Комбинированный урок решения задач по теме "Плотность вещества"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Научить рассчитывать плотность вещества, массу и объем тела, используя плотность вещества, производить расчеты для задач в устной форме, сформировать умение экспериментально находить плотность вещества и объяснять полученный результат;
  • Развивать умение обобщать знания о целостном представлении о веществе; закрепить навыки перевода единиц измерения физических единиц: массы, объема и плотности;
  • развивать  самостоятельность при решении физических задач как аналитически, так и экспериментально; воспитывать умение аккуратно  оформлять физические задачи при  оставлении отчета о физическом эксперименте; воспитывать толерантность.

Тип урока:
Комбинированный (с использованием ИКТ).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, оборудование для групповой работы, карточки с описанием эксперимента.

Ход урока

Эпиграф урока:

Плотность мы легко найдем
Разделив массу на объем.

(В. Чикин)

О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог – изобретатель…

(А.С. Пушкин)

Ребята, сегодня у нас необычный урок – урок решения аналитических и экспериментальных задач. При решении задач мы будем  использовать формулу плотности вещества. Для этого мы повторим основные понятия, которые вы будете использовать в своей работе

1. Актуализация опорных знаний.

 Фронтальный опрос

  • Что показывает плотность?
  • Что означает запись:  «Плотность гранита = 2600кг/м »?
  • Какие единицы плотности вы знаете? Как они   соотносятся друг с другом?
  • Назовите единицы измерения в СИ массы тела, объема, плотности?
  • Какой шар обладает большей плотностью?
  • Какой кубик имеет наименьшую плотность?

Физический диктант, взаимопроверка

Выразить в СИ:

1.

m = 600г

2

m = 50000 мг

3.

m = 0,7 т

4.

V = 45 л

5.

V = 125 см³

6.

ρ = 1,6 г/см³

Решение задачи у доски (фронтально)

Задача 1.

На сколько изменилась  общая масса автомобиля, когда в бак его долили 200 л бензина.

2. Решение экспериментальных задач (групповая работа).

2.1 Содержание работ

Группа 1, 2

Цель работы: определить плотность твердого тела правильной формы (прямоугольного параллелепипеда).

Оборудование: Весы с разновесами, мензурка, тело правильной формы (прямоугольный параллелепипед).

Группа 3

Решите задачу:

Брусок, масса которого  300 г,  имеет размеры 15* 5 * 2 см, определите   вещество, из которого он сделан.

Группа 4

Цель работы: определить сплошное или полое это тело.

Оборудование: Весы с разновесами, мензурка,  определяемое тело.

Объем тела произвольной формы нельзя измерить при помощи линейки. Для этого используется способ, предложенный древнегреческим ученым Архимедом. Тело, погруженное в наполненную емкость, вытесняет объем жидкости равный объему погружаемого тела.
Таким способом Архимед сделал остроумное открытие (демонстрация мультфильма «Петя, Оля и Архимед», который озвучивают учащиеся).

Историческая справка

Давайте заглянем сквозь тысячу лет
В тот город у моря, где жил Архимед.
Вот по дороге мощеной
В раздумье шагает ученый,
К царю Сиракуз направляется он.
Навстречу спешит из дворца Гиерон:
- Нужен твой совет, ученый!
Мастер сделал мне корону,
Погляди-ка, Архимед,
Золотая или нет?
С виду золотом сверкает,
Но, ты знаешь, все бывает.
Говорят, что мастер прыткий,
Отпилил кусок от слитка,
Остальную часть расплавил,
Серебра туда добавил
И потом принес, подлец,
Мне подделку во дворец.
Золото иль позолота
Разглядеть твоя забота,
Точно все определить,
Но корону не пилить.
Из дворца побрел ученый:
- Мне известен вес короны,
Но а как найти объем?
Думал ночью, думал днем,
И однажды, в ванне моясь,
Погрузился он по пояс.
На пол вылилась вода-
Догадался он тогда,
Как найти объем короны,
И помчался к Гиерону.
Во дворец примчался он:
- Я придумал, Гиерон!
Эврика! Открыл закон!

(Т.Д. Безматерных)

«Эврика!» - это клич науки, пароль каждого, кто ищет

Группа 5

Решите задачу:

За каждые 15 вздохов, которые делает человек в 1 мин, в его легкие поступает воздух объемом 600 см³. Вычислите объем и массу воздуха, проходящего через легкие человека за 1 час? Где можно использовать эти данные?

Группа 6

Предложите способ измерения плотности вашего тела.

Это интересно:

Cредняя плотность тела человека1 г/см³ или 1кг/л. Следовательно, масса человека в килограммах численно равна объему его тела в литрах. То есть, человек массой 75 кг имеет объем тела около 75 литров. Именно такой объем воды выльется на пол при погружении человека в ванну, заполненную водой до краев.

2.2 Отчет групп по плану (использование документ - камеры).

3. Закрепление материала (самостоятельное решение задачи, проверка правильного решения с помощью документ – камеры).

Сколько потребуется железнодорожных цистерн для перевозки 1000 т нефти, если вместимость каждой цистерны 50 м3?

4. Подведение итогов урока.

Ответьте на вопросы слайда.

5. Рефлексия.
  1. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
  2. Что представляло наибольшую трудность?
  3. Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные; предстоит осознать; неосознанные)?
  4. С каким настроением ты изучал этот материал (по сравнению с другими уроками)?
  5. Где можно использовать знания, полученные сегодня?

6. Домашнее задание.

Определить плотность своего тела.