Цели: 1. Обучающая: познакомить детей с отличительными особенностями искусства Японии. Научить рисовать цветущую ветку вишни с использованием различных материалов по выбору (акварель, цветные карандаши, цветные ручки).
2. Развивающая: развивать художественный вкус, индивидуальные творческие способности, мелкую моторику руки.
3. Воспитывающая: воспитывать уважение к традициям народов мира, чувство взаимной помощи при работе на уроках ИЗО.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК.
Материалы: на каждом рабочем месте акварель, мягкая кисточка, набор цветных карандашей, набор цветных ручек, несколько листов белой бумаги, сигнальные карточки.
Ход урока. Презентация.
1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока.
Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы начинаем изучение художественной культуры далекой страны Японии и будем рисовать ветку одного из самых почитаемых в этой стране деревьев - ветку вишни. Обычно на уроках мы рисуем каким-то одним материалом. А сегодня вам предоставится возможность выбрать материал самим. Кроме этого, у каждого ряда будет наставник (в Японии его называют “сенсей”). Ваш сенсей поможет, если возникнут трудности в процессе создания рисунка. Вы должны будете обратиться к нему с помощью сигнальной карточки, но лишь в случае действительной необходимости (в качестве наставников выбираются дети, посещающие художественную школу и имеющие наибольшую подготовленность и опыт рисования различными материалами. Эти дети в процессе урока делают наброски карандашом эскиза кимоно, украшая его изображением ветки цветущей сакуры. Их рисунки учитель использует на следующем уроке, тема которого “Эскиз японского кимоно”).
2.Беседа.
Ребята, как вы думаете, зачем на уроках ИЗО мы знакомимся с художественной культурой этой страны?
Где в повседневной жизни нам приходилось сталкиваться с произведениями культуры Японии?
Рассказ учителя.
На самом деле художественная культура Японии отличается многогранностью, экзотичностью, умению уделять внимание мельчайшим деталям и не просто воспевать в произведениях красоту природы, но и возводить это в культ.
Большой любовью пользуются в Японии цветы-деревья (слайд 1). Здесь, прежде всего надо назвать знаменитую японскую вишню-сакуру, воспетую в произведениях японских художников и поэтов (слайд 2).Цветы сакуры появляются на голых ветвях ранней весной (слайд 3), но мы не случайно будем рисовать ветвь цветущей вишни в зимний день, потому, что японцы задолго готовятся к этому событию, расписывая предметы домашнего обихода, одежду изображениями ветки цветущей сакуры. (слайды 4,5,6).
Каждый цветок сакуры рассказывает, по японскому поверью, о судьбе ребенка. Существует легенда: чтобы доказать правителю Сегуну жестокость князя Хотты, старшина деревни Сакура привел к нему своих детей и показал их спины, сплошь покрытые побоями княжеских слуг. Наказанный Хотта тайком схватил Сакуру с детьми, привязал их к вишне и запорол до смерти. С тех пор вишни в Японии цветут розовым цветом, ведь их окропила кровь безвинных детей Сакуры (слайд 7).
Весной в Японии проходит Ханами- пати - праздничный фестиваль любования цветением сакуры. Я надеюсь, что в конце урока и мы сможем устроить свой маленький фестиваль любования вашими работами.
3.Практическая работа.
Перед тем, как приступить к работе, я хочу, чтобы вы решили, каким материалом будете рисовать. Посмотрите, как могут выглядеть ваши работы, нарисованные акварелью, карандашами или ручками (слайд 8). Кроме этого демонстрируются рисунки учеников-помощников, нарисованные в художественной школе с использованием этих материалов.
Какой рисунок вам больше понравился и почему?
Каким цветом рисуем середину цветка? А каким лепестки? Какой цвет используем при рисовании ветки?
Обратите внимание на то, что ветка может быть с листьями и без них. Как вы думаете, с чем это связано?
Не ищите легких путей, не рисуйте то, что проще, а прислушайтесь к своему душевному состоянию. Если вы так и не решили, чем рисовать, то на отдельном листе попробуйте нарисовать один цветок каждым из материалов, а затем наиболее понравившийся используйте в основной композиции. Я буду показывать этапы рисования ветви акварельными красками с помощью мультимедийного проектора. Этапы рисования другими материалами те же. И не забывайте, что у каждого ряда есть свой сенсей. Чтобы обратиться к нему за помощью, достаточно поднять сигнальную карточку.
Этапы рисования:
- намечаем зоны, где будут цветы острым концом кисточки (слайд 9);
- наносим основной тон цветка широкими каплями и прорисовываем контуры цветка (слайд 10). Наши цветы готовы (слайд 11);
- начинаем рисовать ветку. Сначала проводим плоской стороной кисти фон ветки (слайд 12);
- затем оттеняем краской на тон темнее шероховатости коры вишни слегка подрагивающей рукой (слайд 13) (здесь полезно напомнить детям о том, как получить этот тон карандашом или ручкой);
- на нашем волшебном экране получился вот такой рисунок (слайд 13). В дальнейшем, когда рисунок высохнет, вы можете придать ему еще большую привлекательность, раскрасив фон с одной стороны розоватым оттенком, а с другой голубоватым (слайд 14).
4.Выставка работ.
Итак, ребята, вы славно потрудились. Давайте начнем наш маленький фестиваль любования цветами сакуры.
Несколько человек выходят к доске и, демонстрируя свои работы, читают короткие стихотворения в классическом жанре хокку:
Идешь по облакам,
И вдруг на горной тропке
Сквозь дождь - вишневый цвет!
Кито
Туман весенний, для чего ты скрыл
Те вишни, что окончили цветенье
На склонах гор
Не блеск нам только мил,-
И увяданья миг достоин восхищенья!
Цураюки
Минула весенняя ночь.
Белый рассвет обернулся
Морем вишен в цвету
Басё
Цветы дикой вишни,
Разве не пышен их убор?
Из всех людей на свете
Нет ближе, чем братья родные
Мотоори Норинага
Итог урока.
Ребята, художественному искусству какой страны был посвящен наш сегодняшний урок? Что нового вы сегодня узнали на уроке? Чему научились? Давайте поблагодарим наших наставников – сенсеев за помощь.