План урока.
- Вызов. 1.Что мы знаем о первом этапе греко-персидских войн?
2.Что нам предстоит узнать о втором этапе войн?
II. Осмысление. 1.Подготовка к новой войне.
2. Нашествие Ксеркса в Элладу.
3. Подвиг спартанцев.
4. Саламинский бой.
III. Рефлексия. 1. Составление синквейна.
2.Заполнение схемы “Самый-самый”
Ход урока
Ребята!
Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? О каких событиях, происходивших в древности, мы узнали?
Ответ: Мы узнали о греко-персидских войнах.
Учитель: Итак, мы говорим о войне, которая произошла 2,5 тысячи лет назад, но не потеряла актуальности и по сей день. Идея защиты своей родины, идея патриотизма являются высшей ценностью нашего современного общества, и на уроках истории мы восхваляемся подвигам самоотверженности и мужества героев прошлого. Давайте повторим материал прошлого урока. На доске изображен кластер, но он пустой. Наша задача его заполнить и “распаковать”.
(заполнение кластера)
А теперь, давайте вспомним, как проходила Марафонская битва с точки зрения перса и грека. Приглашаю вас к доске! Используя карту, расскажите нам о великой битвы древности.
Монолог перса и грека
Перс: Мы высадились на Марафонской равнине, так как она была удобна для передвижения нашей колесницы.
Грек: Мы пришли в ужас от нападения персов. Послали за помощью в Спарту. Но у них был обычай: не вступать в поход до полнолуния, и они не смогли нам помочь.
Перс: А у нас была быстрая и многочисленная конница, и мы надеялись на быструю победу.
Грек: Наше войско возглавил стратег. То есть наш военачальник Мильтиад. Он говорил нам, что от нас зависит “или наложить на Афины иго рабства, или укрепить свою свободу”. Мильтиад расставил наших воинов таким образом, что персидская конница не могла нас окружить.
Перс: Нас было в три раза больше, чем афинян. Они бросились на нас как безумные. Но мы были на чужой земле и не знали, что сражение ведется на узком горном проходе, что стало бедствием для нашей конницы.
Грек: Мы ударили по персам, загнали их в болото и победили их. Мильтиад сразу после битвы отправил в Афины гонца, который должен был рассказать о победе афинян. Гонец спешил, он пробежал 42 км и 192 м (путь от Марафона до Афин). Войдя в Афины, он успел вскрикнуть: “Радуйтесь, афиняне, мы победили!” и упал замертво.
Перс: Сражение мы проиграли. Сели на корабли и поплыли обратно! Но обещаем: мы еще вернемся и отомстим за свое поражение!
А теперь поиграем в игру “Верно-неверно”. Правила этой игры таковы: я задаю вопрос, а вы, подумав, отвечаете – ДА или НЕТ.
- Царь Персии мечтал расширить границы своего государства (да).
- Греция в это время была державой (нет).
- Мильтиад был царем Персии (нет).
- Перед нашествием в Грецию, Дарий отправил туда послов, попросив у них земли и воды (да).
- Только Спарта и Афины согласились подчиниться персам (нет, только они и не подчинились).
- Огромное войско персов сухопутным путем двинулись в Аттику (нет, они двинулись на кораблях через Эгейское море).
- Это событие случилось в 500 году нашей эры (нет, в 490 году до нашей эры).
- Афиняне были вынуждены отражать нападение персов без поддержки (да, Обычай запрещал спартанцам военные походы до полнолуния).
- Во главе афинского войска стоял архонт Солон (нет, Мильтиад, а Солон жил 100 лет назад)
10. Расстояние от Марафона до Афин составляет 42км 192 м (да).
Ребята! Мы с вами узнали и повторили первый этап греко-персидских войн. А сегодня наша задача узнать: а что же было дальше?
Значит, цель нашего сегодняшней деятельности-
Определить, кто и почему победит в войне между персидской державой и греческими полисами.
Работая над новой темой, мы продолжаем заполнять нашу таблицу
Причины | Сражение | Полководец | результат |
Итак, тема нашего урока “БОРЬБА ГРЕКОВ ЗА СВОЮ СВОБОДУ” или назовем ее образно
“Радуйтесь, мы победили!
Понятийный блок сегодняшнего урока на доске. Прошу списать его в тетрадки
Триера | Ксеркс Леонид Фемистокл |
Фермопилы Саламин Платеи |
Прошло 10 лет. Эллины были горды победой при Марафоне. На троне Персидской державы находился Ксеркс, сын Дария. Ребята! Как вы думаете, прекратятся ли при нем боевые действия между персами и греками? Почему?
Ответ: персы хотели отомстить за поражение при Марафоне (последняя причина записывается в таблицу).
О продолжении войны предполагали и греки. Они тоже готовились к войне.
Откройте учебник на стр.148 и прочитайте название пункта.
(Строительство греческого флота)
Да, уже во время первого нашествия персов, греки поняли, что без сильного флота невозможно ведение успешных боевых действий. Это прекрасно понимал и Фемистокл, который был в это время стратегом Афин.
-Кто такой стратег? (военачальник)
Он участвовал в Марафонской битве рядовым воином. В этой битве он проявил мужество и стойкость.
За короткий срок греками был построен флот из 200 триер. (РАБОТА СО СЛАЙДАМИ)
На этом подготовка к войне не закончилась. Эллины прекрасно понимали, что на этот раз только одни Афины не смогут противостоять врагу.
Был создан Афинский морской союз, из 30 полисов.
Вся Греция подготовилась к обороне.
А армия персов была набрана из покоренных народов, им были чужды интересы персидского царя и знати. Но именно с этой армией он
в 480 г вторгается в Грецию.
Сейчас я вас разделю на группы, и вы самостоятельно поработаете с учебником.
1ряд-персы. Они нам расскажут о своем нападении на Элладу.
2 ряд - спартанцы. Вам предстоит подготовить сообщение о сражении за Фермопильский проход.
3 ряд - афиняне. Ваша задача ознакомить класс с Саламинским сражением.
На подготовку 5 минут.
Вопросы к группам
1.Чем поход Ксеркса отличается от похода Дария? (Дарий прибыл в Марафонскую бухту на кораблях, а Ксеркс привел и огромный флот и большую сухопутную армию).2.Почему же Ксеркс велел “Высечь море”, разве можно пойти против природы (Он хотел отомстить за отца, и даже природа не должна была стоять на его пути | 1.В чем суть подвига спартанцев, ведь все они погибли, а персы углубились вглубь страны? (Они дали грекам выиграть время, чтобы переправить жителей Афин на острова и подговиться к решающему сражению) | Сформулируйте причины победы греков ( -подготовка к войне; -союз государств; -мужество воинов; -защита Отечества |
(Таблицу ученики заполняют в ходе выступления учеников)
Ребята”
Боевые действия закончилась через год. В 479 г до нашей эры греческая армия во главе со спартанцем Павсанием одержала победу при Платеях.
Греко-персидские войны закончились. Каков главный результат войн? Что мы с вами должны записать в четвертом столбике таблицы?
(ГРЕКИ ОТСТОЯЛИ СВОЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ).
Рефлексия.
1.В качестве рефлексии я прошу вас составить синквейн по теме.
Греко-персидские войны
Греки персы
Захватывают воюют защищаются
“Радуйтесь, мы победили!”
Греки отстояли свою независимость
2.Заполнить схему “Самый-самый”
Домашнее задание:&27-28
Составить синквейн:
-“Подвиг спартанцев”
-“Саламинский бой”.
За работу на уроке оценки получают…………
Урок окончен. Всем большое спасибо!