Цель:
- познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии поэта;
- пробудить интерес к творчеству поэта;
- воспитывать умение видеть красоту родной природы слушая и читая стихи поэта;
Участники: ведущий, чтецы, команды от классов.
Оборудование: мультимедиа (показ слайдов), картины из сказок А.С.Пушкина, рисунки учащихся из сказок А.С.Пушкина, названия сказок под номерами, карточки с цифрами, скакалка, обруч, кроссворды.
Ход мероприятия
Вступительное слово ведущего:
Наша викторина посвящена творчеству великого русского поэта А.С.Пушкину - солнцу русской поэзии. Для каждого русского человека сказки поэта несут доброту, любовь ко всему окружающему миру (слайд 1).
Чтец 1.
Александр Сергеевич Пушкин! Это имя приходит к нам в раннем детстве с колыбели. Трудно найти человека, который бы не любил замечательные произведения русского поэта. Ведь еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии» (слайд 2).
Чтец 2.
Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Еще не умея читать, мы уже повторяем наизусть стихи Александра Сергеевича со слов своей матери (слайд 3).
Чтец 3.
Пушкин сделал много, бесконечно много для духовной жизни людей. Когда мы читаем Пушкина, то чувствуем, как бесконечно прекрасен и разнообразен этот мир, как все в нем полно жизни, чувства и глубокой правды.
Ведущий:
Давайте вспомним некоторые эпизоды биографии А.С.Пушкина, ответив на некоторые вопросы:
- Где родился А.С.Пушкин? (в Москве) (слайд 4,5,6)
- Какое любимое время года поэта? ( осень) (слайд 7)
- Назовите учебное заведение, в котором учился поэт (Царскосельский лицей) (слайд 8 )
- Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева) (слайд 9,10)
Чтец 1.
Пушкин родился светлым июнем в Москве, когда Москва пахнет цветущими тополями, на Кропоткинской улице - дом 12. Бабушка учит маленького Сашу читать и писать, няня рассказывает ему первые сказки, и маленький Саша заслушивался и засыпал, окруженный волшебниками.
Чтец 2.
1810 год. Семья Пушкиных живет в Захарове под Москвой. А Сашу, уже подросшего, готовят к поездке в Петербург, на учение. И на следующий год он поступает в Царскосельский лицей - учебное заведение, в котором готовили мальчиков к государственной службе. Здесь Пушкин приобретает верных на всю жизнь друзей- Пущина, Кюхельбекера, Дельвига (слайд 11,12,13 ).
Чтец 3.
1813 год. Саша Пушкин учится в Царском селе. Здесь он знакомится с литературой и сам занимается ею. Очень скоро и товарищам и профессорам стало ясно, что среди них растет великий талант. И они не ошиблись (слайд14).
Вот например, как Пушкин рисует чудесные картины русской природы (слайд15,16).
Чтец 4. «Зимнее утро»- чтение стихотворения сопровождается показом слайдов.
Чтец 5. «Унылая пора…» (17,18,19).
Чтец 6. «Гонимы вешними лучами…» ( из романа «Евгений Онегин») (слайд 20).
Чтец 4. Мы прочитали стихотворения А.С.Пушкина. я думаю, что их объединяет одно настроение- радостное и приподнятое.
Чтец 5.
Это состояние поэта, высокий душевный настрой прекрасно передает портрет А.С.Пушкина, выполненный художником, современником поэта, Василием Андреевичем Тропининым (слайд 21).
Чтец 6.
На портрете Пушкин сидит у небольшого стола. Положил руку на край и задумчиво смотрит. Не в таком ли состоянии он написал:
И пробуждается поэзия во мне…
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекли (слайд 22).
Чтец 4.
Находясь вдали от своей любимой няни Арины Родионовны, Пушкин сильно скучал, сочиняя ей свои стихотворения. Вспомним самое известное и любимое всеми нами произведение: «Подруга дней моих суровых …» - чтение стихотворения.
Чтец 1. «Подруга дней моих суровых …» - чтение стихотворения (слайд 22,23).
Именно Арина Родионовна пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание дарить людям сказки. Здесь вы, наверное, большие знатоки, и все примете активное участие в нашей викторине.
Ход викторины:
1. «Вспомни название сказки»- по опорным словам участники викторины называют название сказки, которые открываются в ходе ответов под номерами..
1) Окошко, царь, сестры, бочка, остров (слайд 24,25) («Сказка о царе Салтане»)
2) Откуп, дурачина, изба, корыто (слайд 26,27) («Сказка о рыбаке и рыбке»)
3) Базар, жадность, оброк, веревка (слайд 2 8,29) («Сказка о попе и работнике его Балде»)
4) Мудрец, шамаханская царица, шатер, звездочет (слайд 30,31) («Сказка о золотом петушке»)
5) Солнышко, месяц, зеркальце, ветер (слайд 32,33 («Сказка о мертвой царевне»)
2. Телеграммы от персонажей сказок: «Кто бы хотел очутиться сейчас среди нас из персонажей этих сказок?»
1) «Да вот хочу веревкой море морщить, да вас проклятое племя корчить…»
(Балда) (слайд 34,35)
2) «И клюка, и бородавка, а зовут ее…»
(Чернавка) (слайд 36,37)
3) «Месяц под корой блестит, а во лбу звезда горит…» (Царевна- лебедь) (слайд 38,39)
4) «Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется,
К красну солнцу, наконец
Обратился молодец…» («Королевич Елисей) (слайд 40,41)
5) «Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался,
К старухе воротился…» (Старик) (слайд 42,43)
6) «Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает, а скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе…» (Белка) (слайд 44,45)
3. Конкурс «Лучший знаток сказок А.С.Пушкина»- участвуют команды. Условия конкурса: при прослушивании строк из произведений - показ правильного ответа подходящим номером сказки.
А) «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» (слайд 46,47)
Б) « Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?» (слайд 48,49)
В) «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно» (слайд 50,51)
Г) «Посади ты эту птицу,-
Молвил он царю, - на спицу;
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны…» (слайд 52,53)
Д) Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою…» (слайд 54,55)
4. Конкурс эрудитов
Условие конкурса: вспомнить и точно назвать слова:
А)
- С которыми царица обращалась к волшебному зеркалу (слайд 56,57)
- Что кричал петушок, сидя на спице? ( слайд 58,59)
- С какой просьбой обращалась золотая рыбка к старику? (слайд 60,61)
- Какими словами описал А.С.Пушкин царевну - лебедь? (слайд 62,63)
- Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал ему Балда при этом? (слайд 64,65)
- С какими словами обращался царь Салтан к своим гостям, сажая их за стол? (слайд 66)
- Как заканчивается сказка о золотом петушке? (слайд 67,68)
- Какими словами заканчивается сказка «Сказка о мертвой царевне»? (слайд 69)
Б) Продолжи строчки:
1. ( слайд 70)
а)
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир (приготовила б я пир…)
б)
«Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна (наткала б я полотна)
в)
«Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки царя (родила богатыря)
г) (слайд 71) Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке ровно
(Тридцать лет и три года)
5. Игра «Балда у моря» (слайд 72, 73)
Условия игры: выбирается Балда, черти, чертится круг -«море». Балда скакалкой - неводом «морщит море», а черти подпрыгивают в кругу, чтобы Балда их не поймал своим неводом.
6. Игра – соревнование «Поймай зайца»
Участвуют команды. Задача: Балде нужно наловить как можно больше «зайцев» себе в «мешок»- (обруч). Балда, огибая круг за каждый заход берет по одному зайцу. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.
7. «Разгадай кроссворд»- каждой команде индивидуально раздаются кроссворды, которые нужно заполнить.
- Имя царя, который подслушал трех девиц. (слайд 74)
- Имя наемного рабочего. (слайд 75)
- Женщина, которая хотела владеть морем. (слайд 76)
- Вещая птица. (слайд 77)
- Необыкновенный обитатель моря. (слайд 78)
- Имя жадного царя. (слайд 79)
Подведение итогов
Ведущий:
Сказки Пушкина- драгоценный вклад в историю русской литературы. Поэт довел русскую сказку до совершенства. Написав 5 сказок, Пушкин создал специальную детскую литературу. Ее продолжили Л.Толстой, П.Ершов, А.Толстой, К.Чуковский, Н.Носов и другие писатели и поэты. Мы бесконечно благодарны нашему великому русскому поэту А.С.Пушкину. Наши современники посвящают ему свои стихотворения. Послушаем стихотворение Середюк Екатерины «О Пушкине» (слайд 80-86)
Пушкин - это сказки детства.
Мне достались по наследству
Книжки мамы. Я читаю
И за всех переживаю.
Вот о рыбке золотой.
Старику, увы, с женой
Из-за жадности и злобы
Не набить своей утробы.
Золотого петушка
Я читаю не спеша.
Шамаханская царица…
Не хочу с такой жениться.
Царь Гвидон. Обидно, право,
Что словесная отрава
Даже тут внесла раздоры,
Разрослась до долгой ссоры.
Очень нравится Людмила
И Руслан. И сердцу мило
Лукоморье. Наизусть
По строкам знакомым мчусь.
Позже будет и «Онегин»,
И любовные забеги
На лирические строчки.
Запятые будут, точки.
А пока читаю сказки
И беру в ладони краски, и рисую то, что слышу,
То, чем книга эта дышит.
Пушкин - это красота,
Пушкин - это доброта.
Чтобы лучше было жить,
Надо с Пушкиным дружить.
Итог: Дорогие ребята! Вас ждет еще много прекрасных встреч с великим поэтом, вы прочтете его стихи о дружбе, о свободе, о любви к Отчизне, его повести, поэмы, романы. (слайд 87,88)
Список используемой литературы:
- А.С.Пушкин «Поэмы»
- А.С.Пушкин «Сборник стихов»
- «Сказки А.С.Пушкина»
- Конспект открытого интегрированного урока чтения в 4 классе «Мой Пушкин» - Грошева Татьяна Павловна, учитель начальных классов. Издательский дом «Первое сентября», фестиваль «Открытый урок». 2008-2009