на бумаге формата А-4; выставочные живописные работы учеников; мультимедийное оборудование.
Литературный ряд:
японская поэзия.Музыкальный ряд:
музыка Японии.Ход урока
Учитель:
Мы продолжаем путешествовать по странам. И сегодня мы обратимся туда, где зарождается день. Отправимся в Страну восходящего солнца.
Презентация (демонстрация слайдов при помощи мультимедийного оборудования).
Ученики– помощники (текстовая информация передается заранее закрепленным ученикам):
Ученик 1 | Легенда гласит: Со дна океана поднялись высокие горы. Такие высокие, что их вершины выступили над водой и образовали цепь островов. С течением времени на этих островах поселились люди. Говорят, что их призвала Аматерасу – лучезарная богиня Солнца. Люди прозвали свою страну Ямато, что переводится как “Путь гор”. А сегодня все называют эту страну Япония [2]. |
Ученик 2 | Еще в древности у японцев возникло умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни. В школе есть даже такой особый предмет – искусство любования. Там учат: … всмотреться в некрасивое – и увидеть красивое; всматриваться в малое – и видеть великое! [1]. |
Ученик 3 | Обычаи традиционных праздников соблюдают
все жители Японии. Самый любимый – это праздник цветения вишни – сакуры. Он наступает, когда приходит долгожданная пора весеннего пробуждения. Розовые, голубые и белые соцветия превращают деревья в благоуханные облака. [3]. |
Демонстрация слайдов.
Рис. 1 | Рис. 2 |
Рис. 3
Учитель. Ребята, сегодня в Японии начала цвести сакура. Сакура – это японская вишня. Существует много видов вишни, отличающихся друг от друга формой соцветий и оттенками.
Давайте сравним деревья в России и Японии.
В России – высокие березы, в Японии – низкорослые деревья. Как вы думаете, почему?
Так как Япония – островное государство, в нем присутствует каменистая почва, и бушуют сильные ветра. Поэтому деревья – раскидистые и приземистые.
Смотрите, у нас тоже есть ветка, и сейчас мы превратим ее в цветущую сакуру.
Мы создадим из бумаги цветки и прикрепим к нашей ветке.
Педагогический рисунок 1 |
|
Практическая работа (создание бумажных цветов).
Учитель. Сильные ветры и землетрясения бывают в Японии так часто, и это приходится учитывать при строительстве домов. Японские домики не имеют стен в нашем понимании.
Помните, как складываются из бревен стены избы?
А в Японии строят стены из легких сквозных конструкций, а также из передвижных ширм и панелей.
А из каких материалов строятся дома в нашем городе?
Здание японского храма – пагода – похоже на изящную легкую башню. Свою собственную кровлю имеет каждый этаж. Особенность этих крыш в том, что они имеют поднятые кверху концы. Как будто улыбаются.
А какие формы крыш вы знаете?
Демонстрация слайдов.
Рис. 4 | Рис. 5 |
Рис. 6
Учитель. Внутри домика тоже все просто. Почти нет мебели, зато есть ощущение простора. Отодвинув стенку – ширму, легко впустить ветки сада.
Сегодня на уроке мы изобразим с вами японский пейзаж. Старайтесь учесть то, чему учат нас японские художники: находить красивое в малом.
Педагогический рисунок 2 |
Живопись
|
Практическая работа (создание пейзажа Японии).
Во время работы детей звучит японская музыка.
Выставка и анализ работ.
По композиции – соразмерность деталей, заполняемость листа.
- Все работы выставляются у доски и анализируются:
- По цвету – применение знаний по цветоведению.
- Передача настроения художественно-выразительными методами.
Учитель. А сейчас, ребята, я прочитаю необычные стихи:
Весенний вдруг повеял ветерок
И разметал высокие сугробы,
И вот уж под окошком у меня
Цветут, благоухая, ветки сливы…* * *
Прошлой весной
Лепестки облетели, но видишь
Вишни снова в цвету.
Ах, когда б и наша разлука
Оказалась цветам сродни!* * *
Должно быть, друзья
Боятся, что снег не растаял,
Зайти не спешат,
А слива у хижины горной
Белеет не снегом – цветами.
Эти необычные стихи называются танка (японские пятистишия).
Эти стихи рассчитаны на ассоциации. Нет рифмы, и поэтому они нам непривычны для восприятия.
Практическая работа (объединение стихов с нарисованными работами).
Демонстрация слайдов.
Рис. 7 | Рис. 8 |
Рис. 9 | Рис. 10 |
Итог урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с историей, живописью, традициями Японии. Изобразили японский пейзаж с музыкальным сопровождением, послушали стихи. Даже ветка на доске превратилась в цветущую сакуру!
Что особенно понравилось на уроке (стихи, цветы, пейзажи, любоваться пейзажем)? Какое настроение у вас после этого урока?
Список литературы:
- Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7. ЗАО Издательский дом “Аванта +”. 1997 г.
- Л.А. Неменская. Каждый народ художник. Москва. Просвещение 2000 г.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Страны и народы. ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, г. Назрань, 1997 г.
- В. Овчинников. Сакура и дуб. – М.: Дрофа, 2003 г.
- Интернет.