Цели:
Образовательная: создать условия для обобщения и систематизации знаний, умений, навыков учащихся при составлении числовых и буквенных выражения по теме и нахождении их значений при решении задач.
Развивающие: создать условия для развития самостоятельности, развития умений проводить самоконтроль и взаимоконтроль (частичный) в процессе выполнения заданий, развития логического мышления.
Воспитательная: воспитание личностных качеств: доброта, дружба через игру-сказку.
Контингент участников: учащиеся 5 класса.
Оборудование: цветные дифференцированные карточки, карточки для самопроверки, переносная доска, мультимедийный проектор, подключенный к компьютеру.
Оформление: компьютерная презентация с сюжетом сказки «Волшебные слова», содержащая задания и ответы.
Содержание урока
I. Организационный момент
- Сообщить цель урока
- Запись число в тетрадях
- Объяснение необходимости маршрутного листа. Обратить внимание на разделение по командам 1 и 2.
II. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос при решении заданий. Учитель записывает решение на доске.
1) В автопарке на стоянке 6 рядов машин марки «Жигули» по 25 в каждом и 17 рядов машин марки «Волга» по 15 в каждом. Сколько машин на стоянке? Запишите числовое выражение и найдите его значение.
Решение: 6∙25+17∙15=150+235=385(м) – на стоянке.
Ответ: 385 машин на стоянке.
2. Составьте выражение: произведение суммы 17b, 11 и 7. Найдите его значение при b=3
III. Сюжетная сказкаРешение: (17b+11)∙7
Если b=3, то (17∙3+11)∙7=(51+11)∙7=434
1) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. Повстречал он Елену Прекрасную. Полюбили они друг друга. Но похитил ее злой Кощей бессмертный. Пошел Иван-царевич выручать свою любимую. Шел он, шел и подошел к развилке с указателями: «На лево пойдешь – в море утонешь», «На право пойдешь – в яму упадешь». Пошел Иван-царевич прямо, а на пути камень, а на камне примеры. Помогите Ивану выполнить задания, камень и откатится.
Посмотрите на экран. На экране записаны задания для команд 1 и 2. Задания каждый из вас выполняет самостоятельно в тетрадях.
I |
II |
На складе 20 мешков с сахаром по 50 кг и 15 мешков по 25 в каждом. Сколько килограмм сахара на складе? |
На базу привезли 4 ящика с картофелем по 100 кг и 12 ящиков по 150 кг в каждом. Сколько килограмм картофеля завезли на базу? |
Проверьте ваше решение, посмотрев на экран. Если вы решили правильно, то в маршрутных листах ставьте за задание № 1 «+», иначе «-»
2) Откатился камень и пошел Иван-царевич дальше. Шел он лесами, полями и пришел к избушке Бабы Яги. Согласилась старая помочь Ивану с условием, что он решит все задания, написанные на стенах избушки.
У каждого из вас лежат карточки. У всех разного цвета, а на карточке записано ваше задание. Запишите по тексту выражение и найдите его значение. Ответ запишите в маршрутных листах.
(Цвета определяют дифференцированные задания по группам. Дети предварительно посажены так, чтобы рядом сидящие не имели одинакового задание).
А. К произведению 50 и х прибавьте 8. Составьте выражение и найдите значение выражения при х=5.
Б. К произведению 125 и у прибавьте 34. Составьте выражение и найдите значение выражения при у=2.
В. От произведения 250 и х отнимите 60. Составьте выражение и найдите значение выражения при х=4.
Д. От произведения 520 и у отнимите 78. Составьте выражение и найдите значение выражения при у=2.Отложите листы. А теперь проверьте в тетрадях свое решение, посмотрев на экран, и исправьте ошибку. За правильное решение в маршрутных листах проставьте знак «+» за задание № 2.
3) Прощаясь с Иваном-царевичем Баба-Яга рассказала ему о силе волшебных слов: «Коль нужно отпереть или запереть замок какой-либо, произнеси волшебные слова, мигом все исполнится». Но подслушала их ворона и рассказала Кощею, Кощей поймал Ивана-царевича и запер в темнице на два замка.
Помогите Ивану отпереть замки, составив эти волшебные слова. Каждый из вас должен взять карточку с вашей фамилией и в тетрадях выполнить умножение столбиком. Взамен правильного ответа каждый из вас получит букву, из которых вы все вместе в командах составите слова.
(Дифференцированные задания для каждого учащегося).
Дополнительные задания (для команды, первой составившей слово):
Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько минут варятся 5 яиц?
Упряжка из трех лошадей бежит со скоростью 15 км/ч. С какой скоростью бежит каждая лошадь?
В маршрутных листах за задание № 3 поставьте «+».
4) Произнес волшебные слова Иван-царевич открылись замки подземелья. И встал он перед воротами кощеева царства. А на воротах записана задача.
У каждого из вас лежит либо желтая, либо оранжевая карточка. В соответствии со своим цветом выбираете задачу на экране и самостоятельно решаете ее.
(Обмен тетрадками. Взаимопроверка).
Переверните карточку своего цвета, на обратной стороне вашей карточки и находится решение задачи вашего соседа. Проверьте правильность выполнения задания вашим соседом. Если вы считаете, что все верно, то в маршрутном листе соседа поставьте знак «+», иначе «-».
I команда
Велосипедист ехал а ч со скоростью 12 км/ч. Какое расстояние он проедет за это время? Составьте выражение и найдите его значение при а=6.
II команда
Машина ехала b ч со скоростью 60 км/ч. Какое расстояние он проедет за это время? Составьте выражение и найдите его значение при b=6.
5) Открылись ворота. Встретились Иван-царевич и Елена Прекрасная. И стали они жить-поживать и добра наживать. А нашей сказке конец и до следующих встреч, в других сказках.
IV. Итог урока.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что составляли?
- Какие выражения составляли?
- Кроме составлением выражений, что еще выполняли?
В своих маршрутных листах подсчитайте количество «+».
Критерии оценок следующие (на переносной доске с обратной стороны): «5» - 4 плюсика; «4» - 3 плюсика; «3» - 2 плюсика.
Оценки выставьте в дневники.
V. Домашнее задание
№ 418, 417, 420 – по желанию с рисунком.
Задания подобные тем, что мы выполняли в классе.
VI. Рефлексия
У вас на столах лежат изображения с колобками, один веселый, другой грустный. Если вам понравился урок, сказка, вы довольны своей работой, считаете у вас все хорошо получилось и вы довольны своей заработанной оценкой, то поднимите веселый колобок, в противном случае – грустный. (Учитель ведет подсчет. И если урок прошел хорошо в целом, то внимание детей обращается на экран, на котором колобок улыбается и подмигивает детям).
Ожидаемые результаты: учащиеся должны уметь составлять числовые и буквенные выражения при решении задач, находить их значения; знать формулу нахождения пути по скорости и времени, уметь ее применять при решении задач, знать единицы измерения пути, скорости, времени.
Литература:
- Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика 5. М.: Мнемозина, 2000.
- П.И. Алтынов. Дидактический материал. Контрольные и проверочные работы по математике для 5-6 классов. М.: Дрофа, 1997.
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: Просвещение, 1990
- Н.Д. Угринович. Информатика и информационные технологии. 10-11.М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.