Задача: познакомить с буквой "ш", со звуком [ш ], с его особенностями, с ролью звука и буквы в русском языке
Цели:
- Формировать умение выделять звук [Ш] в речи, умение слышать и слушать
- Развивать фонематический слух, технику чтения при работе со словами с буквой "Ш"
- Воспитывать культуру поведения при работе в группах
Оборудование: мультимедийная презентация, предметные картинки, модели звуков, касса букв и слогов, образцы печатных букв "Ш" и "ш", плакат с проектом "Город букв".
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Оргмомент
II. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы
III. Выдвижение версий
IV. Актуализация имеющихся знаний
V.Составление плана решения учебной проблемы
VI. Поиск решения проблемы - открытие нового знания
VII. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике IX. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка. |
Долгожданный дан звонок, Начинается урок! - Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного - мальчики. - Умницы! - Молодцы! Побуждающий диалог - постановка проблемы - Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок "открытия" новых знаний? Почему? - Что же мы сегодня будем "открывать"? - Что необычного заметили у схемы-человечка? -Ребята, этим знаком схема-человечек хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. Какой у вас возникает вопрос? Вот это нам предстоит сегодня открыть? Проведение звуковой разминки - Какой звук будем "открывать" узнаете из языковой разминки. - Вспомните, какой звук издаёт змея? - Как шумит чайник при кипении? - Как шуршат осенние листья под ногами? -А теперь давайте пошуршим все вместе: Ш-ш-ш Подведение к формулированию темы - Проживает ли такой звук в нашем "городе букв"? (На доске висит проект "Город букв") - Сформулируйте тему нашего урока - Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться? -В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук? -Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков? - Тогда давайте решать эту проблему побуждающий диалог - Нам нужно всё узнать про этот звук. Раз он согласный, что мы можем про него узнать? -Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? -Какой он, звонкий или глухой? -Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким? -Сначала определите, какое место занимает этот звук в словах? 1. Предлагает взять картинки из конверта с изображением шара, машины, малыша. 2. Руководство групповой работой - Составьте звуковые схемы этих слов - Ответственные дети в группах дайте характеристику нового звука. - Какое слово повторялось в характеристике нового звука? Побуждающий диалог - Может быть, в других словах этот звук произносится мягко? Послушайте стихотворение, а самые внимательные запомнят все слова со звуком [ш] и послушают, как он произносится, твёрдо или мягко? -Назовите слова с новым звуком. Какой он? 3. Подведение к формулированию вывода - Сделайте вывод: может ли звук [ш] быть мягким? - Посмотрите на схему нашего звука, сравните с другими схемами и скажите, чем же отличается новый звук от других звуков нашего "города"? 3. Знакомство с буквой - А какой значок нам поможет увидеть звук [ш] ? - Что напоминает вам эта буква?
- На какой улице мы поселим нашего нового жителя в "городе букв"? - Откройте букварь на стр. 82 и проверьте, рассмотрев схемы человечков, правильно ли мы сделали? С какими буквами держится за руку буква Ш? -Решили мы с вами первую задачу? 1. Анализ с учащимися написания строчной буквы ш - Почему в букваре в левом уголке написано две буквы ш? -Наша задача - научиться писать строчную букву ш. Из каких элементов состоит буква ш строчная? Есть ли новые элементы? -Я напишу эту букву под счёт: раз-и, два-и, три-и - Попробуйте указательным пальцем написать эту букву на ладони под мой счёт -Возьмите зелёную ручку. Пишем все вместе под счёт. Приготовились: раз-и: Меняем ручку. Пишем синим цветом -Красивые у вас получились островки? Похвалитесь соседу. 2. Физминутка для глаз лазерной указкой 3. Письмо буквы ш лазерной указкой с написанием лишнего элемента на доске - Что вы заметили? 4. Обведение буквы ш в словах - Прочитайте и обведите зелёным цветом в словах только букву ш. Возьмите синюю ручку и соедините ш со следующей буквой и обведите их. Что получилось? -Вы научились писать новую букву? Вы справились с этой задачей? Без ошибок и затруднений? Вам нужна была помощь? Каким знаком вы себя наградите? Нарисуйте себе этот знак. 5. Физминутка
6. Организация работы по чтению и анализу слогов - Какие слоги со звуком [ш] в стихах повторялись? - Ваша задача - научиться читать слоги с новой буквой. Подготовьтесь прочитать слоги, используя синий цвет. -Прочитайте слоги, которые начинаются с гласного звука -Прочитайте слоги, которые начинаются с согласного твёрдого звука -Прочитайте слоги хором с вопросительной интонацией - Дополните до слова: Шу-? 7. Организация чтения и анализа слов с буквой Ш -Очень много слов на букву Ш в вашем любимом букваре. -Подготовьтесь к чтению 6-го столбика, работая красным карандашом - Прочитайте слово, называющее фрукт - Называющее насекомое - Вкусный испеченный предмет - Жилище - Слова, с двумя гласными - Слово-перевертыш - Какая последняя задача стояла перед нами на уроке? - Вы справились с этой задачей? Убирает последний кружок, обозначающий задачу урока - У кого были затруднения? Какие? - Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке. - Нарисуйте эту оценку в своих еженедельниках |
Приветствие учителя,
самоорганизация
Садятся девочки. Садятся мальчики. 1. диалог с учителем
- Урок "открытия" новых знаний, так как схема не раскрашена, нет на ней буквы - Новый звук и новую букву. - Восклицательный знак.
2.проговаривание звуков
-Ш-ш-ш 3.формулирование темы - Нет - Звук [ш], буква ш - Узнать всё про новый звук, новую букву. Научиться писать новую строчную букву ш. Научиться читать слоги и слова с буквой ш
- В районе согласных
Выдвигают версии
1.диалог с учителем - Мягкий он или твёрдый, звонкий или глухой?
- Он глухой - Послушать, как он звучит в словах.
1. Определение места звука в словах, работа в группах 1 группа выбирает картинки с предметами, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова 2 группа - в названии которых этот звук стоит в конце слова 3 группа - в середине слова 2. Работа в группах, индивидуальная работа Составляют звуковые схемы выбранных слов Один ученик у доски составляет схему слова "шишка" Ответственные дети характеризуют новый звук -Звук [ш] - твёрдый -Твёрдый 3. Прослушивание стихотворения Слушают стихотворение, которое читает ученица
- Звук [ш] всегда твёрдый -Буква Ш Предположения учащихся - В районе согласных, на улице глухих - С буквами, которые обозначают глухие звуки -Да 4. Анализ строчной буквы ш -Потому что одна - печатная, другая- письменная -Из коротких палочек с закруглением вправо внизу Пишут на ладони Пишут в тетради Водят глазами за указкой - Лишний элемент - Обводят буквы - Слоги Рисуют себе знак-награду: 6. Чтение и анализ слогов 1. Чтение слогов про себя, выделяя согласные твёрдые звуки 2. Чтение слогов вслух 3.Чтение слогов хором 4. Участие в игре "Доскажи словечко" 7. Чтение и анализ слов чтение слов, выделяя гласные звуки чтение слов вслух - груша -мошка -пышка -шалаш Читают все слова -шалаш -Научиться читать слоги и слова с новой буквой -Да Рассказывают о своих затруднениях Показывают сигналы |