Открытый урок по дисциплине "Методика преподавания хореографических дисциплин". Тема: "Методика преподавания классического танца"

Разделы: Общепедагогические технологии


ЦЕЛЬ: Создание психолого-педагогических условий формирования у студентов методической готовности средствами классического танца

ЗАДАЧИ:

  • Способствовать изучению особенностей структурных элементов, методов, приемов, средств урока классического танца;
  • Развивать у студентов проектировочные умения;
  • Способствовать формированию субъектности будущего учителя хореографической деятельности;

Этапы образовательной деятельности

Содержание образовательной деятельности

Организационно-методические указания по управлению деятельностью

деятельность преподавателя

деятельность студента

I. Самоопределение к изучению особенностей структурных элементов, методов, приёмов, средств уроков классического танца. Предлагает педагогические ситуации, примеры из профессиональной практики и др., помогает студентам увидеть разрывы (противоречия) между сложившимся опытом методики преподавания классического танца и новыми требованиями.

- Здравствуйте! У нас сегодня не совсем обычный урок. Мы проводим его в рамках компетентностного подхода.

- Надеюсь, что вам будет интересно.

Демонстрирует готовность к изучению методов, приёмов, средств уроков классического танца: мотивы, потребности, способности, возможности. Учебно-методический комплекс
- В требованиях государственного стандарта среднего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности “Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество” указывается, что выпускник должен уметь проводить уроки классического танца. Как вы считаете, что нужно для этого знать? - Структурные элементы урока и их содержание.

- Методику составления учебных и танцевальных комбинаций урока.

- Методику исполнения и последовательность проучивания движений и элементов урока различных уровней сложности (то есть по годам обучения).

- Технику исполнения, координацию движений, музыкальность, танцевальность.

 
- Совсем недавно вы были на концентрированной педагогической практике в хореографическом коллективе. Скажите, во всех ли коллективах востребована дисциплина “Классический танец”? - На практике иногда видно, что не все коллективы придают серьёзное значение этой дисциплине, что приводит к недостаточно высокому уровню исполнительства на концертах, конкурсах.  
- Были ли востребованы ваши знания в области классического танца на практике? - Да или Нет.  
- Базы практики – это наши социальные партнёры и будущие работодатели. Мы должны соответствовать новым требованиям, которые они к нам предъявляют. Как вы считаете, какие это требования? - Помимо узкопрофессиональных компетенций, сегодняшний выпускник должен обладать активной творческой позицией, умением организовывать свою профессиональную деятельность на высоком уровне, инициативностью, развитыми коммуникативными качествами и т. д.  
- В какой степени на сегодняшний день вы соответствуете требованиям ГОС СПО и социального партнёра? Что вы знаете и умеете? - Мы знаем структурные элементы урока и их содержания, методику составления учебных и танцевальных комбинаций урока, методику исполнения и последовательность проучивания движений и элементов урока различных уровней сложности (то есть по годам обучения), технику исполнения, координацию движений, музыкальность, танцевальность, обладаем активной творческой позицией, инициативны. Но мы не знаем, как правильно поставить цель, задачи, определить методы, средства, приёмы, необходимые для проведения урока классического танца.  
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности по определению методов обучения в хореографической деятельности. Помогает студентам выявить их достижения и затруднения по определению методов обучения хореографической деятельности.

- Итак, на прошлом уроке мы с вами изучили методы обучения хореографической деятельности.

Фиксирует индивидуальные затруднения по определению методов обучения хореографической деятельности. Организуется видеопросмотр методов обучения хореографической деятельности, помогающий студентам выявить ранее известные и не известные методы обучения хореографической деятельности.
  - Как вы считаете, все ли эти методы могут использоваться в преподавании классического танца?

Давайте попробуем их определить по видео фрагментам. (Студентам показываются видеофрагменты. Их задача определить методы обучения хореографической деятельности – метод танцевального показа, метод устного изложения материала, метод танцевально-практических действий. Последний фрагмент – метод проектирования (Приложение 1), с которым они незнакомы. Они записывают в тетрадь свои варианты. По окончании просмотра педагог вместе со студентами определяет правильность методов.)

- Да.  
III. Выявление причин затруднения и постановка цели образовательной деятельности по изучению структурных элементов, методов, приёмов, средств уроков классического танца. - Предлагает студентам метод проекта, чтобы соотнести его с другими методами обучения хореографической деятельности.

- Организует самостоятельную деятельность студентов по изучению алгоритма проектирования урока классического танца.

- Соотносит свои действия с методом проекта, выявляет и фиксирует во внешней речи причину затруднения.

- Ставит цель своей образовательной деятельности на данный урок.

- Формулирует тему учебного занятия.

Предлагается метод проекта.
- Испытывали ли вы, какие либо затруднения в определении методов обучения в хореографической деятельности? - Мы испытываем затруднения в определении последнего метода обучения хореографической деятельности.  
- Давайте попробуем выяснить, что это за метод.

Вы были на практике. Опираясь на свой небольшой опыт, скажите, какие уроки нравятся детям? Такие где ставятся цели или нет? Где используются новые педагогические технологии или нет?

- Ставятся. Если цели обучения не ставятся, то уроки проводятся однообразно. Новые педагогические технологии позволяют сделать урок более интересным для детей.  
Что значит “новые педагогические технологии”? Это такие технологии, когда учащиеся являются субъектами деятельности. Они вместе с педагогом ставят цели, задачи, планируют, оценивают, анализируют. Также это предполагает использование в уроке методов, требующих от учащихся инициативы, самостоятельности, ответственности.  
Вы хотите проводить уроки так, чтобы у детей горели глаза, и они занимались с удовольствием?

В этом вам поможет данный метод. Он был разработан еще в первой половине XX века Джоном Дьюи. В России этот метод был известен еще в 1905 году. В 1931 г. был осужден как чуждый и не использовался вплоть до конца 80-х годов. На сегодняшний день он широко внедряется в образовательную практику в России благодаря благотворительной программе “Обучение для будущего”. В его основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Таким образом, данный метод позволяет создать свое, используя накопленный и изученный опыт.

- Да.  
- Давайте посмотрим презентацию еще раз и определим название данного метода. (Студенты определяют название метода проектов)  
- Исходя из вышесказанного, как можно сформулировать тему сегодняшнего урока? - Методика преподавания классического танца  
В рамках данной темы, какую цель можно поставить перед собой?

- Какие задачи мы должны решить для достижения данной цели?

- Создание психолого-педагогических условий формирования у студентов методической готовности средствами классического танца.

- Изучить особенности структурных элементов, методов, средств, приемов урока классического танца.

- Формировать самопроцессы будущего учителя хореографии как субъекта деятельности.

 
IV. Самостоятельная работа студентов по изучению алгоритма проектирования урока классического танца. Создаёт психолого-педагогические, методические условия для изучения алгоритма проектирования урока классического танца.

Студентам дается распечатка с описанием метода проектов и алгоритма проектирования урока классического танца. После ее изучения преподаватель выявляет степень понимания данной темы по следующей схеме:

  1. Что такое метод проектов?
  2. Что лежит в основе данного метода?
  3. Основные требования к использованию метода проектов.
  4. Алгоритм проектирования урока классического танца.
Использует индивидуальную форму работы с источником изучения алгоритма проектирования урока классического танца, оценивает свою деятельность. Предоставление источника для изучения алгоритма проектирования урока классического танца.
V. Проектирование урока классического танца (I этап). - Организует коллективную деятельность студентов в малых группах по проектированию урока классического танца.

- Помогает проектировать урок классического танца.

Осуществляет коммуникативное взаимодействие в группе, определяет актуальность, цель, задачи, методы, приёмы, средства, тип урока классического танца. Заранее организуется рабочее пространство, формируются рабочие группы.
VI. Включение метода проекта в систему знаний студента. Организует презентацию проектов урока классического танца (I этапа). - Присваивает новое знание, включает в систему знаний метод проекта урока классического танца

- Готовит и осуществляет презентацию первого этапа проекта урока классического танца.

- Определяет практическую применимость проекта урока классического танца в условиях социального партнёрства.

Презентация первого этапа проектов урока классического танца.
VII. Рефлексия образовательной деятельности. - Подводит итоги совместной деятельности.

- Оценивает деятельность каждой рабочей группы и отдельных студентов.

- Намечает вместе со студентами цели последующей деятельности.

- Способствует определению домашнего задания.

- Что каждый из Вас получил в результате деятельности?

- Какие трудности, проблемы возникали в процессе деятельности?

- Что на Ваш взгляд было неэффективным?

- Какие “открытия” Вы сделали для себя?

(Приложение 2)

- Фиксирует степень соответствия поставленной цели и результатов образовательной деятельности.

- Определяет качество полученных результатов, качество образовательного процесса, качество самоизменений как открытие нового в себе и других, в процессе и результате.

Приготовить алгоритм вопросов для рефлексии и обсудить их со студентами.