Говорят, правит миром тот, кто владеет информацией, умеет ее добывать и использовать. Ценность знаний, связанных с современными информационными технологиями, возросла за последние 10 лет многократно. Все это требует изменения в системе образования, создания среды, способствующей подготовке человека, с легкостью использующего в своей практической деятельности современные информационные возможности. Таким образом перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента.
В своей многолетней педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, я могу использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка.
Как показывает опыт, иностранный язык представляет благодатное поле формирования и развития личности ребенка. При обучении английскому языку развивается интеллект, воображение, внимание, наблюдательность, речемыслительные и творческие способности.
Несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности учителя и учащихся. Это представляется обоснованным и перспективным, поскольку применяемые мною методы помогают активно воздействовать на формирование и развитие языковой компетенции учащихся, навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование письменной речи, воспитание творческой, социально-активной личности.
В процессе работы я пришла к выводу, что компьютерные технологии помогают:
- делать занятия более наглядными;
- привлекать пассивных слушателей;
- обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
- приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;
- обеспечивать моментальную обратную связь;
- повышать интенсивность учебного процесса;
- воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов;
- возрастать познавательной активности учащихся, а следовательно, желанию изучать предмет;
- объективно оценивать действия учащихся;
- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
- дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе;
- снимать такой отрицательный психологический фактор, как "ответобоязнь";
- повышать уровень развития психологических механизмов (воображения, внимания, памяти);
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
Развитие коммуникативной компетенции учащихся подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что лежит в основе функционирования компьютерных технологий. Соответственно, для того чтобы продуктивно спланировать процесс обучения, нужны такие учебники, которые направлены на развитие основных компетенций учащихся.Учебники М.З. Биболетовой как раз оказались теми учебниками, которые смогли обеспечить достижение мною этих целей.
Компьютерные технологии прекрасно вплетаются в методическую структуру учебника. Эффективность уроков достигается за счет использования различных видов заданий (дебаты, обсуждения, ролевые игры), компактного сочетания всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо), актуальной информации содержания материалов, ориентации обучения на ученика.
На уроках английского языка я придерживаюсь применения "проникающей технологии", иными словами для меня применение компьютера не самоцель, а эффективный инструмент развития умений и навыков. Я применяю компьютерные технологии не на каждом уроке, а при введении новой темы или ее завершении (разрабатываю компьютерные уроки), контроле, участии в проектах, учебных играх, подготовке дидактических материалов, использовании мультимедийных обучающих программ.
Большую помощь мне оказывает кабинет английского языка, оснащенный современной техникой, а именно: интерактивной доской, персональными компьютерами, теле и аудио аппаратурой.
В процессе работы я использую нестандартные методы обучения: ролевые игры, дискуссии, интерактивные обсуждения, игры-путешествия, круглые столы, которые развивают языковую компетенцию учащихся и их социально активную позицию; творческие учебные задания (разработка рекламных проспектов, экскурсии, литературные гостиные, показ моды, приготовление еды и другие), включающие задания на развитие навыков говорения, чтения, аудирования и письма; тестовые задания, помогающие осуществлять контроль овладения умениями и навыками; тематические презентации, применяющие для развития самостоятельной поисковой деятельности учащихся (например, исследовательская работа "Необходимо ли платить за медицинское обслуживание?", творческие работы "Почему люди путешествуют", "Клуб ценителей моды").
Мои учащиеся, имея доступ к информационным ресурсам сети Интернет (источники дополнительных материалов), справочные каталоги, поисковые системы, активно используют полученный материал на уроках английского языка.
На мой взгляд, вышеперечисленные методы позволяют не только овладевать коммуникативной компетенцией, но и достаточно повышать творческий потенциал личности.
В заключение хотелось бы сказать, что в современных условиях предъявляются все более высокие требования к процессу обучения иностранным языкам. Объемы информации стремительно растут, и современные способы их хранения, передачи и обработки перестают быть эффективными. А компьютерные технологии представляют большой спектр возможностей для повышения продуктивности обучения. Однако следует помнить, что ничто не заменит живого слова учителя, общения с книгой. Компьютер, интерактивная доска- это дополнительные средства, открывающие иные возможности сотворчества ученика и учителя, возможность обучить детей правильно работать с информацией, такой противоречивой и неоднозначной в наше время, научить размышлять и делать свои выводы.