Урок окружающего мира по теме "Как мы познаём тайны мира"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • Создать положительную образовательную мотивацию за счет повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала.
  • Создать условия для самостоятельной исследовательской работы учащихся на уроке.

Задачи:

  • развитие внимания и наблюдательности;
  • формирование представления об органах чувств и их значении для жизнедеятельности организма;
  • воспитание бережного отношения к своему организму;
  • обеспечение дифференцированного подхода к учащимся;
  • развитие речи учащихся;
  • формирование коммуникативных навыков;

Раздаточный материал:

Конверт с картинками (приложение 1)

  • изображение глаза;
  • изображение уха;
  • изображение носа;
  • изображение языка;
  • изображение кожи (руки)

Оборудование:

    1. Для опытов:
  • для 1 опыта: 3 стакана с водой (простая, сладкая, солёная);
  • для 2 опыта: пустой стакан с крышкой, вроде тех, что дают в Макдоналдсе и фасоль;
  • для 3 опыта: стакан с водой и марганцовка;
  • для 4 опыта: 2 кувшина с водой (горячая и холодная);
  • для 5 опыта: апельсин.
    1. Презентация “Как мы познаём тайны мира” (приложение 2)
    2. DVD с песней “Осьминожки”

Ход урока

1 ЭТАП – ВЫЗОВ (5минут)

У: - Отгадайте, пожалуйста, загадки.

1) Видят целый свет,
А друг друга нет (глаза)

2) Если б не было его,
Не сказал бы ничего (язык)

3) Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит (нос)

4) Одно – вправо, другое – влево,
Оба слышат все напевы,
Ловят каждый новый звук,
Что послышится вокруг (ухо)

5) После лета – загорелая,
Румяная с мороза,
А у соседа Пети
С веснушками у носа (кожа)

У: - Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке?

(На экране появляется тема урока - слайд 2)

- Сегодня мы с вами будем учёными, которые делают какие-либо открытия, а класс – это наша лаборатория. В нашей лаборатории 5 групп учёных. Каждая лаборатория выполнит один опыт, а мы все будем наблюдать, слушать объяснения и обсуждать результаты. Готовы делать открытия?

2 ЭТАП - ОСМЫСЛЕНИЕ - встреча с новой информацией (10 минут)

1 группа учёных

У: - Возьмите одноразовые ложечки и попробуйте водичку из разных стаканов.

- Что можете сказать?

- Что помогло ощутить вкус воды?

- Выберите из рисунков тот орган, который вам помог определить эти свойства воды (дети достают из конверта рисунок языка, закрепляют его на зажим и ставят в центре группы). Проверьте, правы ли вы? (Учитель показывает правильную картинку на экране - слайд 2)

2 группа учёных

У: - Возьмите, пожалуйста, стакан с крышкой и, не открывая его, потрясите. Определите, пустой он или полный.

- Что можете сказать?

- Как определили?

- Выберите из рисунков тот орган, который помог вам это определить (дети достают из конверта рисунок уха, закрепляют его на зажим и ставят в центре группы). Проверьте, правы ли вы? (Появляется картинка на экране - слайд 2)

3 группа учёных

У: - Посмотрите, что будет происходить, (учитель бросает в стакан с водой кристаллик марганцовки и размешивает)

- Что скажете?

- Как определили?

- Выберите из рисунков тот орган, который помог вам это определить (дети достают из конверта рисунок глаза, закрепляют его на зажим и ставят в центре группы). Проверьте, правы ли вы? (Появляется картинка на экране - слайд 2)

4 группа учёных

У: - Предлагаю дотронуться до кувшинов с водой.

- Что можете сказать?

- Как почувствовали?

- Выберите из рисунков тот орган, который помог вам это определить (дети достают из конверта рисунок рук, (т. е. кожа), закрепляют его на зажим и ставят в центре группы). Проверьте, правы ли вы? (Появляется картинка на экране - слайд 2)

5 группа учёных

У: - А в 5 группе я дам особое тайное задание двум учёным (тайно от остальных, чтобы не видели и не слышали, например, внутри коробки от обуви) предлагаю почистить апельсин. Обращаюсь к остальным ученикам:

- Что скажете?

- Как определили?

- Выберите из рисунков тот орган, который помог вам это определить. Проверьте, правы ли вы? (дети достают из конверта рисунок носа, закрепляют его на зажим и ставят в центре группы) (Появляется картинка на экране - слайд 2)

Физ. минутка (музыкальная “Осьминожки”) (2 минуты)

3 ЭТАП - РЕФЛЕКСИЯ (10 минут)
(Учитель показывает презентацию и ведёт диалог с детьми)

3 слайд: Лимон, арбуз, огурцы в банке, горький перец.

- Посмотрите на картинки? Если бы вы попробовали эти продукты, что бы вы почувствовали?

- Какой орган принимает в этом участие?

4 слайд: Ребёнок босыми ногами на снегу и на пляже.

- Какие чувства возникают, когда вы рассматриваете изображения? (В ожидаемом ответе нужно подчеркнуть, что дети не сами чувствуют холод и жару, а им это кажется!) Что чувствует человек на картинке?

- Какой орган включается в работу?

5 слайд: Будильник, микрофон, магнитофон, наушники.

- Что ощущаете, глядя на картинки? Если бы вы оказались рядом, что бы вы почувствовали?

- Какой орган принимает участие?

6 слайд: Духи, дым из выхлопной трубы в машине.

- Чем отличаются картинки?

- Что бы вы ощутили, если бы оказались рядом?

- Чем бы вы это ощущали?

7 слайд: Светофор, где по очереди загораются огни.

- Что ощущаете? (А вот это ощущение – реальное! Дети цвета видят, а не воображают, как звуки, вкус, температуру и запахи в предыдущих примерах)

- Какой орган помогает в этом?

У: - О светофоре и ПДД мы поговорим с вами на следующем уроке.

4 ЭТАП – ОБЩАЯ РЕФЛЕКСИЯ (5 минут)

У: - А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру “Доскажи словечко”. А на экране будет что-то появляться, но только в том случае, если вы не будете ошибаться.

(На экране овал лицо девочки. По мере отгадывания слов, по щелчку появляются все органы чувств – слайд 8)

Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле ...
Оля чувствует в лесу
Запах сосен и берёз
И все знают почему
Очень нужен Оле ….
Оля кушает конфеты
Каждый к этому привык
Чтоб ни с чем не перепутать
Очень нужен ей ….
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле ...
Чтоб предметы ощущать
Чувствовать их тоже
Вот для этого нужна
Нашей Оле ….

5 ЭТАП - ИТОГ И ОБОБЩЕНИЕ (1 минута)
- Что на сегодняшнем уроке было самым интересным?

- Спасибо за работу.