Программа работы по повышению мотивации к изучению немецкого языка "Праздник каждый день"

Разделы: Иностранные языки


Человек столько раз умный, сколько иностранных языков он знает.

Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным преобразованиям и в сфере образования. Изменился, в частности, и статус школы: она стала общественно-государственной, отражающей интересы как государства, так и общества и отдельной личности. Именно потребности и возможности личности школьника, желания и интересы родителей стали во многом определять образовательную политику.

Изменился и статус иностранного языка как учебного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным. Государство и общество стали испытывать естественную потребность в людях, практически владеющих иностранным языком, которое стало восприниматься и как личностно значимое. Школьники и их родители начали связывать с иностранным языком планы на будущее: возможность для лучшего трудоустройства, дальнейшей учебы, отдыха, туризма. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре, и как важное средство для развития интеллектуальных особенностей школьников, их общеобразовательного потенциала и культуры общения.

Актуальность изучения школьниками именно немецкого языка объясняется традиционными культурными и экономическими связями России и Германии, удельным весом и значимостью немецкого языка в Европе, и, наконец, большим вкладом немецкоязычных народов в развитие мировой культуры и цивилизации.

Немецкий язык изучается в настоящее время наряду с другими языками в качестве первого иностранного языка как в начальной, основной, так и в полной средней школе, а также в качестве второго, а в отдельных случаях и третьего иностранного языка.

Программа работы по повышению мотивации к изучению немецкого языка “Праздник каждый день” МОУ СОШ №2 г. Волгореченска Костромской области

Название программы

“Программа работы по повышению мотивации к изучению немецкого языка учащимися муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 городского округа город Волгореченск Костромской области “Праздник каждый день” на 2009-2010 год”

Заказчик программы

– Администрация муниципального общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной школы №2 городского округа город Волгореченск Костромской области,

– Управление образованием администрации городского округа город Волгореченск,

– Департамент образования и науки Костромской области,

– Немецкий культурный центр им. Гёте при посольстве ФРГ.

Разработчик программы

Учитель иностранного языка муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 городского округа город Волгореченск Костромской области Максимова Надежда Николаевна

Сроки реализации программы

2009– 2010 учебный год

Цель программы

Формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению немецкого языка и уважительного отношения к культуре и традициям стран изучаемого языка

Задачи программы

  1. организация разнообразной творческой, личностно значимой деятельности учащихся в классе;
  2. создание условий для самоутверждения каждого ученика, обретение каждым социального статуса среди сверстников;
  3. создание условий и оказание помощи в поисках и обретении духовных ценностей и смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и изучения иностранного языка;
  4. расширение кругозора учащихся;
  5. привлечение к общению на немецком языке как к личностно значимому.

Основные направления программы:

  • Просветительская работа;
  • Комплексно– диагностическая работа;
  • Творческая деятельность;
  • Исследовательская работа;
  • Социальная поддержка учащихся;
  • Обеспечение психического развития и развития личности учащихся с учетом индивидуальных особенностей.

Ожидаемые результаты

  • Формирование личности ребенка, желающей и умеющей активно участвовать в международной коммуникации на немецком языке.

Источники и объемы финансирования

– Средства Федерального бюджета

– Средства бюджета муниципального образования

– Другие источники

Описание программы по повышению мотивации к изучению немецкого языка “Праздник каждый день” МОУ СОШ №2 г. Волгореченска Костромской области

Введение.

Школа в определенный период жизни человека является необходимой средой, в которой ребенок должен развиваться полноценно и гармонично. Напряженные и интенсивные условия современной жизни, изменения содержания и форм школьного обучения с особой остротой ставят вопрос об определении приоритетных направлений для изучения. В настоящее время изучению иностранного языка уделяется все большее внимание: в общеобразовательных школах на изучение иностранного языка отводится 3 урока в среднем и старшем звене. Но невозможно навязать ребенку какое-либо занятие, если ребенок не видит его значимости. Поэтому необходимо заинтересовать учащихся в иностранном языке, показать его красоту и значимость.

С этой целью необходимо осуществить следующие меры:

– определить основные принципы взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса в деле повышения мотивации к изучению немецкого языка;
– определить комплекс мероприятий по формированию у учащихся устойчивого интереса к изучению немецкого языка, предусмотреть их организационное, кадровое и финансовое обеспечение.

Согласно школьной статистике, в последние годы все меньше детей выбирают немецкий язык как иностранный для изучения. Однако нельзя не принимать во внимание тот факт, что в настоящее время около 20 миллионов человек изучают немецкий язык как иностранный, а общее число говорящих на немецком языке во всем мире около 100 миллионов человек. Немецкий язык, являясь одним из основных языков мира и самым распространенным языком в Европейском Союзе, является ключом к интеграции России в европейское образовательное, экономическое и культурное сообщество. Все это подтверждает необходимость создания и внедрения в практику организации учебного процесса в школе программы по повышению устойчивой мотивации к изучению немецкого языка.

Как видно из паспорта программы, целью внедрения и реализации программы является формирование у учащихся интереса к изучению немецкого языка, уважительного отношения к иноязычной культуре и рефлексивного, нравственного отношения к собственной жизни. То есть в рамках реализации программы школа должна формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для активного, личностно значимого участия в иноязычном общении.

Концепция программы.

В настоящей концепции обучение иностранному языку рассматривается как личностно значимое, несущее радость и самоудовлетворение. Ребенку предлагается не только научиться иноязычному общению, но и приобщиться к иноязычной культуре, научиться уважать ее. Будучи заинтересованным в изучении немецкого языка, учащиеся будут более активными во время учебных занятий и внеурочных мероприятий (например, в рамках “Недели иностранного языка в школе”), что положительно скажется на уровне и качестве их обученности на конец изучения иностранного языка в школе. Это, в свою очередь, лучше подготовит учащихся к дальнейшей самостоятельной жизни, в таких сферах как дальнейшее обучение, поиск работы и организация досуга.

Направления деятельности:

Просветительская деятельность – предполагает организацию деятельности по расширению кругозора учащихся, ознакомлении их с культурными особенностями и традициями стран изучаемого языка. Особое место отводится работе с родителями, ибо прежде всего в семьях формируется правильное или неправильное отношение к выбору иностранного языка для изучения, именно семья должна отслеживать успехи и неудачи ребенка, оказывать необходимую моральную поддержку и помощь. Просветительская работа должна сочетать в себе как традиционные, так и современные интерактивные приемы воздействия на учащихся и их родителей.

Комплексно-диагностическая работа – предполагает определение уровня владения учащимися немецким языком; определение вопросов, вызывающих наибольшие трудности в усвоении и организацию помощи учащимся.

Творческая деятельность – предполагает активное подготовку и презентацию различных проектов, проведение творческих конкурсов, театральных постановок, различные задания, направленные на развитие творческих способностей учащихся, как в индивидуальной, так и в групповой формах.

Исследовательская работа – проведение исследований по различным направлениям изучения зыка и культурным традициям, участие в конкурсах и конференциях молодых исследователей, например “Шаг в будущее”.

Социальная поддержка учащихся и обеспечение психического развития и развития личности учащихся с учетом индивидуальных особенностей – подразумевает оказание помощи учащимся в вопросах самоутверждения с целью показать и доказать, что изучать немецкий язык не менее интересно и престижно чем английский. При этом, учитывая факт, что немецкий язык изучают преимущественно дети с низкой мотивацией к обучению вообще, необходимо чутко и точно дозировать предъявляемый учащимся материал.

Гипотеза реализации программы.

Если:

  • будет создана система работы по формированию устойчивого интереса к изучению немецкого языка;

  • будет создана система работы с родителями по формированию уважительного отношения к культуре и традициям стран изучаемого языка;

  • будет вестись целенаправленная творческая и исследовательская работа по различным аспектам;

  • будут эффективно организована система поддержки учителей немецкого языка администрацией школы и города (например, улучшение материальной базы);

То:

  • будет расти число желающих изучать немецкий язык в качестве первого (а, возможно, и второго) иностранного языка;

  • будет сформировано осознанное, уважительное отношение учащихся и их родителей к культуре, традициям и самому немецкому языку как фактору достижения успеха на последующих этапах жизни;

  • будет расти уровень и качество обученности, т.е. учащиеся будут добиваться хороших результатов в обучении.

Этапы работы над программой.

1 этап: подготовительный (август 2009):

  • диагностика уровня и качества обученности немецкому языку, выявление наиболее проблемных вопросов и факторов, влияющих на интерес к изучению языка;

2 этап: апробационный (2009 – 2010 учебный год)

  • внедрение новых форм и методов повышения мотивации к изучению немецкого языка;
  • систематическая учебная и воспитательная работа по формированию устойчивого интереса к изучению немецкого языка;
  • организация творческой, проектной и исследовательской работы.

3 этап: контрольный (июнь 2010)

  • сбор и анализ результатов выполнения программы;
  • коррекция деятельности.

Ожидаемые результаты реализации программы "Праздник каждый день".

1) Повышение числа учащихся, желающих изучать немецкий язык и заинтересованных в результатах своей деятельности;
2) Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению немецкому языку и повышение социальной защищенности детей;
3) Повышение заинтересованности педагогических работников в формировании устойчивой мотивации к изучению немецкого языка.

ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ “ПРАЗДНИК КАЖДЫЙ ДЕНЬ”  НА 2009-10 УЧЕБНЫЙ ГОД

Мероприятия

Сроки

1.

Подготовка и проведение праздника начала учебного года для учащихся начальной школы совместно с родителями (с изготовлением кульков со сладостями – die Zuckertuten)

Сентябрь

2.

Страноведческая викторина для старшеклассников “Система школьного образования в Германии”

Сентябрь – октябрь

3.

Организация виртуальной экскурсии по Германии знаменитым немецким городам (с использованием возможностей ИКТ)

Октябрь

4.

Викторина “Лучший знаток страноведения”

Ноябрь

5.

“В гостях у сказки” (мероприятие для младшего и среднего звена по сказкам братьев Гримм и Г. Х. Андерсена)

Ноябрь

6.

Nikolaus Tag. История святого Николая в России и Германии.

Декабрь

7.

Наступает Рождество! Подготовка и проведение праздника совместно с родителями

Декабрь

8.

Drei heilige Konige. Инсценированное представление

Январь

9.

Скоро Масленица! Faschingszeit – was bringt sie uns?

Февраль

10.

У нас в гостях Пасхальный заяц. Из истории празднования Пасхи, изготовление пасхального печенья, пасхальных букетов и яиц

Март – апрель

11.

Приключения Пасхального зайца. Праздничный спектакль

Апрель

12.

Подготовка и празднование окончания учебного года “ Ende gutalles gut

Май