Цели.
- Создать положительную образовательную мотивацию за счет повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала.
- Создать условия для самостоятельной исследовательской работы учащихся на уроке.
Задачи:
- развитие внимания и наблюдательности;
- формирование представления об органах чувств и их значении для жизнедеятельности организма;
- воспитание бережного отношения к своему организму;
- обеспечение дифференцированного подхода к учащимся;
- развитие речи учащихся;
- формирование коммуникативных навыков;
Раздаточный материал:
Конверт с картинками (приложение 1)
- изображение глаза;
- изображение уха;
- изображение носа;
- изображение языка;
- изображение кожи (руки)
Оборудование:
- Для опытов:
- для 1 опыта: 3 стакана с водой (простая, сладкая, солёная);
- для 2 опыта: пустой стакан с крышкой, вроде тех, что дают в Макдоналдсе и фасоль;
- для 3 опыта: стакан с водой и марганцовка;
- для 4 опыта: 2 кувшина с водой (горячая и холодная);
- для 5 опыта: апельсин.
- Презентация “Как мы познаём тайны мира” (приложение 2)
- DVD с песней “Осьминожки”
Ход урока
1 ЭТАП – ВЫЗОВ (5минут)
У: - Отгадайте, пожалуйста, загадки.
1) Видят целый свет,
А друг друга нет (глаза)
2) Если б не было его,
Не сказал бы ничего (язык)
3) Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит (нос)
4) Одно – вправо, другое – влево,
Оба слышат все напевы,
Ловят каждый новый звук,
Что послышится вокруг (ухо)
5) После лета – загорелая,
Румяная с мороза,
А у соседа Пети
С веснушками у носа (кожа)
У: - Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке?
(На экране появляется тема урока - слайд 2)
- Сегодня мы с вами будем учёными, которые делают какие-либо открытия, а класс – это наша лаборатория. В нашей лаборатории 5 групп учёных. Каждая лаборатория выполнит один опыт, а мы все будем наблюдать, слушать объяснения и обсуждать результаты. Готовы делать открытия?
2 ЭТАП - ОСМЫСЛЕНИЕ - встреча с новой информацией (10 минут)
1 группа учёных
У: - Возьмите одноразовые ложечки и попробуйте водичку из разных стаканов.
- Что можете сказать?
- Что помогло ощутить вкус воды?
- Выберите из рисунков тот орган, который вам помог определить эти свойства воды (дети достают из конверта рисунок языка, закрепляют его на зажим и ставят в центре группы). Проверьте, правы ли вы? (Учитель показывает правильную картинку на экране - слайд 2)
2 группа учёных
У: - Возьмите, пожалуйста, стакан с крышкой и, не открывая его, потрясите. Определите, пустой он или полный.
- Что можете сказать?
- Как определили?
- Выберите из рисунков тот орган, который помог вам это определить (дети достают из конверта рисунок уха, закрепляют его на зажим и ставят в центре группы). Проверьте, правы ли вы? (Появляется картинка на экране - слайд 2)
3 группа учёных
У: - Посмотрите, что будет происходить, (учитель бросает в стакан с водой кристаллик марганцовки и размешивает)
- Что скажете?
- Как определили?
- Выберите из рисунков тот орган, который помог вам это определить (дети достают из конверта рисунок глаза, закрепляют его на зажим и ставят в центре группы). Проверьте, правы ли вы? (Появляется картинка на экране - слайд 2)
4 группа учёных
У: - Предлагаю дотронуться до кувшинов с водой.
- Что можете сказать?
- Как почувствовали?
- Выберите из рисунков тот орган, который помог вам это определить (дети достают из конверта рисунок рук, (т. е. кожа), закрепляют его на зажим и ставят в центре группы). Проверьте, правы ли вы? (Появляется картинка на экране - слайд 2)
5 группа учёных
У: - А в 5 группе я дам особое тайное задание двум учёным (тайно от остальных, чтобы не видели и не слышали, например, внутри коробки от обуви) предлагаю почистить апельсин. Обращаюсь к остальным ученикам:
- Что скажете?
- Как определили?
- Выберите из рисунков тот орган, который помог вам это определить. Проверьте, правы ли вы? (дети достают из конверта рисунок носа, закрепляют его на зажим и ставят в центре группы) (Появляется картинка на экране - слайд 2)
Физ. минутка (музыкальная “Осьминожки”) (2 минуты)
3 ЭТАП - РЕФЛЕКСИЯ (10 минут)
(Учитель показывает презентацию и ведёт диалог с
детьми)
3 слайд: Лимон, арбуз, огурцы в банке, горький перец.
- Посмотрите на картинки? Если бы вы попробовали эти продукты, что бы вы почувствовали?
- Какой орган принимает в этом участие?
4 слайд: Ребёнок босыми ногами на снегу и на пляже.
- Какие чувства возникают, когда вы рассматриваете изображения? (В ожидаемом ответе нужно подчеркнуть, что дети не сами чувствуют холод и жару, а им это кажется!) Что чувствует человек на картинке?
- Какой орган включается в работу?
5 слайд: Будильник, микрофон, магнитофон, наушники.
- Что ощущаете, глядя на картинки? Если бы вы оказались рядом, что бы вы почувствовали?
- Какой орган принимает участие?
6 слайд: Духи, дым из выхлопной трубы в машине.
- Чем отличаются картинки?
- Что бы вы ощутили, если бы оказались рядом?
- Чем бы вы это ощущали?
7 слайд: Светофор, где по очереди загораются огни.
- Что ощущаете? (А вот это ощущение – реальное! Дети цвета видят, а не воображают, как звуки, вкус, температуру и запахи в предыдущих примерах)
- Какой орган помогает в этом?
У: - О светофоре и ПДД мы поговорим с вами на следующем уроке.
4 ЭТАП – ОБЩАЯ РЕФЛЕКСИЯ (5 минут)
У: - А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру “Доскажи словечко”. А на экране будет что-то появляться, но только в том случае, если вы не будете ошибаться.
(На экране овал лицо девочки. По мере отгадывания слов, по щелчку появляются все органы чувств – слайд 8)
Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле ...
Оля чувствует в лесу
Запах сосен и берёз
И все знают почему
Очень нужен Оле ….
Оля кушает конфеты
Каждый к этому привык
Чтоб ни с чем не перепутать
Очень нужен ей ….
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле ...
Чтоб предметы ощущать
Чувствовать их тоже
Вот для этого нужна
Нашей Оле ….
5 ЭТАП - ИТОГ И ОБОБЩЕНИЕ (1 минута)
- Что на сегодняшнем уроке было самым интересным?
- Спасибо за работу.