Форма урока: игра
Цели:
- познакомить с использованием сантиметра для измерения длин, упражнять в измерении;
- познакомить со старинными мерами длины;
- развивать внимание, ориентирование в пространстве, воображение;
- воспитывать трудолюбие, доброе отношение друг другу.
Оборудование: раздаточный материал, сантиметровая лента, нить (1,5 м), нарисованная “большая” ладонь, презентация, мультфильм.
Ход урока
- Приветствие.
Придумано кем-то и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
- И я вам тоже говорю: здравствуйте, доброе утро, ребята!
2. Оргмомент. Проверить готовность к уроку.
Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книга и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Сегодня у нас необычный урок математики. И начнем мы его с игры. Будьте внимательны. Если вы согласны, отвечайте хором – “да”, если не согласны – “нет”.
- Мы друг друга понимаем?
Хором: Да, да, да!
- Хорошо всегда считаем?
Хором: Да, да, да!
- А задачи мы решаем?
Хором: Да, да, да!
- На уроке засыпаем?
Хором?
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час.
- Ребята, посмотрите на меня внимательно. Я сегодня не просто учитель, отгадайте по моей одежде кто я по профессии. (Швея, портной).
- Кто такой портной? (Портной – это человек, который шьёт одежду).
- Правильно. Сегодня я портной и приглашаю вас в свою мастерскую.
Cлайд 2 (см. презентацию)
3. Устный счет.
3.1. “Лесенка”
- А прийти в мастерскую можно по лесенке. Cлайд 3
- Вы должны догадаться, какие числа пропущены, и назвать их (0, 10). Почему?
- Молодцы! Так, теперь вы мои полноправные помощники.
3.2.Загадки.
- А с какими же инструментами работает портной? Давайте отгадаем загадки.
- Я одноухая старуха.
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутинку я тяну (иголка). - Проведу им по бумаге:
На листке зажгутся флаги
Захочу, и, словно в сказке,
Малышей помчат салазки
Что сейчас в руках держу
По бумаге, чем вожу (карандаш). - Два братца
Одно сердце (ножницы). Слайд 4
- Все эти инструменты нужны в мастерской.
3.2. Задание на внимание.
- Портной еще должен быть внимательным, и я вам предлагаю задание на внимание. Слайд 5
- Посмотрите внимательно на слайд, и через две минуты я уберу картинку, а вы должны будете выложить это изображение из палочек на столе. Слайд 6
- Проверьте, какие вы внимательные. Поднимите руку, кто выполнил все правильно. Молодцы! Слайд 7
- Из каких геометрических фигур состоит данное изображение.
- Молодцы, вы оказались очень внимательными помощниками.
4. Введение в тему.
4.1. Измерение парт мерками.
- А ещё портному надо уметь хорошо считать. У вас на столе лежат файлы, в которых находятся полоски (разной длины). Вам необходимо с помощью их измерить парты. Первый ряд измерят красными полосками, а второй ряд – синими. Работать будете в парах. И нашим девизом будут слова.
Слайд 8 “В одиночку не одолеешь и кочку”
- Какую длину получил первый ряд, какую – второй (результат получился разный).
4.2. Просмотр фрагмента мультфильма.
- Что такое, разве у нас парты разные? Ребята, с такой же проблемой столкнулся и герой мультфильма.
Слайд 9 Просмотр фрагмента мультфильма “38 попугаев”
- Почему длина удава получилась разной? (измеряли разными предметами)
- Какой выход можете предложить? (полоски должны быть одинаковыми…)
Физкультминутка.
- Если нравится тебе, то делай так:
Два щелчка пальцами над головой.
- Если нравится тебе, то делай так:
Два хлопка за коленками.
- Если нравится тебе, то делай так:
Два притопа ногами.
- Если нравится тебе, то делай так:
Покажи класс (большой палец)
- Если нравится тебе, то делай так, то и другим ты покажи.
- Если нравится тебе, то делай так, то делай все (повторяют все движения).
- Для того чтобы измерять, люди придумали единые единицы измерения (Дм, см, км, м, мм.). И сегодня мы с вами познакомимся такой единицей измерения, как САНТИМЕТР. Слайд 10
- Даже в сказках мы встречаем эти старинные названия. Слайд 11
4.3. Историческая справка с практической деятельностью учащихся.
- Но такие измерения существовали не всегда. Даже в сказках мы встречаем эти старинные названия. В древности люди использовали для измерения длин те измерительные приборы, которые всегда были при себе. Одной из самых распространенных единиц длины ЛОКОТЬ. Слайд 12
- Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая на руку. И мне как портному часто приходилось иметь дело с такой единицей измерения. При помощи локтя я могу измерить длину ткани или нити (Учитель-мастер измеряет нить, затем предлагает измерить ученику).
- Что заметили? (результат получился разный)
- Наряду с локтем была распространена другая мера длины ПЯДЬ. Слайд 13
- Было даже такое выражение, как “семь пядей во лбу” (Учитель – мастер показывает меру длины на лбу и предлагает показать детям).
- Как вы думаете, про какого человека можно сказать, что у него “семь пядей во лбу” (так говорили про умного человека).
- А также существовали и другие меры длины: САЖЕНЬ, КОСАЯ САЖЕНЬ.
Слайд 14
- Было такое выражение “Косая сажень в плечах”. Про какого человека так могли сказать? (сильного)
- Также были такие меры длины как ВЕРСТА, АРШИН, ВЕРШОК (“От горшка два вершка” (очень маленький)), ШАГ. Слайд 15
- Ещё существует такая мера длины, как ЛАДОНЬ. Мне нужны два помощника. Я предлагаю вам измерить доску (сначала один ученик измеряет доску своей ладонью, а другой в специальной перчатке (большой)).
- Что вы заметили? (результаты разные)
- У нас опять получилась длина разная.
- Удобно пользоваться старинными мерами длины? (Нет, получают разные результаты, так как человек имеет индивидуальное строение тела)
- Мы еще раз убедились, что удобно измерять одинаковой величиной, такой как сантиметр. Это слово принято обозначать двумя буквами СМ. Слайд 16
5. Изучение новой темы.
- Тема нашего урока: Измерение длин отрезка. Сантиметр. Сегодня на уроке мы будем учиться измерять предметы. Слайд 17
5.1. Введение понятия “сантиметр”.
- У портного есть лента, называется она сантиметровая.
-Для чего она нужна? (измерять).
-А вы помощники, чем можете измерять (линейками, с ее помощью можно чертить отрезки и измерять их длину). Слайд 18
- Что на ней изображено (черточки, цифры).
- Это короткие отрезки. Вот расстояние от одной отметки до следующей называется сантиметр. Сколько здесь сантиметров-10см. Чтобы измерить длину, каких либо предметов необходимо приложить линейку так: один конец совпадал с отметкой 0 на линейке, а другой где предмет кончается. Посмотрите на рисунок, и скажите, сколько сантиметров карандаш (10). Слайд 19
6. Закрепление пройденного материала.
6.1. Измерение ленты.
- А теперь я предлагаю вам поработать с линейкой в тетради.
- Достаньте ленту из файла желтого цвета. Вам необходимо отмерить от ленты часть, длиной 9 сантиметров. А девизом нам будут служить слова “Ум – впереди дела”. Слайд 20
- Как вы должны измерять:
1.Взять линейку.
2. Положить линейку так, чтобы отметка 0 совпадало с началом ленты.
3.И где стоит отметка 9 провести линию отреза.
- А я беру в руки ножницы, и буду заготавливать материал для мастерской. (Учитель – мастер собирает остатки ленты)
- Приступаем к работе (после объяснения). Ведь у нас в мастерской не бывает скуки, коли, заняты руки. Слайд 21
-Сравните ленты, у всех ли они одинаковые (Да).
- Молодцы, лишнее все убрали в файлы.
6.2. Измерение подручного материала.
- А, теперь ребята, давайте вспомним какие предметы, мы называли для мастерской портного.
-Я вам предлагаю измерить длину этих предметов и записать их (индивидуальные листочки для каждого ученика). Слайд 22
(Учитель – мастер на доске выкладывает из отрезков по 9 сантиметров слово УРА!).
- А теперь давайте проверим. Слайд 23
- Посмотрите на слайд, если ответ совпадает, похлопайте себе под уровнем груди, если совпадает второй ответ, похлопайте над уровнем лица, если совпадает третий ответ, похлопайте над головой – И так в честь ваших правильных ответов прозвучал салют.
- И я в честь своих помощников, как мастер говорю “ура!”.
7. Итог.
- Итак, ребята, предлагаю вам закончить предложения. Слайд 24
8. Самостоятельная работа.
- И так мои помощники вы научились хорошо измерять и теперь вы можете справиться и с более серьёзной работой, но перед этим приготовим наши руки.
Физкультминутка.
Можешь пальцы сосчитать
Один, два, три, четыре, пять,
Один, два, три, четыре, пять.
Десять пальцев, пара рук –
Вот твоё богатство друг.
- Вам необходимо измерить ленты лежащие у вас на столе.
- А теперь давайте, измерим наши полоски
- Проверим.
- Молодцы!
9. Рефлексия.
- Ребята, посмотрите на доску, это я (улыбающиеся лицо). Почему я улыбаюсь.
- А теперь я вам предлагаю показать ваше настроение
- Если вам понравилось и вас всё получалось, и вы всё поняли, возьмите “улыбающийся ротик”
- Если вам не понравилось и вас не все получалось, возьмите “неулыбающийся ротик” (со спущенными уголками губ)
Все в нашей мастерской друзья
Дружнее не сыскать
Мы в мастерской одна семья
Нас каждый должен знать.
- По вашим лицам я вижу, что вам понравилось, а если у вас, что-то не получалось, то получится на следующем уроке. Потому что: Слайд 25