В государственных стандартах 2004 года, в проекте стандартов нового поколения наметилось усиление компетентностной направленности обучения географии: “использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации”. Анализ содержания тестовых заданий ГИА в 9-х классах и ЕГЭ в 11-х классах показывает, что в 50% заданий проверяется способность применять знания для сравнения и объяснения географических объектов, закономерностей, явлений. В связи с этим обозначилась проблема реализации географических компетенций в содержательную часть тестовых заданий.
В.В.Барабанов старший научный сотрудник лаборатории обучения географии ИСМО Российской академии образования выделяет пять предметных компетенций:
- Умение в конкретной ситуации распознавать и формулировать проблемы, которые могут быть решены средствами географии.
- Владение языком географии.
- Умение привязать событие к конкретному месту в пространстве.
- Умение выделить географическую информацию, необходимую для решения данной проблемы.
- Умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации.
В практической деятельности мною используются тесты как готовые, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений, так и разработанные непосредственно мною, содержание тестовых заданий которых имеет компетентностную направленность.
Например:
В итоговых тестах промежуточного контроля в 6-7 классах реализованы некоторые предметные компетенции, так в задании: “ По карте в атласе, определите – в каком направлении от Москвы находится Челябинск?”, проверяется умение читать географическую карту, умение выделить географическую информацию, необходимую для решения данной проблемы, а именно: знания об ориентировании и умение ориентироваться по географической карте.
Другой пример: “У жителей пустыни Сахары есть пословица: “Солнце в нашей стране заставляет кричать даже камни”.
Назовите не менее двух обоснований этой пословицы. Данное задание контролирует умение в конкретной ситуации распознавать проблемы, которые могут быть решены языком географии.
Проблема: недостаточно заданий на умение “привязать” событие к конкретному месту в пространстве, а задания такого типа встречаются в материалах ГИА школьников за курс изучения географии основной школы, причём их количество ежегодно увеличивается. Трудность для учителя заключается в нахождении информации такого типа.
Очень часто для разработки заданий такого типа использую краеведческие материалы и информацию, получаемую из СМИ.
В 2009 году наш славный город Великий Новгород отпраздновал свой юбилей – 1150 лет со дня основания и праздник “Ганзегата”. Информация об этих событиях была использована мною для разработки тестовых заданий, проверяющих умение привязать событие к конкретному месту в пространстве.
Приведу примеры таких заданий.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
“В жизни Великого Новгорода на протяжении всей его истории большое значение имели внешнеполитические связи города. Огромную роль в экономике города в средние века сыграли торговые отношения с Ганзой. Ганза - торговый союз северонемецких городов. В Новгороде заключались крупные сделки русских купцов с иностранцами. Товары привозили по реке Волхов”.
6-8-й класс. Открытое задание с кратким ответом.
- Назовите исток реки Волхов.
- Назовите устье реки Волхов.
- По карте в атласе перечислите водные объекты, по которым можно из р. Волхов попасть в Балтийское море.
- Вставьте пропущенное слово: Новгородский кремль (Детинец) расположен на……… берегу реки Волхов, а Ярослава дворище на ……. берегу реки.
- На берегах, какого озера появились первые поселения новгородцев?
- Выберите верное соответствие: название озера – происхождение озерной котловины.
А) Байкал – вулканическое;
Б) Ильмень – ледниково-тектоническое;
В) Ладожское – озеро-старица.
9-й класс.
- Выберите группу товаров, которые составляли важнейшие статьи русского экспорта и шли через Новгород в Западную Европу.
А) воск, лён, хлопок,
Б) хлопок, мёд, пушнина,
В) пушнина, мёд, лён.
- Выберите группу товаров, которые поставляет Новгородская область на экспорт в настоящее время:
А) автомобили, удобрения, древесину,
Б) древесину, огнеупорный кирпич, удобрения,
В) удобрения, сталь, лён.
Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
“В июне 2009г. праздник Ганзейских городов проходил в Великом Новгороде. Очерёдность проведения Ганзейских дней расписана до 2030 г. В состав современного Ганзейского союза входит более 160 городов из 15 стран Европы. В 2010 г. праздник “Ганзегата ” будет принимать г. Таллин.
9-й класс. Вопросы:
1. Столицей какого государства является Таллин?
2. Каким морем омывается это государство?
3. В состав какой языковой семьи входят коренные жители этого государства?
А) алтайской;
Б) индоевропейской;
В) северокавказской.
9-й класс. Прочитайте текст. Выполните задание.
“На празднование Ганзейских дней в Великий Новгород приехали “купцы” с многих регионов России. На Ганзейской ярмарке шла бурная торговля товаром, который они привезли. Санкт-Петербург торговал пивом, В.Новгород – изделиями из бересты. А что продавали другие?”. Установите соответствие: регион – товар
1. Республика Башкортостан
2. Оренбургская область
3. Тульская область
А) пуховые платки
Б) хрустальная посуда
В) мёд
Г) самовары
9-й класс. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
“ В 2005 году население В.Новгорода увеличилось за счёт вынужденных переселенцев из г. Ленска. Причиной этому послужило стихийное бедствие - наводнение на реке Лене, на берегах которой и был расположен этот город. Это природное явление не является редкостью для данного региона”.
Задания открытого типа.
1.Чем можно объяснить, что это стихийное бедствие не является редкостью для рек Восточной Сибири?
2. Определите, на сколько часов отличается время В.Новгорода от времени г. Ленска?
Прочитайте текст. Выполните задания.
“В посёлке Крестцы Новгородской области ежегодно проводят соревнования по мотокроссу, куда съезжаются спортсмены со всей России”.
- Какие особенности рельефа местности позволяют проводить соревнования по этому виду спорта? Ответ обоснуйте.
- Какой картой Новгородской области Вы воспользуетесь для обоснования ответа:
А) геологической;
Б) тектонической;
В) физической.
3.Выберите правильный ответ. Какая особенность географического положения посёлка Крестцы явилась также причиной выбора места проведения соревнований? Здесь проходит (протекает)
А) железная дорога Москва – Санкт-Петербург;
Б) река Холова;
В) федеральная трасса Москва – Санкт-Петербург.
7,11 класс. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
“ В сентябре 2009 г. состоялось заседание международного олимпийского комитета, где было названо место проведения летних олимпийских игр 2016 года. Это город – Рио-де-Жанейро.
- Назовите материк, на котором будут проводиться игры.
- Назовите страну, в которой находится этот город.
- Назовите столицу этого государства.
- Вставьте пропущенное слово: это государство омывается……..океаном.
- Выберите группу равнин, расположенных на её территории
- Чем можно объяснить равнинный характер рельефа этой страны?
- К какой группе стран по типологии относится это государство?
- Вам предложили в качестве сувениров три футболки с изображением Эйфелевой башни, статуи Свободы и статуи Христа. Выберите ту, на которой изображен символ этого государства, приведите не менее двух обоснований.
А) Амазонская низменность, Бразильское плоскогорье;
Б) Бразильское плоскогорье, Оринокская низменность;
В) Оринокская низменность, Гвианское плоскогорье.
11-й класс. Прочитайте текст. Дайте обоснованный ответ на вопрос.
“ В средствах массовой информации прозвучало сообщение о том, что, начиная с 2010 года запуск космических кораблей Россия, будет осуществлять с территории Французской Гвианы, где построен новый космодром”.
1. Чем можно объяснить место выбора запуска космических кораблей с территории Французской Гвианы?
Эти тестовые задания можно использовать не только на уроках контроля, но и на обучающих уроках.