Цель: активизировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
- включить ребенка в собственный исследовательский поиск в урочной и внеурочной деятельности;
- наполнить содержанием, определить направление и основные этапы исследовательской деятельности каждого ребенка;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Опыт исследовательской работы на уроках в рамках учебно-воспитательного процесса уже был ранее. Мы учились ставить гипотезы, находить коллизии, доказывать предположения, определять тему, работать с различными источниками информации.
Для меня важным является научить детей исследовательскому поведению, мышлению, зажечь в них искру влюбленности в окружающий мир и неутолимую жажду познания открывать удивительное в том, что рядом. Поэтому цель первых занятий – создать базу для открытия собственных тем работы, определить основные области исследований, интересные ребенку, развить исследовательское поведение.
На следующем этапе дети определяют собственную тему исследовании и под руководством учителей-предметников, родителей, специалистов в данной области проводят собственное исследование, готовят защиту работы и выступление.
Примерная тематика занятий кружка “Я-исследователь” в 3 классе.
№ | Тема занятия | Основные этапы работы. |
Мини курсы в практике исследовательского обучения. |
||
1. | Коллективное занятие " | Экскурсия, рисунок, конструирование, обсуждение. |
2. | Игра “Историческое моделирование” | Рисунок, моделирование, обсуждение |
3. | Коллективная игра “Как работает завод” | Моделирование, составление алгоритма. |
Организация основной исследовательской деятельности. | ||
4-6 | Сбор материала, используя различные методы исследования по теме “Космос”. | Создание проблемных ситуаций, выделение главных направлений исследования, обсуждение. |
7-9 | Сбор материала, используя различные методы исследования по теме “Астрономия” | Коллизии, продолжи исследование. |
10-12 | Сбор материала, используя различные методы исследования по теме “Биология”. | Проблемные вопросы, на которые пока не найдены ответы. |
13-15 | Сбор материала по теме “Экология”. | Современные глобальные проблемы и пути их решения |
16 | Сбор материала по теме “История, культура”. | Загадки истории. Нахождение взаимосвязей истории и современности. |
17-19. | Тренинг по определению тем исследования. Постановки цели и задач. |
Нахождение общих взаимосвязей, Выделение главного. Определение ступеней достижения цели. |
20.-25. | Исследования на заданные темы: “Откуда взялись мамины украшения?” “Какая тайна есть у зеркал?” “Почему люди плачут и смеются?” | Отработка техники исследовательского поиска. |
26-28 | Выбор собственной темы исследования. Постановка цели, задач, выдвижение гипотез. | Определение круга интересующих вопросов, выбор проблемы. |
29-33. | Собственное исследование по выбранной теме | Консультации, обсуждения. Подготовка реферата, выступления |
34-37 | Защита работы. | Выступление. Оценка деятельности. Дальнейшие планы. |
Занятие (24) по исследованию заданной темы. “Какая тайна есть у зеркал?”
Этап 1.
Учитель показывает детям отрывки из мультипликационных и художественных фильмов (подборка о зеркалах) – “Тайна Третьей планеты”, “Осенние колокола”, “Домовенок Кузя”, “Королевство кривых зеркал”, “Старинные обряды”, “Сказка о мертвой царевне …”
Учитель предлагает детям найти общую тему, которая связывает эти отрывки?
Предложения детей: Кого мы видим, глядя в зеркало? Кто изобрел первое зеркало? Может ли зеркало сохранить отражения? И т.д.
В ходе обсуждения и обобщений определяем общую тему: “Свет мой, зеркальце, скажи…”
Учитель: Итак, мы определили тему нашего исследования. Сейчас нас интересует зеркало и все, что с ним связано. Подумаем над целями и задачами исследования. Дети выдвигают различные цели. Под руководством учителя.
Цель: узнать, как устроены зеркала и сделать свое зеркало.
Учитель читает отрывок стихотворения о зеркале:
Зеркало
Как много тайн в себе хранит
Привычный всем предмет...
Куда нас зеркало манит?
Так в чем его секрет?В нем отражается душа,
Мечта, тоска, любовь...
Прошу с мольбою, чуть дыша:
– Открой мне тайну вновь.Что отражают зеркала?
Всю жизнь, один лишь миг?
Пред ними чья-то жизнь прошла:
Был кроха – стал старик.
Мы сформулировали тему и цель исследования. Теперь надо определить ступеньки, по которым пойдем к намеченной цели, т.е. постараемся описать задачи.
Дети высказывают свои предположения и записывают в дневники исследователя наметившиеся задачи:
Задачи.
- Узнать, как появились зеркала.
- Найти секреты устройства зеркал.
- Определить: всегда ли мы видим в зеркале своего двойника?
- Выяснить какими необычными свойствами обладают зеркала.
Учитель: Как мы можем узнать что-то новое о зеркале?
Дети: Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.
По высказываниям детей составляем и записываем в дневник исследователя план работы:
План работы.
- Что я знаю о зеркалах.
- Найти сведения о зеркалах в книгах.
- Спросить о зеркалах у других людей.
- Подобрать отрывки из кинофильмов и мультфильмов о зеркалах.
- Обратиться к Интернету за материалами по этой теме.
- Провести эксперимент по исследованию свойств зеркал.
Учитель: Итак, у нас есть начало новой работы по исследованию. С чего же начнем наше исследование хорошо известного всем предмета, который есть в каждом доме и незаменим в ежедневном обиходе?
Дети: надо сделать предположения, наметить гипотезы, которые помогут нам ответить на вопросы.
Учитель: подумайте, определите и запишите свою гипотезу в дневник исследователя.
Учитель: Всякая гипотеза требует подтверждения или опровержения. Поэтому ваше задание – исследовать свою гипотезу и защитить ее на следующем научном совете.
Этап 2. Представление и защита полученных результатов.
На занятии (заседании научного совета) выбрана группа экспертов по защите идей, гипотез, с которыми выступают основные докладчики. Они задают вопросы о том, как и где получении информация и на каком основании сделан вывод. Делают обобщения по всем выступлениям и составляют вывод по исследованию.
Выступления детей сопровождаются мультимедийной презентацией, которую предварительно обобщил учитель.
Представление и защита гипотез.
1-й ученик. Предположим, что зеркала – это не современная вещь, а появились они очень давно.
Действительно зеркало – очень старинная вещь и появились они в эпоху бронзы – 3-е тысячелетие до нашей эры. Они делались из бронзы и имели круглую форму. Одна сторона зеркала полировалась, а на другой находились различные изображения.
Из литературы я узнала, что зеркало в пудренице у мамы, раскладные зеркала, которыми пользуются многие девочки, пришли к нам из очень давних времен. Их предназначение – защищать зеркало от повреждений, ведь они имели большую стоимость.
Зеркала привезены из Германии, которая славилась производством зеркал в Средневековье. Поэтому все они привозились из дальних стран купцами. Об этом говориться и в сказках, которые мы все хорошо знаем и любим: купец из сказки “Аленький цветочек”.
2-й ученик. Допустим, что из многих материалов можно сделать зеркала.
Я заметила, что в состав зеркал входит стекло.
Мы привыкли к стеклянным зеркалам. В Египте были бронзовые, серебряные, золотые. У них было тусклое и неясное изображение. Стоили очень дорого. На Руси делали стальные зеркала. Они быстро мутнели и ржавели.
Тогда придумали такой рецепт
Полированная металлическая дощечка и стеклянный лист соединяются с помощью расплавленного олова и ртути (амальгама) На ручное изготовление уходило 100 часов.
Когда появились машины – это время сократилось до 1 часа. Ртуть – вредное вещество, его заменили на тончайший слой серебра. Поэтому такие зеркала дают очень яркое изображение.
Вывод: Для изготовления зеркал необходима металлическая отполированная пластинка покрытая серебром и зеркальное (очень хорошо отполированное)стекло. Из других материалов невозможно сделать четкие, долговечные зеркала.
Я провела эксперимент: Взяла простое стекло и оббитую войлоком дощечку. В течение недели каждый день по 20 минут терла войлоком стекло. За это время оно стало намного ровнее, и при изготовлении зеркала мне было необходимо именно такое стекло! Изображение стало четким.
3-й ученик. А может быть, в зеркале мы видим не себя?
Все уверены, что видят в зеркале – себя. Но это не так! В зеркале мы видим не свое собственное тело, а противоположное.
Там в зеркале все наоборот.
Эксперимент: Приложим правую руку к зеркалу. Напротив, за стеклом мы видим изображение левой руки. Значит, правая рука, отраженная в зеркале становится левой. Понятно, что правые и левые руки – это не одно и тоже. Более того, наука утверждает, что правое и левое – это противоположности точно такие как , например минус 1 и плюс 1. Теперь понятно. Почему в зазеркалье все наоборот.
У того, у кого мы видим в зеркале, сердце бьется с правой стороны и похож он на нас, так как левая рука похожа на правую. Я попробую написать на бумаге всем знакомое слово – мама. Затем я поднесла к записи зеркало и отражение слова не смогла прочитать.
Я решила нарисовать квадрат, смотря в зеркало. Квадрат не получился!!!
Записи знаменитого художника Леонардо да Винчи ученые не могли прочитать. Догадались поднести к ним зеркало, тогда в зеркале отразились понятные слова. Его записи читают с помощью зеркала!!!
Вывод: Каждый раз, подходя к зеркалу, мы видим не себя, а полную свою противоположность. Поэтому можно сказать. Что зеркальный мир является противоположным нашему миру. И любой человек, смотрящий в плоское зеркало, видит не себя, как это ему кажется на первый взгляд.
4-й ученик. Что если зеркала обладают волшебными свойствами?
1. Мы с папой и мамой очень любим путешествовать по разным городам. Особенно нам с мамой нравится бывать во дворцах и замках. Меня поразило, что в залах, где раньше проходили балы – очень много зеркал. Зачем столько много? Ведь для того, чтобы поправить прическу или посмотреть на себя, достаточно и одного зеркала. Оказывается, зеркала нужны для того, чтобы увеличить освещенность, умножить горящие свечи.
Эксперимент: Я сделаю зеркальный коридор, и поднесу свечи. Освещение увеличилось.
Поэтому во всех дворцах есть зеркальные залы для больших приемов.
2. Зеркала могут отражать не только изображение , но и звук. Поэтому в старинных замках много зеркал. Они создавали эхо – отражение звука и усиливали музыкальные звуки во время праздников.
3. В наших домах есть несколько зеркал. Их не много. Почему?
Жить в зеркальной комнате невозможно. Существовала испанская пытка: сажали человека в зеркальную комнату – коробку, где кроме лампы и человека ничего не было! Не вынося своих отражений, человек сходил с ума.
4. С помощью зеркал проходят гадания на будущее, проводят обряды свадеб – зеркало – символ невесты – чистоты.
Вывод: Зеркала обладают свойствами отражать звук, свет, противоположный мир.
5. Зеркала придают торжественную обстановку, делают помещение красивым, нарядным. Поэтому сейчас архитекторы для украшения города, создают здания из зеркал. В них может отражаться вся жизнь человечества.
Экспертная группа благодарит всех участников исследовательской работы. Отмечает интересные гипотезы и правильное их доказательство. Основные выводы записаны в дневник исследователя.
Учитель, подводя итог, говорит о том , что исследование помогает нам видеть много интересного и полезного в хорошо известных вещах. Читает отрывок из стихотворения:
Любите зеркала свои –
В закрытый мир окно.
Все думы, помыслы твои
Изучены давно.
Они нам дарят красоту,
И чуточку тепла...
И отражают пустоту,
Когда любовь ушла.
Будь честной с зеркалом всегда.
И не криви душой.
И сохранит оно тогда
Душевный твой покой.