Цель курса
1.Научить детей быть здоровыми душой и телом
2.Стремится творить свое здоровье, применяя знания и умения с законами бытия.
Задачи курса
1.Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
2.Обеспечения физического и психического саморазвития.
Ожидаемые результаты
1.Воспитание бережного отношения к собственному здоровью;
2.Владение навыками здорового образа жизни (чистить зубы утром и вечером; выполнять утреннюю зарядку; есть здоровую пищу; выполнять правила безопасного поведения на улицах города, на дорогах, на природе, в повседневной жизни; жить в гармонии с собой и окружающим миром);
3.Повышения индекса здоровья класса.
Тематическое планирование программы “Уроки здоровья”
Раздел |
Тема |
Класс, количество часов |
|||
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
||
1.Я и мир вокруг меня. | 1.Я и общество. 2.Какие мы похожие и разные. Наши эмоции. Управление эмоциями. 3.Личная гигиена. 4.Встреча с психологом. |
1 1 1 |
1 1 |
1 1 1 |
1 1 1 |
2.Правильное питание. | 1.Пиша и ее значение для организма. 2.Пищеварительные органы. 3.Профилактика заболеваний пищеварительных органов. Встреча с педиатором. 4.Белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества. |
1 |
1 1 |
1
1 |
1 1 |
3.Красивая улыбка. | 1.Правилоухода за зубами. 2. Строение зубов. Как уберечь зубы. 3.Здоровые зубы - здоровый организм. 4.Профилактика заболеваний десен. Встреча со стоматологом. |
1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
4.Безопасное поведение на дорогах. | 1.Части дороги, переход улицы. 2.Светофор. 3.Урок-экскурсия на дорогу со светофором. 4.Встреча с инспектором ГБДД. 5.Дорожные знаки. 6. “Островок безопасности” 7.Сложный перекресток. 8.Опасность на проезжей части. |
1 1
3
1 |
1 1 1 3 1 1 1
|
1 3 1 1 1 |
1 1 3 1 1
|
5.Безопасность в повседневной жизни | 1.Безопасность на водоемах. 2.Безопасность на льду. 3.Безопасность при общении с незнакомыми людьми. 4.Безопасность при общении с электроприборами. 5.Безопастность при обращении с острыми, колющими, режущими предметами. 6.Безопасность при обращении с бытовыми химикатами. 7.Оказание первой помощи. |
1
1
1
1 |
1
1 1 1
1 1 |
1
1 1
1 1 |
1
1 1
1 2 |
6.Стройная спина | 1.Значение правильной осанки. 2.Упражнения для сохранения и исправления осанки. 3.Значения физкультуры и спорта для здоровья человека. |
1 |
1 1 1 |
1 1 |
1 1 |
7.Охраняя природу - сохраняем себя. | 1.Что такое экология. 2.Правильное поведение на природе. 3.Ядорвитые и съедобные грибы. 4.Лекарственные растения. 5. “Аптека на подоконнике” 6. Экологические знаки. 7.Экологические профессии. 8.Оказание первой помощи на природе. |
1 |
1 1 1 1 1 |
1 1 1 1 1 1 1 |
1 1 1 1 1 1 |
8.Вредные привычки. | 1.Ты и твое здоровье. 2.Наркотики алкоголь и куренье. 3.Умей сказать НЕТ! 4.Наркоман-это “дойная корова” для наркодельцов и “целителей”. Не будь “коровой”! |
1 |
1 1 1 |
1 1 1 1 |
1 1 1 1 |
Итого: |
18 |
32 |
32 |
32 |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 1-4 классов по программе “Уроки здоровья”
Разделы |
Наименование раздела |
Основные требования |
1. |
Я и мир вокруг меня. | Должны знать части своего тела и их
функции; уметь давать устную характеристику основных эмоциональных состояний; уметь соблюдать правила личной гигиены; должно быть сформировано позитивное отношение к другим людям. |
2. |
Правильное питание. | Должны знать группы продуктов
питания, их значение для организма; знать этапы процесса пищеварения; профилактику заболевания органов пищеварения; знать о способах хранения продуктов, приготовления простых блюд; иметь представление о роли питательных веществ, традициях русской и татарской национальной кухни. |
3. |
Красивая улыбка. | Знать о строении полости рта, зубов, их
функции; уметь ухаживать за зубами и деснами; иметь представление о зубных пастах, щетках и их хранении; иметь привычку чистить зубы |
4. |
Безопасное поведение на дорогах. | Знать правила безопасного поведения
на улицах города; уметь переходить улицу; иметь представление о сложности движения на перекрестках; иметь навыки перехода дороги только на зеленый свет |
5. |
Безопасность в повседневной жизни | Должны уметь звать на помощь при
экстремальных ситуациях; вызывать экстренную помощь, знать номера 01,02,03,04; уметь оказывать себе и другим первую помощь. |
6. |
Стройная спина | Знать о правильной осанке; уметь
следить за своей осанкой; знать упражнения для сохранения правильной осанки |
7. |
Охраняя природу - сохраняем себя. | Должны освоить правила поведения на
природе, на водоемах, на льду; уметь различать ядовитые и съедобные грибы, лекарственные растения; уметь оказывать первую помощь при укусе животных, насекомых, при ушибах растяжениях, переломах, при переохлаждении, при солнечном и тепловом ударе. |
8. |
Вредные привычки. | Получить представление о том,
наркомания, алкоголизм, курение, токсикомания-
это болезнь; выработать правила поведения, когда рядом опасные люди, знать возможные выходы из опасной ситуации. |
Формы проведения уроков соответствуют возрастным особенностям младших школьников – это занимательные беседы, игры, оздоровительные минутки, кроссворды, встречи с психологом, педиатром, инспектором ГБДД и т.д.
Список рисунков к программе
- Схематичная фигура человека
- Внутренние органы курильщика
- Скелет человека с проекцией внутренних органов
- Ротовая полость, глотка
- Пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа, желчный пузырь
- “Цветной человек”
- Стол с национальными блюдами
- Схема зуба
- Плакат с изображением знаков “Не курить!”
- Глаза
- Внутренние органы алкоголика
- Продукты
- Плакат “Не пробуй – и не поймаешься”
- Номера телефонов экстренных служб
- Водоём
- “Место для купания”
- Кухня
- Водоём зимой
- Привычка бросаться за предметом, не наблюдая за окружающим
- Привычка совмещать движение с оживленной беседой
- Привычка двигаться, не приостановившись для наблюдения за окружающим
- Привычка оглядываться, отвлекаясь от наблюдения за обстановкой
- Главная опасность на улице – стоящая машина
- Выход на дорогу перед стоящим автобусом – самая опасная ошибка детей
- Умейте предвидеть скрытую опасность
- Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади
- Берегитесь у светофора
- Часто машин не видно
- Перебегать дорогу опасно
- Опасная привычка детей на дороге
- Это очень опасно!
- Остановка – опасное место
- Не обгоняйте транспорт у пешеходного перехода
- Возле школы будьте готовы к внезапному появлению детей
Все виды зубов
Список использованной литературы
- “Педагогика здоровья”, программа и методическое руководство для учителей начальной школы, М., 1999год.
- “Школа докторов природы или 135 уроков здоровья”, Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, М., 2005год,
- “Уроки Мойдодыра”, Г.Зайцев, Санк-Петербург, 1996год.
- “50 уроков здоровья”, Н.Коростелев, М., 1991год
- Учебный план и программы обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в городской общеобразовательной школе, Казань, 1995год
- Республиканская программа “Образование и здоровье”