Класс 3
Предмет: русский язык
Учебник: Л. М. Зеленина Т. Е. Хохлова Русский язык, 1 часть
Тема: Правописание суффиксов –ек, - ик
Цели:
- формирование представления о написании суффиксов –ик, -ек;
- самостоятельная формулировка учащимися вывода о том, какой суффикс писать в слове –ик или –ек;
- развивать умения подбирать проверочные слова:
- развитие самостоятельности мышления и познавательной потребности у учащихся.
- воспитание коммуникативных способностей
Ход урока
1. Орг. Момент
Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, всё ль в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- А внимание нам поможет при выполнении следующего задания..
2. Мобилизующий этап. Игра «Да - нетка»
Цель: вовлечь учащихся в учебную деятельность.
Я задумала букву, она находится в корне одного из данных слов: карандаш, горох, кирпич. Угадайте, какая это буква. Вы можете задавать мне вопросы, на которые я смогу ответить либо да, либо нет.
3. Минутка чистописания.
- Сегодня мы будем писать букву к. В корне слова кирпич она обозначает: согласный, мягкий, глухой, парный звук.
- Определите порядок следования: ик ек ик ек
- Оцените работы друг друга.
4. Постановка проблемы.
- Посмотрите внимательно на данные сочетания, они вам что – нибудь напоминают?
- Какая это часть слова?
- Что называется суффиксом?
- Давайте сейчас при помощи данных суффиксов, образуем новые слова от слов карандаш, горох, кирпич. Запишем новые слова
- Почему вы написали именно этот суффикс?
- Можем мы ответить на этот вопрос?
- Сформулируйте тему и цели урока.
5. Формулировка темы и цели урока.
Знакомство с новым материалом. Работа в группах.
- Узнать, какой суффикс в словах нужно писать –ек или - ик нам поможет упражнение 107 стр. 132.
- Я вам предлагаю работу в группах. Разберитесь, когда в словах пишем суффикс –ек, а когда -ик
- Перед началом работы я вам прочитаю сказку «Ученики ЕК и ИК». Если вы внимательно послушаете, она вам поможет в решении проблемы.
В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс ИК был прилежным учеником, а его друг, суффикс ЕК, был самым настоящим прогульщиком, вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е убежал, учитель, Суффикс ТЕЛЬ, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе ЕК. И сейчас, когда мы начинаем изменять слова с суффиксом ЕК, гласный Е всегда выпадает, становится беглым.
Вопросы для упр. 107.
- Сохранилась ли гласная в суффиксе при изменении формы слова кузнечик на множественное число?
- Сохранилась ли гласная в суффиксе, при изменении формы слова сыночек на множественное число?
- Сделайте вывод, в каких случаях надо писать суффикс – ик, а в каких –ек.
Алгоритм:
- Поставить слово в форму множественного числа.
- Посмотреть выпадает гласная или нет.
- Если гласная не выпадает суффикс -ИК, если выпадает -ЕК
Давайте вернемся к словам карандашик, горошек, кирпичик и проверим, правильно ли мы написали.
6. Физминутка.
Я вам буду говорить слова, если в слове нужно писать суффикс - ИК вы приседаете, если -ЕК хлопаете над головой.
Домик, платочек, дружочек, ключик, букетик, орешек, карандашик, горошек, кирпичик, замочек, кораблик, хвостик, звоночек.
7. Закрепление. Работа в парах.
- Следуя выводу, вставить пропущенные гласные в суффиксах.
- Учебник упр 109 стр 133 Работа в парах.
- Проверка.
8. Итог урока
- Наш урок заканчивается. Обратимся к цели урока.
- Удалось ли нам ее реализовать?
- Еще раз расскажите правило, когда пишем суффикс ЕК, а когда ИК.
- Оцените себя.