Воспитание этических норм поведения у ребенка – нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развитие у ребенка представления о морали оказывают влияние одновременно семья, детских сад, окружающая действительность.
В последнее время необычайно возрос интерес к проблемам формирования культуры поведения. Неумение грамотно использовать правила речевого этикета на работе, в компании, дома создает человеку определенную репутацию, которая усложняет его отношения с людьми, мешает в жизни. Поэтому, с детства следует формировать у детей этические нормы поведения.
Эта проблема особенно актуальна в наши дни, когда, с одной стороны, наблюдается снижение уровня культуры общения, поведения вследствие многих причин. Но, с другой стороны, общество идет вперед, предъявляя новые требования к личности. Это потребность в образовании, культурных людях.
Перед современным обществом встают проблемы дальнейшего развития поведенческой культуры, осознания ее роли в развитии человеческого социума в настоящее время и на протяжении всего тысячелетия, преодоления острого конфликта между этикетом, как поведенческой основы общества и реальной действительностью. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире.
Перед воспитателями и родителями в настоящее время стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеком культуры. Поведенческая культура является частью общественной и включает в себя обычаи, традиции, нравы, порядки, этикет, а так же связанные с поведением этические и эстетические взгляды.
Сколько уже минуло веков, а люди все еще ценят и вежливость, и такт, и умение быть приятным собеседником, и уважение чужих обычаев.
И в наше время, как никогда, следует обращать внимание на умение в любой ситуации посмотреть на себя со стороны и представить, как ваше поведение отражается на окружающих, помогает выявить собственные недостатки.
Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования. Нравственный и творческий потенциал, необходимый для гармоничного и миролюбивого общения, закладывается с детства. Поэтому необходимо сосредоточить усилия на формировании волевых качеств, умении анализировать и оценивать свои поступки и поступки других людей; на осознании необходимости выполнять правила этикета; развивать в детях способность к самореализации, умении служить людям и быть счастливыми в этом служении.
Чтобы добиться наибольшего эффекта в усвоении дошкольниками этических норм поведения, необходимо постоянно обращать внимание на поведение детей в группе и семье. Поэтому важно установить тесный контакт с родителями, с тем, чтобы предъявлять к ребенку единые требования.
Наиболее характерными признаками нравственной направленности в этическом воспитании являются: эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; активные попытки образовывать быт, хотя бы в игре; желание участвовать в совместных действиях; способствовать развитию умения радоваться успехам других.
Этическое воспитание предполагает близость с жизнью. Формирование у старших дошкольников умения общаться в национально – русских традициях является частью общей культуры народа. Общественное мнение является инструментом оценивания, одобрения и осуждения тех или иных действий людей. К общественно одобряемым поступкам людей подталкивают их внутренние чувства: совесть, чувство справедливости, честь, достоинство и т. д.
Процесс формирования этих качеств очень длительный, требует значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Воспитатель помогает детям увидеть нравственную ситуацию, выделить ее нравственную сторону. Подражая, дети учатся различать хорошее и плохое.
В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребенок, общаясь со взрослым, перенимает его опыт поведения, словарный запас.
Этикет, как органическая часть поведенческой культуры, является порядком поведения, установленным обществом или социальной группой внутри себя. В жизни общества этикет играет весьма важную роль, выполняя ряд функций: регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую и эстетическую.
Говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении, можно выделить три основных поведенческих критерия:
- как вести себя правильно, т.е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения;
- как вести себя хорошо, т.е. в соответствии с нравственными нормами;
- как вести себя красиво, т.е. получая то своего поведения эстетическое наслаждение.
Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий ребенка правилам жизни в обществе, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. Воспитатель берет огромную ответственность за сегодняшнею и будущую жизнь воспитанника. Он способствует формированию у дошкольников культурно-личностных отношений, культуры поведения. А через них способствует развитию внутренней и внешней культуры родителей своих воспитанников, таким образом, влияя на современное состояние общества, способствует формированию этических чувств.
Работа по данному направлению предполагает развитие у детей восприятия, воображения, памяти, интересов, склонностей и способностей, которые содействуют возникновению активного отношения к жизни. Целенаправленные и последовательные занятия в этой области могут стать эффективной силой воспитания личности ребенка. Большое внимание уделено разработке содержания нравственного, этического развития детей старшего дошкольного возраста; усвоению правил и нравственных норм поведения, установленных обществом, которые способствуют самореализации дошкольников.
Опираясь на работы А.А.Лопатиной, Н.В.Дуровой, Н.Н.Курочкиной и других авторов, мы составили тематическую таблицу, где каждый месяц изучается определенная тема в ходе бесед, игр, творческих работ, решении проблемных ситуаций (задачек), а так же консультаций с родителями. Работа по данной теме способствует нравственному, этическому развитию детей старшего дошкольного возраста; усвоению правил и нравственных норм поведения, установленных обществом, которые способствуют самореализации дошкольников.
Одной из форм работы по теме является занятие, проводимое как с подгруппой детей, так и всей группой.
Итоговое занятие для детей старшей группы.
Тема: “Путешествие в город Вежливости”.
Цель:
Способствовать формированию навыков межличностных отношений между детьми.
Задачи:
- Закрепить знания у детей о вежливых словах: приветствия, прощания, благодарности, извинения, просьбы;
- Формировать у детей понимание того, что вежливые слова делают человека тактичным, более воспитанным; что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека;
- Способствовать формированию у детей умения замечать в друзьях положительные качества; умения говорить друг другу комплименты;
- Способствовать формированию умения работать в паре, группами;
- Способствовать воспитанию умения общаться, использовать полученные знания на практике.
Оборудование:
Модули “Альма”; кубики с прикрепленными карточками, на которых написаны задания для этапа “Вредные советы”; листья из самоклейки зеленого цвета; диск с песней “Дорогою добра”; 2 мяча; цветные мелки; ватман чистый; ватман, на котором изображен ствол дерева и ветки с надписями: слова благодарности, приветствия, прощания, просьбы, извинения; нарисованная дверь; замок; костюм Феи Доброты.
Ход занятия
1. Сюрпризный момент.
Дети входят в зал, оформленный в виде города модулями. Их встречает Фея.
Фея:
– Здравствуйте, ребята! Как вас много! И я никого из вас не знаю. Как же быть? (Дети предлагают познакомиться). А вы умеете знакомиться? (Ответы детей). Хорошо, давайте познакомимся. Только сначала устроимся удобнее. (Дети присаживаются на модули для беседы в кругу).
2. Работа в кругу.
Игра “Знакомство”.
В руках у Феи мяч. Она передает его по кругу, рядом сидящему ребенку, называет свое имя, спрашивает у этого ребенка его имя. Они здороваются. Следующий ребенок проделывает те же действия.
3. Работа в парах.
Фея:
– Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие в город Вежливости, где я живу. Хотите? Тогда – в путь!
Фея подводит детей к макету здания, на котором прикреплена дверь. На ней висит замок.
Фея:
– Чтобы дверь открылась, и вы попали в город, необходимо с помощью жестов и мимики изобразить то, что написано в тексте. (Читает текст).
“Жили два друга. Однажды им пришлось расстаться. Костя проводил Витю на вокзал, и они попрощались. Скучно им друг без друга. Но скоро Костя узнал, что Витя возвращается. Он очень обрадовался и пошел его встречать. Друзья пожали при встрече друг другу руки. Как же они были рады, что снова вместе”.
Фея:
– Сколько в рассказе героев? Сколько будет ролей? (Ответы детей). Для выполнения этого задания я предлагаю разделиться на пары, встать напротив друг друга. (Дети выполняют задание. Фея повторно читает текст, а дети изображают действия и настроение героев с помощью мимики и жестов. Дверь открывается и дети вместе с Феей проходят в сказочный город. На пути они встречают дерево, нарисованное на ватмане).
4. Игра “Дерево добрых слов”.
Фея:
– Ребята, а это в моем городе вежливости растет Дерево добрых слов. На нем появляются листья только тогда, когда произносят вежливые слова. А вы знаете вежливые слова? (Ответ детей). На этой веточке появляются листья, когда произносят слова приветствия. Какие слова приветствия вы знаете? (Ответы детей: здравствуйте, добрый день, привет, доброе утро, добрый вечер. Каждый ребенок, после того, как назовет слово, приклеивает к дереву лист на определенную ветку).
Фея:
– На этой ветке появляются листья от произнесенных слов благодарности. Какие слова благодарности вы знаете? (Ответы детей: спасибо, благодарю, вы так любезны, вы очень добры. Дети приклеивают листья).
Фея:
– На этой ветке появятся листья, когда вы произнесете слова извинения. (Дети называют слова: извините, простите, прошу прощения, приношу свои извинения и т.д. Приклеивают листья).
Фея:
– А здесь появятся листья тогда, когда вы назовете слова просьбы. (Дети называют: пожалуйста, будьте любезны, будьте добры. Приклеивают листья).
Фея:
– На этой ветке листья распустятся, когда вы произнесете слова прощания. (Дети произносят: до свидания, прощайте, пока, до скорой встречи, до завтра, спокойной ночи и т. д.).
Фея:
– Молодцы, ребята! Посмотрите, какое у нас получилось дерево, сколько на нем появилось листьев. Вот сколько вежливых и добрых слов вы знаете.
5. Физминутка.
Все устали мы немножко,
Тяжела была дорожка.
Чтоб продолжить сложный путь –
Предлагаю отдохнуть.
Ветер тихо клен качает,
Вправо-влево наклоняет.
Раз – наклон, два – наклон,
Зашумит листвою он,
На зарядку солнышко
Поднимает нас.
Поднимаем руки мы
По команде “раз”.
А под нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде “два”.
(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо-влево. Поднимая руки вверх, приподняться на носки).
6. Игра “Давайте говорить друг другу комплименты”.
Работа в кругу. У одного из детей в руках мяч. Он произносит комплимент одному из детей и кидает ему мяч. Следующий игрок выполняет то же задание.
После игры отправляются дальше.
7. Этап: “Тупик вредных советов”.
Фея:
– Ребята, в моем городе, еще есть тупик вредных советов, который загораживает путь. Чтобы освободить путь, вам необходимо решить задачки вредных советов. Как вы думаете, почему они вредные? Какими они станут, когда мы их исправим? (Ответы детей).
Путь преграждает туннель из модуля. Вход в туннель перекрыт кирпичиками из конструктора. На каждом кирпичике прикреплен лист с написанным на нем вредным советом. Фея читает вредный совет. Дети исправляют ошибки в нем, убирают его и берут кирпич со следующей задачкой. И так, пока не будут убраны все кирпичи.
Вредные советы:
1. Если ты пришел к знакомым –
Не здоровайся ни с кем,
Слов “пожалуйста”, “спасибо”
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай,
И тогда ни кто не скажет
Про тебя, что ты болтун.2. Если вас зовут за столик,
Гордо прячьтесь за диван
И лежите там тихонько,
Чтоб не сразу вас нашли.
А когда из-под дивана
Будут за ноги тянуть,
Вырывайтесь и кусайтесь,
Не сдавайтесь без борьбы.3. Если вас позвали в гости,
Сесть старайтесь рядом с тортом,
В разговоры не вступайте.
Ведь во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпьте бережно в карманы,
Но не прячьте в них варенье –
Трудно будет вынимать.
4. Если руки за обедом
Вы испачкали салатом,
И стесняетесь о скатерть
Руки вытереть свои,
Опустите незаметно их под стол
И там спокойно
Вытирайте ваши руки
О соседские штаны.5. Девчонок надо никогда
Нигде не замечать.
И не давать про ходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла.6. Если к папе или маме
Тетя взрослая пришла
И ведет какой-то важный
И серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
“Стой! Сдавайся! Руки вверх!”
7. Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем, и хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже –
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
(Дети исправляют ошибки)
Фея:
– Молодцы! Вот путь и свободен! Можно идти дальше.
Дети лезут через туннель и оказываются перед листом чистой бумаги и цветными мелками.
Фея: – Спасибо вам, ребята, что вы посетили мой город Вежливости. Пришла пора нам расставаться. А мне так не хочется оставаться одной, ведь в моем городе живут только вежливые слова. А кто-нибудь может жить в моем городе Вежливости? (Ответы детей)
– Как же выглядят жители города Вежливости? Нарисуйте их.
8. Коллективная работа.
Каждый ребенок рисует по одному жителю.
9. Итог:
Фея:
– Спасибо вам за жителей. Теперь мне не будет скучно. А я вам на прощение хочу подарить вот эту книгу: “Правила поведения для вежливых детей”. Чтобы вы узнали еще много нового и интересного. До свидания! До новой встречи!
На протяжении всего занятия, во время перехода от одного занятия к другому и в конце занятия звучит запись песни “Дорогою добра”.