Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и, может быть, я запомню.
Сделай меня соучастником, и я пойму.
На чем только люди не писали, и каких методов не применяли за всю историю человечества, пытаясь объяснить друг другу законы мироздания и воспитания нового поколения: и на песке, и на скалах, на глиняных плитах и вощеных дощечках, меловой доске.
Чем больше возможностей появлялось у доски, тем легче и увлекательнее становилось учиться. Процесс обучения перестал быть однообразным и скучным.
Но педагоги школы продолжали искать более эффективные методы обучения. Учителей всегда волновали проблемы: как помочь учащимся лучше усвоить материал? Как заставить их не отвлекаться? Как повысить их успеваемость?
Но создание интерактивной доски помогло ответить на этот вопрос. Сегодня эти доски уже широко используются по всему миру.
Она стала мощным инструментом взаимосвязи учителя и ученика.
Интерактивная доска позволяет:
- Отойти от традиционного презентационного урока.
- Экономить время урока.
- Повысить эффективность подачи материала.
- Организовать групповую работу (или групповые игры).
- Помочь учителю в организации проверки знаний школьников.
- Творчески использовать материал.
- Учитывать возрастные особенности каждого школьника.
- Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения.
Применение интерактивной доски имеет ряд преимуществ при организации учебного процесса:
- делает занятия интересными и развивает мотивацию;
- предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
- освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске;
- позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
- учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Данная работа посвящена применению и использованию интерактивной доски в процессе изучения курса математики в 5 классе. С точки зрения педагогики и психологии, рассматриваются задачи и примеры, которые решаются благодаря применению интерактивной доски. Также в работе рассматриваются методы использования интерактивной доски в зависимости от вида занятия.
На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам и рисункам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока.
Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.
При отработке навыков решения задач удобно использовать замечательный инструмент Шторка, который используется для скрытия части доски. На закрытой части доски можно поместить план решения задачи, которым должны пользоваться обучающиеся и открывать его по мере выполнения каждого пункта, можно спрятать уже готовое решение задачи и также открывать постепенно, чтобы дети могли сверить своё решение с решением учителя.
Во время объяснения нового можно путешествовать с помощью инструмента Прожектор, который затемняет неважный в данную минуту материал и высвечивает на доске именно тот участок, который должен привлечь внимание учащихся. При объяснении материала иногда требуется вернуться к началу или середине своего объяснения, на обычной доске предугадать такой возврат бывает трудно. Интерактивная доска позволяет быстро вернуться к тому месту объяснения, которое вызвало затруднение или непонимание материала, т. к. все записи на ней сохраняются.
Школьники быстро привыкают к интерактивной доске. Большой экран позволяет работать всем вместе.
Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко, учащимся становится интересно учиться. Благодаря появлению в классе интерактивной доски меняются даже самые проблемные школьники. Те, кто раньше тихо сидел за последней партой, вдруг становится активным и начинает творчески мыслить, направляет свою энергию на работу. А тот, кому просто тяжело учиться, находит новые возможности для самовыражения.
Подобные методики привлекают к активному участию в занятиях, помогают донести материал до каждого в классе. Все, что обучающиеся делают на доске можно сохранить и использовать в другой раз. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, преподаватель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу занятия и повторить ключевые моменты занятия. Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске обучающиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи. Преподаватели заметили, что качество их занятий заметно улучшилось.
Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества учителя и ученика, она - ценный инструмент для обучения математике, повышения интереса к предмету.
Благодаря подаче материала с помощью интерактивной доски, лучше и быстрее учащиеся понимали тему, вырабатывались практические умения и навыки, закреплялись полученные знания.
Результаты проверочных и контрольных работ говорят сами за себя:
54% — отлично, 42% — хорошо, 4% — удовлетворительно, в отличие от результата предыдущей проверочной работы: 42% — отлично, 34% — хорошо, 24% — удовлетворительно.
Всё это говорит о том, что процесс обучения с применением интерактивной доски гораздо эффективнее, чем процесс обучения с помощью традиционных форм проведения занятий.
Задача, конечно, не очень простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!