Занятие начинается с беседы.
Ведущий, обращаясь к учащимся: “Представьте себе, что никто не хочет выполнять никаких общепринятых правил (например, не выполнять правила уличного движения). Каждый делает, что хочет. Какой же будет жизнь?”
(Выслушивает рассуждения детей).
Дети должны прийти к выводу, что без соблюдения общих правил жизнь была бы трудной и опасной.
На наших занятиях мы постараемся отобрать наиболее важные этические правила для человека сегодняшнего времени. Пусть напутствием нам будут слова поэта А. Межирова:
Нелёгок труд заводов и полей,
Но есть работа много тяжёлей.
Работа эта - быть среди людей.
Сегодня мы остановимся на двух темах:
- Этикет поведения в общественном транспорте.
- Этикет разговора по телефону.
Среди сидящих в зале мы не найдём человека, который бы не пользовался общественным транспортом. Но вот далеко не каждый может правильно вести себя при этом.
Сейчас ребята из “Школы этики” расскажут вам стихи и покажут сценки на тему, а вы, прослушав, должны сделать нужные выводы:
1. Уважай других пассажиров.
Все торопятся у нас:
В детский садик, в школьный класс,
На работу, в магазин.
Все спешат, не ты один.
Транспорт наш всегда на службе,
Он со всеми нами в дружбе,
Он общественным зовется.
Это значит, вам придется
Пассажиров уважать, никого не обижать,
Не ругаться никогда,
Помнить о других всегда!
2. Не балуйся на остановке в ожидании транспорта.
На остановке мальчики
Автобус поджидали.
Прыгали, как мячики,
Весело скакали.
Весело скакали:
Прыг да скок кругом.
И одну старушку
Толкнули в бок локтем.
Ждешь на остановке –
Стой и не кружись!
А задел кого-то –
Сразу извинись!
3. Не толкай других пассажиров.
Битком набит автобус был.
Сергей пробраться внутрь решил,
Всех пассажиров растолкал
И гордо в середине встал.
Ему кондуктор говорит:
- Хоть ты имеешь гордый вид
Запомни: ты тут не один,
Не самый главный господин.
Ты помогай себе словами,
А не тычками и пинками.
4. Не разговаривай громко – ты мешаешь другим.
Две подружки кричать стали:
Две проблемы обсуждали.
Шум вокруг подруг стоит,
Пассажиров это злит.
Все сбежать готовы скоро
От подобных разговоров.
Но куда же тут сбежишь? –
Едешь, терпишь и молчишь!
Так что в транспорте, детишки,
Не кричите громко слишком.
Понимайте положенье,
Проявляя уваженье!
5. Помогай пожилым пассажирам.
Вот две старушки в автобус садятся.
Им тяжело по ступенькам взбираться.
Что ж вы сидите в сторонке, ребятки,
Бойкие, быстрые, словно козлятки.
Бабушкам старым зайти помогите
Место любезно свое уступите.
Когда соберутся они выходить,
Нужно до двери вам их проводить.
Всем пожилым помогать постарайтесь,
И доброту проявлять не стесняйтесь!
6. Живая картинка “Как мы ездим в автобусе”.
В автобус вошла пожилая женщина. Свободных мест не было. Одна из сидевших девочек отвернулась. Другая встала со словами: “Садитесь, пожалуйста”. Третья девочка, уступая место, сказала: “Садитесь, пожалуйста, вы же старенькая”.
(Дети обсуждают, кто правильно поступил).
Учитель, обобщая ответы:
- Почему не правы первая и третья девочки?
7. Не мусори в транспорте.
Возмущается народ:
Белка семечки грызет,
Шелухой засыпан пол.
К белке заяц подошел:
- Белка, так не поступают,
Мусор на пол не кидают.
А сумела набросать –
Так сумей его убрать.
8. Не пачкай сиденье в транспорте.
Едет как-то бегемот,
Сумку полную везёт,
Вся запачкана она-
Грязь на ней везде видна.
В нарушенье всяких правил
Сумку грязную поставил
На сиденье бегемот.
Возмущается народ:
- Как потом сюда садиться?
Поступать так не годится!
Чисти поскорей сиденья,
Всем не порти настроенье!
Транспорт береги, мой друг,
Не царапай всё вокруг,
Береги его салон-
Пусть прослужит долго он.
9. Не садись в автобус с мороженым.
Слон мороженое ел.
Прямо с ним в автобус сел.
Там мороженое тает,
На соседей попадает.
Вдруг шофёр затормозил,
Слон стаканчик уронил-
Только брызги полетели!
Пассажиры обомлели.
Я хочу к вам обратиться:
Чтобы так не осрамиться,
Ты с мороженым в салон
Не входи, как этот слон.
Дорогие наши мальчики! Сейчас вы покажите свои знания этикета при входе и выходе из транспорта. (Импровизация сцен. Участвуют пары: девочка – мальчик, которые показывают, как нужно себя вести при входе и выходе из транспорта).
Итак, запомним несколько правил:
- При входе в общественный траспорт женщину, девушку, престарелых пропускают вперед. При необходимости помогают им.
- Выходит мужчина первым, женщине подаёт руку.
- В транспорте громко не говорят и не смеются, не обсуждают домашние дела.
- Не принято есть, входить с мороженым.
- Словом, не делать того, что доставляет беспокойства окружающим.
К сожалению, часто внешне приятный человек на деле оказывается грубым и невоспитанным. Посмотрите инсценировку
А. Барто “Любочка”.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
- Девочки на празднике
-Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка,
И ленточка в косе. /
Все глядят на Любочку, v
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
У меня уроков много-
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае -
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота! —
Говорит она старушке:
— Это детские места.
— Ну, садись! — вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей ее красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.
А. Барто
Будем надеяться, дорогие мои, что среди вас нет таких, похожих на Любочку. А если есть… срочно исправляйтесь.
Ребята, а из стихотворения О.Дмитрева “Вася Хохолков” мы узнаем, как перевоспитался мальчик под воздействием окружающих.
К остановке подошел трамвай.
Я подумал: “Вася, не зевай!”.
Всех толкая, я полез в вагон,
И сказали люди:
— Эх ты, слон!
Я монетку в кассу опустил
И на пятку тете наступил.
Отвернулся, стал в окно глядеть,
А она сказала:
— Фу, медведь!
Я себе представил, как толпой
Чинно шли слоны на водопой.
Лишь один, толкая всех зверей,
Норовил пробраться побыстрей,
И ему тогда, удивлены, “Эх, ты, Вася!” —
Говорят слоны.
Я представил, как во весь опор
Мчался бурый мишка через бор,
Головой вертел, стрекоз ловил
И соседу лапы отдавил.
Тот кричит:
— Ты, братец, бестолков,
Словно школьник Вася Хохолков!
Это слушать просто стыд и срам.
Я займусь зарядкой по утрам,
Стану я старательным таким,
Вежливым, внимательным к другим.
Буду все науки изучать,
Чтоб одни пятерки получать.
Буду лучше всех играть в футбол,
Чтоб сказали люди:
— Ну, орел!
Мне приятна эта похвала.
Представляю я себе орла —
Как парит он в горной вышине,
А орлы другие в стороне
С уваженьем говорят:
— Каков!
Он летает выше облаков!
Итак, дорогие друзья, я желаю вам помнить об этом Васе Хохолкове и быть всегда орлами.
Все наши сегодняшние наставления вам замечательно обобщены в стихотворении С.Маршака
“Ежели вы вежливы”.
Ежели вы
Вежливы
К совести
Не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите Старухе.
Ежели вы
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.
И ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы —
То есть сами.
И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы
Вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда.
Не тратить же
Товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Часы на ожидание!..
И ежели вы
Вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Знал одного ребенка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребенку
Воспитание.
Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших
Мячик,
Он их благодарил,
“Спасибо!” — говорил.
Нет, ежели вы
Вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика
У мальчика
Без спросу
Не берите!
(Последнюю строчку каждого столбика участники говорят хором