Технологии коллективного взаимообучения и сотрудничества в работе с младшими школьниками

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • знакомить с приёмами умножения вида а*1=а, а*0=0, приёмами деления вида а : а =1, а : 1 =а, 0 : а =0 и невозможностью деления на 0;
  • раскрыть конкретный смысл этих вычислений;
  • активизировать внимание учащихся на этих приёмах вычислений;
  • совершенствовать вычислительные навыки учащихся;
  • развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать целеустремлённость, уверенность в себе, доброжелательность в общении друг с другом, самостоятельность в открытии новых знаний.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания (с. 84 № 18, № 21)

Взаимопроверка в статических парах.

3. Актуализация знаний учащихся

1)  упражнение на взаимосвязь компонентов и результата действий умножения и деления;

Делимое   24 49  
Делитель 8     4
Частное 3 4 7 9

 

Множитель   9 9  
Множитель 6     8
Произведение 42 72 54 64

 ВЫВОДЫ! (хором)

2) решение уравнений;

- Догадайтесь, какие значения может принимать Х в этих уравнениях:

26- Х =0 59 + Х =59
Х + 31 =31 Х – 0 =38

- Знание каких правил помогло вам справиться с этим заданием?

- Запишите эти правила в виде формул.

а – а =0 а + 0 = а
0 + а = а а – 0 = а

4. Постановка учебной задачи

- Сегодня рассмотрим случаи умножения и деления с числами 0 и 1.

Этот материал вы будете изучать самостоятельно, работая в парах.

5. Усвоение новых знаний.

1) инструктаж к самостоятельной работе:

Выполнить все задания своей карточки.

  • Образовать пару и изложить друг другу материал, который вы изучили, в той же последовательности, как это делали самостоятельно.
  • Обменяться карточками и образовать новую пару. Провести аналогичную работу.

Каждый из вас должен проработать 4 карточки.

Если справитесь раньше, а партнёра свободного не будет, воспользуетесь дополнительными карточками на моём столе.

2) самостоятельная работа учащихся;

Карточка 1

1. Рассмотри примеры:

  • 4*1=4
  • 32*1=32
  • 19*1=19
  • 67*1=67

2. Сделай вывод.

При умножении любого числа на 1…..

3. Вычисли.

  • 7*1
  • 1*12
  • 89*1
  • 52*(48-47)
  • (62 +24)*1
  • (70- 69)*14
Карточка 2

1. Рассмотри примеры:

  • 3* 0=0
  • 12* 0=0
  • 0 * 58=0
  • 0 : 14=0
  • 0 :29=0
  • 0 : 7=0

2. Сделай выводы.

При умножении любого числа на 0 …

При делении любого числа на 0….

3. Вычисли.

  • 18 * 0
  • 0* 36
  • 0 : 74
  • 72 : 9 * 0
  • (37 – 37) : 5
  • 0 * (16 + 30)
Карточка 3

1. Рассмотри примеры:

  • 13:13=1
  • 48:48=1
  • 92 :92=1
  • 27:27=1

2. Сделай вывод.

При делении числа на то же самое число …..

3. Вычисли.

  • 18:18
  • 6:6
  • 25:25
  • 35:7:5
  • (12+40):52
  • 63:(90-27)
Карточка 4

1. Рассмотри примеры:

  • 13:1=13
  • 27:1=27
  • 64:1=64
  • 9:1=9

2. Сделай вывод.

При делении любого числа на 1 …..

3. Вычисли.

  • 15:1
  • 84:1
  • 3:1
  • (24-15):1
  • 54:6:1
  • (18+45):1

3) первичная проверка понимания учащимися нового материала.

- Закончите выводы:

  • При умножении любого числа на 0……… (а * 0 = 0)
  • При умножении любого числа на 1………. (а * 1 = а)
  • При делении любого числа на 1………….. (а : 1 = а)
  • При делении 0 на любое число …………….. (0 : а = 0)
  • При делении любого числа на то же самое число ….. (а : а = 1)

- Запишите эти правила в виде формул (учащиеся выводят формулы самостоятельно).

- Обведите эти формулы в рамочку и запомните.

4) раскрытие конкретного смысла изученных приёмов;

- Вы вывели эти правила на основе уже решённых примеров. А действительно ли верны эти равенства? Докажем это.

  • 15 * 1 =15 - Что означает эта запись? (по 15 взять 1 раз получится 15)
  • 15 : 15 =1 -Составим по этому выражению 2 примера на деление, используя взаимосвязь между компонентами и результатом
  • 15 : 1 =15 деления.
0 * 5 =0 0*3=0 0*18 =0 (аналогично разбираются)
0 : 5 =0 0 : 3 =0 0 : 18 =0
0 : 0 = 5 0 : 0 =3 0 : 0 = 18

- Не возникло ли у вас никаких вопросов? (Парадокс: выражения одинаковые, а результаты разные!)

- Возможно ли такое? (нет)

ВЫВОД: Делить на нуль нельзя! (а : 0 - записать, обвести в рамку и запомнить)

6. Первичное закрепление

- Найти значения выражений:

1 * 17 0 : 13 44 : 44
82 : 1 36 * 1 30 * 1
0 * 92 22 : 0 61 * 0

7. Итог урока.

- Что узнали нового?

- Приведите свои примеры к данным формулам.

8. Домашнее задание: с. 89 № 6, №4; на “5” № 3.