Сегодня перед образованием стоит долгосрочная задача – удовлетворить образовательные интересы каждого школьника с учетом его способностей и возможностей. Решение этой задачи невозможно без модернизации школы. В связи с этим обновляющейся школе потребовались такие технологии обучения, которые позволили бы:
- формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивать в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- грамотно работать с информацией, обеспечивая свободный доступ к ней в школе, а также в научных, культурных, информационных центрах всего мира.
- развивать каждого учащегося как творческую личность, способную к практической работе с различными материалами и инструментами
Из многообразия технологий, претендующих на реализацию этих задач, мы отобрали технологию портфолио.
В зависимости от целенаправленности портфолио выделяют различные варианты ученических, среди которых «Портфолио документов», «Портфолио работ», «Портфолио отзывов», «Рефлексивный портфолио», «Тематический портфолио».
В рамках изучения курса математики средней школы наиболее эффективной, на мой взгляд, из всех возможных форм, является тематический портфолио. Так как он включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы, работа над ним не растянута во времени. Это позволяет сохранить интерес ребенка к работе и поддержать познавательную активность на достаточно высоком уровне. Кроме того, тематический портфолио одновременно является особой формой отчета о процессе работы по изучаемой теме.
При составлении портфолио учащиеся включаются в творческую деятельность, которая привлекает новизной, необычностью и занимательностью, при применении данной технологии учащимся предоставляется возможность расширить и углубить свои знания.
Отличительной особенностью портфолио является его личностноориентированный характер. Мы с учениками разработали портфолио по геометрии тематического характера по главе учебника «Длина окружности и площадь круга».
Из всего многообразия приемов, используемых на уроках геометрии, учащимся предлагается выбрать на их взгляд наиболее интересные и оформить в папку творческих работ. Материал, собираемый в портфолио, отбирается его автором самостоятельно в течения изучения темы (на составление портфолио по теме «Длина окружности и площадь круга» потребовался примерно месяц). У учащегося имеется выбор для реализации потребности в самовыражении, общении и развитии на уроках геометрии. В папках у разных ребят мы найдем различные творческие отчеты. Причем одни ученики используют весь спектр, предлагаемых творческих работ, а другие выбирают только три-четыре формы.
Тематического портфолио вводится для того, чтобы способствовать повышению уровня усвоения материала учащимися по теме «Длина окружности и площадь круга», развивать творческие способности учащихся, интерес школьников к предмету и вызвать желание узнать больше.
Тематический портфолио – это своего рода «копилка» материалов и информации, часть из которых будет использована в работе по изучаемой теме, а часть может перейти в портфолио по следующим темам.
Предлагаемая структура тематического портфолио по геометрии:
- Девиз, эмблема, реклама темы
- «Законы, принципы, правила» (теоретические основы рассматриваемого материала);
- Лабораторные работы;
- Сообщения, рефераты (об ученых занимающихся этой темой, фактов из истории и т.д.)
- Интересно было бы узнать о… (вопросы учащихся, которые вышли за рамки программы);
- Творческие задания (кроссворды по теме, плакаты, схемы и т.д.);
- Геометрия и компьютер (задания, выполненные с помощью компьютерных программ);
- Описание экспериментов;
- Практические задачи;
- «Параллельные миры (внутри – и межпредметные связи);
- «Творчество товарищей» (интересные работы одноклассников);
- «Стимулы успеха» (что в ходе работы помогало моему прогрессу);
- «Мои открытия» (информация, которая удивила, закономерности, которые установил самостоятельно);
- «Неотправленные письма» (размышления на тему);
- «Темы для исследования» (возможные темы дальнейшей исследовательской работы);
Оценивание портфолио:
После проверки преподавателем портфолио, необходимо организовать их презентацию и публичную защиту. Ученики выступают перед классом или параллелью классов, раскрывают содержание своих работ, а «рецензенты» задают вопросы, обсуждают, а затем оценивают портфолио с помощью таблицы №1, в которой отражают достоинства, недостатки работы, свое мнение о портфолио. Затем учитель подводит итоги работы и выставляет оценку.
Таблица №1
Тема портфолио _________________
Я считаю, что... (мнение о портфолио) | Особенно удачным является... (достоинства; за что надо похвалить) |
В то же время я посоветовала бы... (рекомендации) | Не кажется ли тебе, что (основные замечания) |
Работу представлял: Работу оценивал:
Если подводить итог работы учеников можно сделать следующие выводы: учащимися было проработано большое количество дополнительной литературы по теме тематического портфолио, прорешаны дополнительные задачи по этой теме.
Необходимо сказать об активности ребят на уроке, на котором проходила защита и оценка портфолио. Здесь ребята показали результаты своей самостоятельной работы по теме, продемонстрировали творческий подход в оформлении портфолио, некоторые ребята включили разделы, которые не были предложены, то есть показали свою заинтересованность, индивидуальность. Некоторые учащиеся обменялись между собой интересными задачами, дополнительной литературой.
Портфолио оценивали не только ребята, которые занимались портфолио, но те, кто не принимал в этом участие. Оценка проходила в виде обсуждения, ребята задавали друг другу вопросы, оценивали, кто, сколько включил разделов и какие это разделы, по уровню сложности, высказали свои рекомендации, замечания, обозначили вместе с учителем достоинства и затем в ходе голосования выставили оценки. Оценки, полученные учащимися за тематическое портфолио положительны (четыре, пять).