Цель:
- знакомить с приёмами умножения вида а*1=а, а*0=0, приёмами деления вида а : а =1, а : 1 =а, 0 : а =0 и невозможностью деления на 0;
- раскрыть конкретный смысл этих вычислений;
- активизировать внимание учащихся на этих приёмах вычислений;
- совершенствовать вычислительные навыки учащихся;
- развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
- воспитывать целеустремлённость, уверенность в себе, доброжелательность в общении друг с другом, самостоятельность в открытии новых знаний.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания (с. 84 № 18, № 21)
Взаимопроверка в статических парах.
3. Актуализация знаний учащихся
1) упражнение на взаимосвязь компонентов и результата действий умножения и деления;
Делимое 24 49 Делитель 8 4 Частное 3 4 7 9
Множитель 9 9 Множитель 6 8 Произведение 42 72 54 64
ВЫВОДЫ! (хором)
2) решение уравнений;
- Догадайтесь, какие значения может принимать Х в этих уравнениях:
26- Х =0 59 + Х =59 Х + 31 =31 Х – 0 =38
- Знание каких правил помогло вам справиться с этим заданием?
- Запишите эти правила в виде формул.
а – а =0 а + 0 = а 0 + а = а а – 0 = а
4. Постановка учебной задачи
- Сегодня рассмотрим случаи умножения и деления с числами 0 и 1.
Этот материал вы будете изучать самостоятельно, работая в парах.
5. Усвоение новых знаний.
1) инструктаж к самостоятельной работе:
Выполнить все задания своей карточки.
- Образовать пару и изложить друг другу материал, который вы изучили, в той же последовательности, как это делали самостоятельно.
- Обменяться карточками и образовать новую пару. Провести аналогичную работу.
Каждый из вас должен проработать 4 карточки.
Если справитесь раньше, а партнёра свободного не будет, воспользуетесь дополнительными карточками на моём столе.
2) самостоятельная работа учащихся;
Карточка 1 1. Рассмотри примеры:
- 4*1=4
- 32*1=32
- 19*1=19
- 67*1=67
2. Сделай вывод.
При умножении любого числа на 1…..
3. Вычисли.
- 7*1
- 1*12
- 89*1
- 52*(48-47)
- (62 +24)*1
- (70- 69)*14
Карточка 2 1. Рассмотри примеры:
- 3* 0=0
- 12* 0=0
- 0 * 58=0
- 0 : 14=0
- 0 :29=0
- 0 : 7=0
2. Сделай выводы.
При умножении любого числа на 0 …
При делении любого числа на 0….
3. Вычисли.
- 18 * 0
- 0* 36
- 0 : 74
- 72 : 9 * 0
- (37 – 37) : 5
- 0 * (16 + 30)
Карточка 3 1. Рассмотри примеры:
- 13:13=1
- 48:48=1
- 92 :92=1
- 27:27=1
2. Сделай вывод.
При делении числа на то же самое число …..
3. Вычисли.
- 18:18
- 6:6
- 25:25
- 35:7:5
- (12+40):52
- 63:(90-27)
Карточка 4 1. Рассмотри примеры:
- 13:1=13
- 27:1=27
- 64:1=64
- 9:1=9
2. Сделай вывод.
При делении любого числа на 1 …..
3. Вычисли.
- 15:1
- 84:1
- 3:1
- (24-15):1
- 54:6:1
- (18+45):1
3) первичная проверка понимания учащимися нового материала.
- Закончите выводы:
- При умножении любого числа на 0……… (а * 0 = 0)
- При умножении любого числа на 1………. (а * 1 = а)
- При делении любого числа на 1………….. (а : 1 = а)
- При делении 0 на любое число …………….. (0 : а = 0)
- При делении любого числа на то же самое число ….. (а : а = 1)
- Запишите эти правила в виде формул (учащиеся выводят формулы самостоятельно).
- Обведите эти формулы в рамочку и запомните.
4) раскрытие конкретного смысла изученных приёмов;
- Вы вывели эти правила на основе уже решённых примеров. А действительно ли верны эти равенства? Докажем это.
- 15 * 1 =15 - Что означает эта запись? (по 15 взять 1 раз получится 15)
- …
- 15 : 15 =1 -Составим по этому выражению 2 примера на деление, используя взаимосвязь между компонентами и результатом
- 15 : 1 =15 деления.
0 * 5 =0 0*3=0 0*18 =0 (аналогично разбираются) 0 : 5 =0 0 : 3 =0 0 : 18 =0 0 : 0 = 5 0 : 0 =3 0 : 0 = 18
- Не возникло ли у вас никаких вопросов? (Парадокс: выражения одинаковые, а результаты разные!)
- Возможно ли такое? (нет)
ВЫВОД: Делить на нуль нельзя! (а : 0 - записать, обвести в рамку и запомнить)
6. Первичное закрепление
- Найти значения выражений:
1 * 17 0 : 13 44 : 44 82 : 1 36 * 1 30 * 1 0 * 92 22 : 0 61 * 0
7. Итог урока.
- Что узнали нового?
- Приведите свои примеры к данным формулам.
8. Домашнее задание: с. 89 № 6, №4; на “5” № 3.