Урок математики. Тема "Измерение длины отрезка. Сантиметр"

Разделы: Начальная школа


Форма урока: игра

Цели:

  • познакомить с использованием сантиметра для измерения длин, упражнять в измерении;
  • познакомить со старинными мерами длины;
  • развивать внимание, ориентирование в пространстве, воображение;
  • воспитывать трудолюбие, доброе отношение друг другу.

Оборудование: раздаточный материал, сантиметровая лента, нить (1,5 м), нарисованная “большая” ладонь, презентация, мультфильм.

Ход урока

  1. Приветствие.

Придумано кем-то и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.

- И я вам тоже говорю: здравствуйте, доброе утро, ребята!

2. Оргмомент. Проверить готовность к уроку.

Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книга и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

- Сегодня у нас необычный урок математики. И начнем мы его с игры. Будьте внимательны. Если вы согласны, отвечайте хором – “да”, если не согласны – “нет”.

- Мы друг друга понимаем?
Хором: Да, да, да!
- Хорошо всегда считаем?
Хором: Да, да, да!
- А задачи мы решаем?
Хором: Да, да, да!
- На уроке засыпаем?
Хором?
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час.

- Ребята, посмотрите на меня внимательно. Я сегодня не просто учитель, отгадайте по моей одежде кто я по профессии. (Швея, портной).

- Кто такой портной? (Портной – это человек, который шьёт одежду).

- Правильно. Сегодня я портной и приглашаю вас в свою мастерскую.

Cлайд 2 (см. презентацию)

3. Устный счет.

3.1. “Лесенка”

- А прийти в мастерскую можно по лесенке. Cлайд 3

- Вы должны догадаться, какие числа пропущены, и назвать их (0, 10). Почему?

- Молодцы! Так, теперь вы мои полноправные помощники.

3.2.Загадки.

- А с какими же инструментами работает портной? Давайте отгадаем загадки.

  1. Я одноухая старуха.
    Я прыгаю по полотну
    И нитку длинную из уха,
    Как паутинку я тяну (иголка).
  2. Проведу им по бумаге:
    На листке зажгутся флаги
    Захочу, и, словно в сказке,
    Малышей помчат салазки
    Что сейчас в руках держу
    По бумаге, чем вожу (карандаш).
  3. Два братца

Одно сердце (ножницы). Слайд 4

- Все эти инструменты нужны в мастерской.

3.2. Задание на внимание.

- Портной еще должен быть внимательным, и я вам предлагаю задание на внимание. Слайд 5

- Посмотрите внимательно на слайд, и через две минуты я уберу картинку, а вы должны будете выложить это изображение из палочек на столе. Слайд 6

- Проверьте, какие вы внимательные. Поднимите руку, кто выполнил все правильно. Молодцы! Слайд 7

- Из каких геометрических фигур состоит данное изображение.

- Молодцы, вы оказались очень внимательными помощниками.

4. Введение в тему.

4.1. Измерение парт мерками.

- А ещё портному надо уметь хорошо считать. У вас на столе лежат файлы, в которых находятся полоски (разной длины). Вам необходимо с помощью их измерить парты. Первый ряд измерят красными полосками, а второй ряд – синими. Работать будете в парах. И нашим девизом будут слова.

Слайд 8 “В одиночку не одолеешь и кочку”

- Какую длину получил первый ряд, какую – второй (результат получился разный).

4.2. Просмотр фрагмента мультфильма.

- Что такое, разве у нас парты разные? Ребята, с такой же проблемой столкнулся и герой мультфильма.

Слайд 9 Просмотр фрагмента мультфильма “38 попугаев”

- Почему длина удава получилась разной? (измеряли разными предметами)

- Какой выход можете предложить? (полоски должны быть одинаковыми…)

Физкультминутка.

- Если нравится тебе, то делай так:

Два щелчка пальцами над головой.

- Если нравится тебе, то делай так:

Два хлопка за коленками.

- Если нравится тебе, то делай так:

Два притопа ногами.

- Если нравится тебе, то делай так:

Покажи класс (большой палец)

- Если нравится тебе, то делай так, то и другим ты покажи.

- Если нравится тебе, то делай так, то делай все (повторяют все движения).

- Для того чтобы измерять, люди придумали единые единицы измерения (Дм, см, км, м, мм.). И сегодня мы с вами познакомимся такой единицей измерения, как САНТИМЕТР. Слайд 10

- Даже в сказках мы встречаем эти старинные названия. Слайд 11

4.3. Историческая справка с практической деятельностью учащихся.

- Но такие измерения существовали не всегда. Даже в сказках мы встречаем эти старинные названия. В древности люди использовали для измерения длин те измерительные приборы, которые всегда были при себе. Одной из самых распространенных единиц длины ЛОКОТЬ. Слайд 12

- Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая на руку. И мне как портному часто приходилось иметь дело с такой единицей измерения. При помощи локтя я могу измерить длину ткани или нити (Учитель-мастер измеряет нить, затем предлагает измерить ученику).

- Что заметили? (результат получился разный)

- Наряду с локтем была распространена другая мера длины ПЯДЬ. Слайд 13

- Было даже такое выражение, как “семь пядей во лбу” (Учитель – мастер показывает меру длины на лбу и предлагает показать детям).

- Как вы думаете, про какого человека можно сказать, что у него “семь пядей во лбу” (так говорили про умного человека).

- А также существовали и другие меры длины: САЖЕНЬ, КОСАЯ САЖЕНЬ.

Слайд 14

- Было такое выражение “Косая сажень в плечах”. Про какого человека так могли сказать? (сильного)

- Также были такие меры длины как ВЕРСТА, АРШИН, ВЕРШОК (“От горшка два вершка” (очень маленький)), ШАГ. Слайд 15

- Ещё существует такая мера длины, как ЛАДОНЬ. Мне нужны два помощника. Я предлагаю вам измерить доску (сначала один ученик измеряет доску своей ладонью, а другой в специальной перчатке (большой)).

- Что вы заметили? (результаты разные)

- У нас опять получилась длина разная.

- Удобно пользоваться старинными мерами длины? (Нет, получают разные результаты, так как человек имеет индивидуальное строение тела)

- Мы еще раз убедились, что удобно измерять одинаковой величиной, такой как сантиметр. Это слово принято обозначать двумя буквами СМ. Слайд 16

5. Изучение новой темы.

- Тема нашего урока: Измерение длин отрезка. Сантиметр. Сегодня на уроке мы будем учиться измерять предметы. Слайд 17

5.1. Введение понятия “сантиметр”.

- У портного есть лента, называется она сантиметровая.

-Для чего она нужна? (измерять).

-А вы помощники, чем можете измерять (линейками, с ее помощью можно чертить отрезки и измерять их длину). Слайд 18

- Что на ней изображено (черточки, цифры).

- Это короткие отрезки. Вот расстояние от одной отметки до следующей называется сантиметр. Сколько здесь сантиметров-10см. Чтобы измерить длину, каких либо предметов необходимо приложить линейку так: один конец совпадал с отметкой 0 на линейке, а другой где предмет кончается. Посмотрите на рисунок, и скажите, сколько сантиметров карандаш (10). Слайд 19

6. Закрепление пройденного материала.

6.1. Измерение ленты.

- А теперь я предлагаю вам поработать с линейкой в тетради.

- Достаньте ленту из файла желтого цвета. Вам необходимо отмерить от ленты часть, длиной 9 сантиметров. А девизом нам будут служить слова “Ум – впереди дела”. Слайд 20

- Как вы должны измерять:

1.Взять линейку.

2. Положить линейку так, чтобы отметка 0 совпадало с началом ленты.

3.И где стоит отметка 9 провести линию отреза.

- А я беру в руки ножницы, и буду заготавливать материал для мастерской. (Учитель – мастер собирает остатки ленты)

- Приступаем к работе (после объяснения). Ведь у нас в мастерской не бывает скуки, коли, заняты руки. Слайд 21

-Сравните ленты, у всех ли они одинаковые (Да).

- Молодцы, лишнее все убрали в файлы.

6.2. Измерение подручного материала.

- А, теперь ребята, давайте вспомним какие предметы, мы называли для мастерской портного.

-Я вам предлагаю измерить длину этих предметов и записать их (индивидуальные листочки для каждого ученика). Слайд 22

(Учитель – мастер на доске выкладывает из отрезков по 9 сантиметров слово УРА!).

- А теперь давайте проверим. Слайд 23

- Посмотрите на слайд, если ответ совпадает, похлопайте себе под уровнем груди, если совпадает второй ответ, похлопайте над уровнем лица, если совпадает третий ответ, похлопайте над головой – И так в честь ваших правильных ответов прозвучал салют.

- И я в честь своих помощников, как мастер говорю “ура!”.

7. Итог.

- Итак, ребята, предлагаю вам закончить предложения. Слайд 24

8. Самостоятельная работа.

- И так мои помощники вы научились хорошо измерять и теперь вы можете справиться и с более серьёзной работой, но перед этим приготовим наши руки.

Физкультминутка.

Можешь пальцы сосчитать
Один, два, три, четыре, пять,
Один, два, три, четыре, пять.
Десять пальцев, пара рук –
Вот твоё богатство друг.

- Вам необходимо измерить ленты лежащие у вас на столе.

- А теперь давайте, измерим наши полоски

- Проверим.

- Молодцы!

9. Рефлексия.

- Ребята, посмотрите на доску, это я (улыбающиеся лицо). Почему я улыбаюсь.

- А теперь я вам предлагаю показать ваше настроение

  • Если вам понравилось и вас всё получалось, и вы всё поняли, возьмите “улыбающийся ротик”
  • Если вам не понравилось и вас не все получалось, возьмите “неулыбающийся ротик” (со спущенными уголками губ)

Все в нашей мастерской друзья
Дружнее не сыскать
Мы в мастерской одна семья
Нас каждый должен знать.

- По вашим лицам я вижу, что вам понравилось, а если у вас, что-то не получалось, то получится на следующем уроке. Потому что: Слайд 25