Цель: В ходе урока повторить основные понятия и определения по теме “Линзы”.
- Образовательная:
Познакомиться с правилами построения изображений в линзах, видами изображений - Развивающая:
Развитие устной речи учащихся; творческих навыков учащихся, логики, памяти; познавательных способностей; развитие самостоятельного мышления учащихся по применению имеющихся знаний в различных ситуациях. - Воспитательная:
Формировать интерес учащихся к изучению физики; воспитывать аккуратность, умения и навыки рационального использования своего времени, планирования своей деятельности; воспитание бережного отношения к оборудованию, учебному материалу.
Формы организации учебного процесса: фронтальная, групповая, интерактивное обучение.
Оборудование:
- Компьютер; Презентация.
- проектор;
- “черный ящик” в котором находятся фотоаппарат, очки, модель глаза, лупа, диапроектор;
- сигнальные карточки;
- раздаточный материал.
Ход урока
Оргмомент: У вас на столе есть лист успешности (см. Приложение 1). Найдите строку “Вопросы”. За каждый правильный ответ ставьте “+”.
Повторим материал прошлого урока.
- Что такое линза?
– проверка (слайд) - Виды линз.
– проверка (слайд). Условные изображения начертите в тетрадь и подпишите. - Как по внешнему виду линзы определить собирающая она или рассеивающая?
– проверка (слайд). - Назовите элементы линзы
– проверка (слайд) - Что такое фокус линзы?
– проверка (слайд).
Хорошо! Повторили основные понятия.
Давайте познакомимся с правилами построения изображений в линзах.
Для построения изображений применяют два замечательных луча. Научимся строить эти лучи.
Задание: Прочитать содержание слайда 14 и записать его в тетрадь, а потом построить луч, согласно правилу. Аналогично сделаем для второго луча.
1) Луч, проходящий через оптический центр линзы, не преломляется.
Возьмите бланк №1 и на этом бланке постройте 1-й замечательный луч. (У доски работает Долгих Коля)
– проверка (слайд). Заполните лист успешности.
2) Луч, падающий на линзу параллельно главной оптической оси, после преломления в линзе, проходит через главный фокус (либо сам, либо его продолжение).
Выполните построение в бланке №1 (см. Приложение 2). (У доски Еремин Миша).
– проверка (слайд). Заполняем лист успешности.
Подведем итог:
Есть два замечательных луча, с помощью которых можно построить изображения, даваемые линзой.
Зарядка.
- Встаньте. Представьте, что вы линза (собирающая). Покажите руками главную оптическую ось.
- Покажите, как идет через линзу 1-й замечательный луч.
- Покажите, как идет через линзу 2-й замечательный луч.
- Теперь вы – рассеивающая линза. Покажите эти же лучи.
Молодцы! Садитесь и поставьте в лист успешности за зарядку “+”.
Какие виды изображений вы знаете?
Классифицируем виды изображений.
– проверка (слайд).
Запишите классификацию в тетрадь.
Задание: Назовите вид изображения свечи.
– проверка (слайд).
Запишите “+” в лист успешности.
Применим теоретические знания на практике.
Последовательность выполнения построения изображений можно прочитать на слайде или в учебнике на странице 168.
Вы, наверное, с самого начала урока думаете, а что там, в “черном ящике”?
Узнаем об этом, когда выполним практическую работу.
Возьмите бланк №2 (см. Приложение 3) работать будем на этом бланке.
Первые три пункта алгоритма уже выполнены. Сейчас сами, самостоятельно, выполняйте шесть построений, охарактеризуйте полученные изображения, потом проверим и оценим.
– проверка (слайды) и запись в лист успешности.
Давайте проверим, что лежит в черном ящике.
- задание – фотоаппарат.
- Загадка:
На ночь два оконца сами закрываются,
а с восходом солнца сами открываются.
(глаз).
- задание – проектор
- задание – лупа, очки, собирающая линза.
- задание – очки, рассеивающая линза.
Подведем итоги:
У рассеивающей линзы изображение всегда мнимое и уменьшенное и не зависит от положения предмета относительно линзы.
Расположение и размеры изображения предмета в собирающей линзе зависят от положения предмета относительно линзы.
Заполните лист успешности.
А теперь проверим, насколько прочно вы усвоили материал.
Возьмите на столе конверт с сигнальными карточками и лист успешности.
Предлагаю вам маленький тест (слайды).
Объясняю, как будем работать. (Сигнальные карточки с номерами от1 до 4 у вас на столе).
Показывайте номера правильных ответов мне и записывайте ответы в лист успешности.
Проверим.
Поставьте себе оценку за тест.
Подпишите лист успешности и сдайте мне. Завтра я вам верну его с оценкой, которую выставлю в журнал.
Подведем итоги нашего урока.
Какие изображения может давать линза?
Домашнее задание:
Параграф 66 повторить.
Параграф 67 учить.
Упражнение 34 № 3, 4.
Изучить описание лабораторной работы № 10.
Спасибо всем! До свидания!