Пояснительная записка
В настоящее время актуальным является раннее включение детей с нарушениями интеллекта в систему коррекционно-развивающего воспитания и обучения. Большинство дошкольников при поступлении в коррекционную группу детского сада имеют ряд дефицитов в познавательной деятельности.
Одним из направлений повышающих эффективность коррекционно-развивающего обучения является индивидуальная коррекционная работа с детьми.
Для того чтобы индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста способствовала преодолению и сглаживанию специфических трудностей, испытываемых ребенком в ходе обучения на фронтальных занятиях, она строиться на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей развития ребенка. Такое изучение осуществляется как с позиции рассмотрения клинического диагноза, раскрывающего этиологию ребенка, так и на основании тщательного психолого-педагогического обследования.
При обследовании используются широко известные специалистам методики и диагностические комплексы Л.А. Венгера, С.Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой, которые направлены на выявление уровня овладения им важнейшими видами деятельности (предметной, игровой); развития восприятия; умения осуществлять простейшие мыслительные операции (по подражанию, наглядно, без опоры на наглядность); выявление возможных нарушений звукопроизношения.
Опираясь на известное положение Л.С. Выготского о двух зонах развития, при обследовании выявляются не только актуальные возможности ребёнка, но и перспектива дальнейшего развития. В ходе медико-психолого-педагогического консилиума определяется актуальный уровень развития ребенка, выделяются основные нарушения и, в зависимости от них, выстраиваются направления коррекционной работы.
Для детей с более выраженной степенью нарушения в развитии составляется индивидуальная программа обучения, главная цель которой – разработка содержания коррекционной работы, направленная на формирование и развитие познавательных процессов, сенсорно-перцептивной деятельности с учётом актуального уровня развития.
Данные психолого-педагогического обследования позволяют планировать и отбирать содержание для индивидуальной коррекционно-развивающей работы с максимальным учетом возможностей и особенностей ребенка в рамках реализации основных программных требований.
Работа по индивидуальной программе осуществляется поэтапно:
Первый этап - формирование непосредственного эмоционального общения с детьми, предметно-игровой деятельности, сенсорного воспитания, развития моторики и основных движений. (Планомерно дети обучаются сначала действовать методом совмещенных действий, затем отраженно вслед за взрослым и, наконец, ориентируясь на тот образец действий, который был продемонстрирован взрослым)
Второй этап - формирование у ребенка начального игрового опыта.
(Дети обучаются способам обращения с сюжетными игрушками, простым игровым действиям. Постепенно ребенок начинает воспроизводить и узнавать в своих действиях действия взрослых людей, отождествлять свои игрушки с предметами деятельности взрослых. Это является предпосылкой для возникновения сюжетной игры)
Третий этап - знакомство с формой, величиной, цветом, пространственными отношениями. (Дети учатся выделять эти качества в предметах и игрушках, ориентироваться на них при решении практических задач. Каждый ребенок овладевает умениями, в основе которых лежит выработка зрительно-двигательной координации)
Указанные этапы индивидуальной работы тесно взаимосвязаны. Постепенный переход с одного этапа на другой позволяет формировать у ребенка возможности и предпосылки для дальнейшего обучения.
Структура индивидуальных коррекционных занятий условно делится на три блока.
Блок 1. Развитие психических функций.
Основной задачей данного блока является развитие: внимания, памяти, восприятия, мышления. На индивидуальных коррекционных занятиях уделяется большое внимание развитию у детей кожно-кинестетического, акустического, зрительно-предметного восприятия, используются такие упражнения как: «Узнай на ощупь», «Тихо-громко». Совершенствуется произвольная память детей, через упражнения на запоминание, сохранение и воспроизведение материала: «Запомни-повтори», «Найди место в ряду». Для развития у детей способности к зрительному, слуховому непроизвольному и произвольному сосредоточению, способность к распределению, переключению, концентрации и устойчивости внимания используются игры и упражнения: «Чей домик?», «Найди отличия». А также на индивидуальных коррекционных занятиях формируются у детей первичные представления о причинных связях и постепенно под влиянием усложнения практической деятельности развиваются не только наглядно-действенное, но и наглядно-образное мышление. Для этого используются дидактические игры: «Парные картинки», «Лишняя игрушка».
Блок 2. Развитие пространственно-временных ориентировок и представлений.
Первой задачей индивидуальных коррекционных занятий этого блока является формирование и развитие у детей ориентировки в собственном теле, пространственных отношений предметов. Затем обучение их пониманию и словесному обозначению пространственных отношений, через упражнения на употребление пространственных предлогов и наречий, понимание логико-грамматических конструкций, отражающих временные отношения. Понимание временных последовательностей и ориентировка в интервалах времени – третья задача данного блока.
Блок 3. Развитие мелкой моторики
В индивидуальной коррекционной работе в рамках данного блока используются игры и упражнения, направленные на развитие статической и динамической координации движений пальцев рук ребёнка такие как: «Колечко», «Пальчики здороваются».
Особое значение для положительного результата индивидуальной коррекционной работы с ребенком имеет помощь и поддержка со стороны родителей. С этой целью привлекаются родители к совместной работе по коррекции и развитию психических процессов у детей и используются такие формы работы как: индивидуальное консультирование родителей, показ методов и приемов в работе с ребенком; родительские собрания; открытые занятия.
В своей деятельности стремлюсь избежать шаблонных подходов, стереотипных действий, использую идеи и научные рекомендации других педагогов в своей практике. Многолетний опыт работы позволяет сделать вывод, что такая форма работы, как индивидуальные коррекционные занятия является наиболее эффективной, так как даёт:
- возможность рационального использования периода обучения;
- положительную результативность;
- возможность реализовать и закрепить полученные знания, умения и навыки ребёнка в совместной деятельности;
- творческую новизну в работе;
- возможность полноценного включения в совместные фронтальные занятия с группой детей.
Именно на индивидуальных занятиях ребенок начинает демонстрировать свои первые успехи, и в доступной, занимательной форме выполняет достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует полученные знания, умения и навыки.
Литература.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. К. С. Лебединской. - М. 1982.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М., 1999.
- Венгер А.Л. "Психологическое консультирование и диагностика". Практическое руководство. - М., "Генезис", 2001.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
- Гальперин П. Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий. Доклады АПН РСФСР, № 2, 1958.