Урок-смотр знаний по теме "Натуральные числа" в 5-м классе

Разделы: Математика


Тип урока: урок контроля знаний, систематизации и обобщения знаний.

Цель урока: контроль усвоения знаний и формирования умений по теме “Натуральные числа”:

  • знания математических терминов и их грамотного произношения и написания;
  • знания определения понятий;
  • знания свойств арифметических действий с натуральными числами;
  • знания правил нахождения неизвестных компонентов уравнений;
  • умения выполнять арифметические действия с натуральными числами;
  • умения решать уравнения;
  • умения решать задачи.

При этом учащиеся:

  • самостоятельно выполняют задания;
  • формируют умение проводить самоконтроль;
  • формируют умение давать самооценку результата своей работы, предвидеть его последствия;
  • развивают письменную и устную математическую речь;
  • чувствуют ответственность не только за собственные знания, но и за успех всего класса.

Методы обучения:

По источникам знаний

  • словесный;
  • наглядный

По принципу объединения знаний

  • обобщающий

Средства обучения:

  • слово учителя;
  • проекционный материал; компьютер
  • индивидуальные карточки;
  • тест.

Формы обучения:

  • самостоятельная работа;
  • тестирование;
  • фронтальная работа.

Формы контроля знаний и умений:

  • наблюдение за работой учащегося в течение урока;
  • тестирование;
  • самоконтроль.

Презентация.

Дидактический материал.

Этап урока Цели этапа Деятельность учителя Деятельность ученика
Организация класса (1 мин) Проверить готовность класса к уроку, успокоить и настроить детей на работу Здравствуйте, ребята. Попрошу вас проверить, всё ли вы приготовили к уроку. Нам нужны тетрадки, ручки и цветные карандаши, а также дневники. Проверяют наличие необходимого к уроку на парте.
Постановка цели урока (2-3 мин) Поставить перед учащимися цель, рассказать о плане урока, их деятельности. Ребята, символом обучения может служить подъём по бесконечной лестнице знаний. Когда вы пришли в первый класс, вы ступили на первую ступеньку обучения, и теперь двигаетесь по этой лестнице вверх. Поднимаетесь вы по ней не в одиночку: рядом с вами ваши одноклассники, учителя, ваши родители. Все они готовы протянуть руку помощи для того, чтобы вы смогли достичь своей вершины.

Лестница знаний состоит из маленьких ступенек. Каждая ступенька поддаётся вам только тогда, когда вы приложили усилия, чему-то научились. Можно перепрыгнуть через одну ступеньку, но через 2 или 3 уже невозможно. Поэтому учиться приходится постоянно, чтобы не остановиться в своём движении к цели.

Сегодня вы продемонстрируете людям, которые помогают вам и другим детям учиться, на какую ступеньку вы смогли подняться при изучении темы “Натуральные числа”. Это учителя нашей школы.

В течение всего урока вы будете закрашивать ступеньки лестницы знаний в тот цвет, который соответствует вашим знаниям (слайд 1).

Каждая ступенька представляет собой группу знаний и умений по теме.

Посмотрите, какие ваши знания и умения мы будем сегодня проверять.

1-я ступенька называется “Я знаю математические слова”. Вы покажете всем, как вы умеете произносить и грамотно писать математические слова.

Слушают учителя, осознают, что требуется от них в течение урока.
“Я знаю математические слова” (5 мин.) Проверка грамотности написания математических терминов. Рефлексия. (На экран спроецировано задание)

Посмотрите, ребята, на экран. На экране математические слова и словосочетания. Такое же задание на карточках у вас на парте (карточка № 1). Вы должны вставить пропущенные буквы и сдать результаты работы на проверку учителю русского языка.

А теперь, пока комиссия проверяет результат вашей работы, вы сами проверите правильность выполнения. (На экране появляются вставленные буквы).

Оцените свою работу и закрасьте ступеньку вашей “Лестницы знаний” в соответствующий цвет.

Уважаемая комиссия, а в какой цвет должен закрасить первую ступеньку весь 5а класс? (На большую “лестницу знаний” на магнитной доске прикрепляется стрелочка соответствующего цвета.

Ученики вставляют пропущенные буквы и передают свои работы на первую парту.

Ученики проверяют свои работы и закрашивают ступеньку.

“Я знаю правила” (5 мин) Контроль знания определений основных понятий,

Умения правильно выразить свою мысль, строить предложение. Рефлексия.

Мы показали своё знание произношения и написания математических слов. А теперь, ребята, вы расскажете нам, что эти слова означают. Отвечать будете “по цепочке”. Если кто-то не знает правила, то отвечает следующий за ним на тот же вопрос.

Какие числа называют натуральными?

Что такое цифра?

Какие числа называют слагаемыми?

Что такое сумма?

Какое число называют уменьшаемым?

Какое число называют вычитаемым?

Что такое разность?

Дайте определение уравнения?

Какие числа называют множителями?

Что такое произведение?

Какое число называют делимым?

Какое число называют делителем?

Что такое частное?

Какие выражения называют буквенными?

Вы ответили на вопросы. Оцените свой ответ, закрасив вторую ступеньку “лестницы знаний”.

А пока вы оцениваете себя, уважаемая комиссия подведёт итоги и скажет нам, а весь 5а класс в какой цвет может окрасить свою ступеньку?

(вывешивается соответствующего цвета стрелочка).

Учащиеся по очереди отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

Ребята окрашивают ступеньки своей “лестницы”.

“Я умею вычислять” (4-6 минут) Контроль умения выполнять основные арифметические действия с натуральными числами. Рефлексия Мы перешли к третьей ступеньке – “Я умею вычислять”. На экране вы видите задания для вас. 4 задания обязан выполнить каждый из вас, а дополнительное задание для тех, кто хочет получить за урок более высокую оценку. Полученные ответы занесите в бланк ответов “Я умею вычислять” (карточка № 2) и передайте на первую парту для проверки комиссией. Вычисления выполняйте в тетради.

Все сдали работу на проверку, а по тетради проверяем правильность вычислений (правильные ответы на экране).

Оцените результат своей работы, закрасьте ступеньку в соответствующий цвет.

Уважаемая комиссия, скажите в какой цвет окрашивать общую ступеньку 5а класса? (на магнитной доске соответствующего цвета стрелочка)

Учащиеся выполняют действия в тетради, а ответы заносят в бланк ответов. Ученик, который первый в отведённое время выполнит дополнительное задание записывает его на доске, после выполнения комментирует порядок действий.

Если после проверки выяснится, что задание выполнено неправильно, то проводится коррекция. Ребята окрашивают ступеньки по результатам своей работы

Физминутка

(1-2 мин)

Нормализация психофизиологических процессов у гиперактивных и заторможенных детей.

Контроль усвоения свойств арифметических действий.

Ребята, нам необходимо провести физминутку. Проведём её в виде игры “Истинно-ложно”. Если высказывание, которое я вам предложу будет истинным, вы поднимаете руки вверх, если ложным – руки в стороны. Слушайте и смотрите внимательно. А уважаемых членов комиссии мы попросим внимательно за вами наблюдать и учесть ваши ответы при выставлении оценки за знание правил.

a+b=b+a – переместительное свойство сложения.(и)

а+0=0 (л)

а-а=0 (и)

а-0=а (и)

a(bc)=(ab)c – переместительное свойство умножения.(л)

а·1=1 (л)

а·0=0 (и)

а:1=а (и)

а:а=а (л)

0:а – нельзя (л)

0:а=0 (и)

а:0 – нельзя (и)

а(b+c)=ab+ac –сочетательное свойство умножения относительно сложения (л)

a(b-c)=ab-ac – распределительное свойство умножения относительно вычитания (и)

Учащиеся поднимают руки вверх или в стороны в зависимости от того, считают они высказывание истинным или ложным.
“Я умею решать уравнения” (6-8 мин) Контроль умения решать уравнения по правилам нахождения неизвестных компонентов.

Рефлексия.

После того, как мы отдохнули, продолжаем наш путь по лестнице знаний. Следующую ступеньку мы осилим, если научимся решать уравнения. Покажем, как мы умеем решать уравнения. На экране перед вами 7 уравнений. 6 из них должен решить каждый из вас. Выберите правильный ответ и занесите его номер в бланк ответов (карточка № 3). 7-е уравнение для тех, кто успеет раньше справиться с обязательными заданиями и захочет получить более высокую оценку. Как только вы заполните бланк ответов, передайте на первую парту для проверки комиссией.

Давайте проверим ваше решение. Посмотрите на экран. Правильный ответ обозначен рамочкой. Проверьте правильность вашего решения и оцените себя, закрасив ступеньку лестницы в соответствующий цвет.

Уважаемая комиссия, а в какой цвет будет окрашена ступенька всего 5а класса? (Вывешивается стрелочка соответствующего цвета.)

Учащиеся решают уравнения в тетради, заполняют бланк ответов и передают на проверку. Первый, решивший более трудное уравнение, записывает решение на доске.

 

Ученики проверяют своё решение по тетрадям и оценивают себя.

“Я умею решать задачи” (5-6 мин) Контроль умения переводить текст задачи на математический язык, умения выполнять действия. Проводить рефлексию. Ребята, нам осталось подняться на последнюю ступеньку, ответив на вопрос “Умею ли я решать задачи?” Перед вами карточки с задачей. Решите задачу в тетради, а затем проверьте правильность решения, найдя свой ответ в предложенном на экране шифре. Напишите соответствующую букву под своим числом на доске и, если все решат задачи правильно, то у вас получится расшифровать запись на доске.

(В результате получается фраза “Это ключ ко всем наукам”)

Как вы думаете, ребята, что может служить ключом ко всем наукам? (Ответы могут быть различные: трудолюбие, математика, любознательность и т.д.)

Ребята, оцените соё умение решать задачи, а комиссия скажет нам, какова оценка всего класса на этой ступеньке обучения. (Вывешивается стрелочка соответствующего цвета.)

Учащиеся решают задачу в тетради, а затем выходят к доске и подписывают соответствующую букву под своим числом. В результате получается предложение. Если кто-то не смог решить задачу, то её решаем всем классом.

Ребята закрашивают ступеньку в своей “лестнице знаний”.

Подведение итогов (2 мин) Подвести итоги работы на уроке. Поставить цель на ближайшие уроки. Ребята, вы видите, какие ступеньки мы осилили успешно, а какие дались нам с трудом. Мы видим над чем нам надо работать более серьёзно, а что достаточно только повторять. Ваши лестницы вы покажете дома своим родителям, чтобы они знали о ваших успехах и неудачах, могли и дальше помогать вам в вашем подъеме к вершине.

А теперь попросим комиссию сказать нам, какие оценки вы получили за работу на уроке.

Учащиеся делают выводы о своих достижениях и ставят цели на предстоящие уроки.
Домашнее задание Дать задание на дом с учётом необходимости коррекции знаний. Ребята, те, кто затрудняется в ответах на вопросы, продолжает работать по нашему листу вопросов, повторяет правила.

Те, кому надо работать над вычислениями, выполняет № 1, а те, кому трудно решать уравнения - №2 из карточек с домашним заданием. И каждому из вас я предлагаю решить задачу. Карточки у вас на столах.