Человек столько раз умный, сколько иностранных языков он знает.
Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным преобразованиям и в сфере образования. Изменился, в частности, и статус школы: она стала общественно-государственной, отражающей интересы как государства, так и общества и отдельной личности. Именно потребности и возможности личности школьника, желания и интересы родителей стали во многом определять образовательную политику.
Изменился и статус иностранного языка как учебного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным. Государство и общество стали испытывать естественную потребность в людях, практически владеющих иностранным языком, которое стало восприниматься и как личностно значимое. Школьники и их родители начали связывать с иностранным языком планы на будущее: возможность для лучшего трудоустройства, дальнейшей учебы, отдыха, туризма. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре, и как важное средство для развития интеллектуальных особенностей школьников, их общеобразовательного потенциала и культуры общения.
Актуальность изучения школьниками именно немецкого языка объясняется традиционными культурными и экономическими связями России и Германии, удельным весом и значимостью немецкого языка в Европе, и, наконец, большим вкладом немецкоязычных народов в развитие мировой культуры и цивилизации.
Немецкий язык изучается в настоящее время наряду с другими языками в качестве первого иностранного языка как в начальной, основной, так и в полной средней школе, а также в качестве второго, а в отдельных случаях и третьего иностранного языка.
Программа работы по повышению мотивации к изучению немецкого языка “Праздник каждый день” МОУ СОШ №2 г. Волгореченска Костромской области
Название программы |
“Программа работы по повышению мотивации к изучению немецкого языка учащимися муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 городского округа город Волгореченск Костромской области “Праздник каждый день” на 2009-2010 год” |
Заказчик программы |
– Администрация муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 городского округа город Волгореченск Костромской области, – Управление образованием администрации городского округа город Волгореченск, – Департамент образования и науки Костромской области, – Немецкий культурный центр им. Гёте при посольстве ФРГ. |
Разработчик программы |
Учитель иностранного языка муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 городского округа город Волгореченск Костромской области Максимова Надежда Николаевна |
Сроки реализации программы |
2009– 2010 учебный год |
Цель программы |
Формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению немецкого языка и уважительного отношения к культуре и традициям стран изучаемого языка |
Задачи программы |
|
Основные направления программы: |
|
Ожидаемые результаты |
|
Источники и объемы финансирования |
– Средства Федерального бюджета – Средства бюджета муниципального образования – Другие источники |
Описание программы по повышению мотивации к изучению немецкого языка “Праздник каждый день” МОУ СОШ №2 г. Волгореченска Костромской области
Введение.
Школа в определенный период жизни человека является необходимой средой, в которой ребенок должен развиваться полноценно и гармонично. Напряженные и интенсивные условия современной жизни, изменения содержания и форм школьного обучения с особой остротой ставят вопрос об определении приоритетных направлений для изучения. В настоящее время изучению иностранного языка уделяется все большее внимание: в общеобразовательных школах на изучение иностранного языка отводится 3 урока в среднем и старшем звене. Но невозможно навязать ребенку какое-либо занятие, если ребенок не видит его значимости. Поэтому необходимо заинтересовать учащихся в иностранном языке, показать его красоту и значимость.
С этой целью необходимо осуществить следующие меры:
– определить основные принципы
взаимодействия всех участников
учебно-воспитательного процесса в деле
повышения мотивации к изучению немецкого языка;
– определить комплекс мероприятий по
формированию у учащихся устойчивого интереса к
изучению немецкого языка, предусмотреть их
организационное, кадровое и финансовое
обеспечение.
Согласно школьной статистике, в последние годы все меньше детей выбирают немецкий язык как иностранный для изучения. Однако нельзя не принимать во внимание тот факт, что в настоящее время около 20 миллионов человек изучают немецкий язык как иностранный, а общее число говорящих на немецком языке во всем мире около 100 миллионов человек. Немецкий язык, являясь одним из основных языков мира и самым распространенным языком в Европейском Союзе, является ключом к интеграции России в европейское образовательное, экономическое и культурное сообщество. Все это подтверждает необходимость создания и внедрения в практику организации учебного процесса в школе программы по повышению устойчивой мотивации к изучению немецкого языка.
Как видно из паспорта программы, целью внедрения и реализации программы является формирование у учащихся интереса к изучению немецкого языка, уважительного отношения к иноязычной культуре и рефлексивного, нравственного отношения к собственной жизни. То есть в рамках реализации программы школа должна формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для активного, личностно значимого участия в иноязычном общении.
Концепция программы.
В настоящей концепции обучение иностранному языку рассматривается как личностно значимое, несущее радость и самоудовлетворение. Ребенку предлагается не только научиться иноязычному общению, но и приобщиться к иноязычной культуре, научиться уважать ее. Будучи заинтересованным в изучении немецкого языка, учащиеся будут более активными во время учебных занятий и внеурочных мероприятий (например, в рамках “Недели иностранного языка в школе”), что положительно скажется на уровне и качестве их обученности на конец изучения иностранного языка в школе. Это, в свою очередь, лучше подготовит учащихся к дальнейшей самостоятельной жизни, в таких сферах как дальнейшее обучение, поиск работы и организация досуга.
Направления деятельности:Просветительская деятельность – предполагает организацию деятельности по расширению кругозора учащихся, ознакомлении их с культурными особенностями и традициями стран изучаемого языка. Особое место отводится работе с родителями, ибо прежде всего в семьях формируется правильное или неправильное отношение к выбору иностранного языка для изучения, именно семья должна отслеживать успехи и неудачи ребенка, оказывать необходимую моральную поддержку и помощь. Просветительская работа должна сочетать в себе как традиционные, так и современные интерактивные приемы воздействия на учащихся и их родителей.
Комплексно-диагностическая работа – предполагает определение уровня владения учащимися немецким языком; определение вопросов, вызывающих наибольшие трудности в усвоении и организацию помощи учащимся.
Творческая деятельность – предполагает активное подготовку и презентацию различных проектов, проведение творческих конкурсов, театральных постановок, различные задания, направленные на развитие творческих способностей учащихся, как в индивидуальной, так и в групповой формах.
Исследовательская работа – проведение исследований по различным направлениям изучения зыка и культурным традициям, участие в конкурсах и конференциях молодых исследователей, например “Шаг в будущее”.
Социальная поддержка учащихся и обеспечение психического развития и развития личности учащихся с учетом индивидуальных особенностей – подразумевает оказание помощи учащимся в вопросах самоутверждения с целью показать и доказать, что изучать немецкий язык не менее интересно и престижно чем английский. При этом, учитывая факт, что немецкий язык изучают преимущественно дети с низкой мотивацией к обучению вообще, необходимо чутко и точно дозировать предъявляемый учащимся материал.
Гипотеза реализации программы.Если:
будет создана система работы по формированию устойчивого интереса к изучению немецкого языка;
будет создана система работы с родителями по формированию уважительного отношения к культуре и традициям стран изучаемого языка;
будет вестись целенаправленная творческая и исследовательская работа по различным аспектам;
будут эффективно организована система поддержки учителей немецкого языка администрацией школы и города (например, улучшение материальной базы);
То:
будет расти число желающих изучать немецкий язык в качестве первого (а, возможно, и второго) иностранного языка;
будет сформировано осознанное, уважительное отношение учащихся и их родителей к культуре, традициям и самому немецкому языку как фактору достижения успеха на последующих этапах жизни;
будет расти уровень и качество обученности, т.е. учащиеся будут добиваться хороших результатов в обучении.
Этапы работы над программой.
1 этап: подготовительный (август 2009):
- диагностика уровня и качества обученности немецкому языку, выявление наиболее проблемных вопросов и факторов, влияющих на интерес к изучению языка;
2 этап: апробационный (2009 – 2010 учебный год)
- внедрение новых форм и методов повышения мотивации к изучению немецкого языка;
- систематическая учебная и воспитательная работа по формированию устойчивого интереса к изучению немецкого языка;
- организация творческой, проектной и исследовательской работы.
3 этап: контрольный (июнь 2010)
- сбор и анализ результатов выполнения программы;
- коррекция деятельности.
Ожидаемые результаты реализации программы "Праздник каждый день".
1) Повышение числа учащихся, желающих
изучать немецкий язык и заинтересованных в
результатах своей деятельности;
2) Обеспечение условий для практической
реализации индивидуального подхода к обучению
немецкому языку и повышение социальной
защищенности детей;
3) Повышение заинтересованности педагогических
работников в формировании устойчивой мотивации
к изучению немецкого языка.
ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ “ПРАЗДНИК КАЖДЫЙ ДЕНЬ” НА 2009-10 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ |
Мероприятия |
Сроки |
1. |
Подготовка и проведение праздника начала учебного года для учащихся начальной школы совместно с родителями (с изготовлением кульков со сладостями – die Zuckertuten) |
Сентябрь |
2. |
Страноведческая викторина для старшеклассников “Система школьного образования в Германии” |
Сентябрь – октябрь |
3. |
Организация виртуальной экскурсии по Германии знаменитым немецким городам (с использованием возможностей ИКТ) |
Октябрь |
4. |
Викторина “Лучший знаток страноведения” |
Ноябрь |
5. |
“В гостях у сказки” (мероприятие для младшего и среднего звена по сказкам братьев Гримм и Г. Х. Андерсена) |
Ноябрь |
6. |
Nikolaus Tag. История святого Николая в России и Германии. |
Декабрь |
7. |
Наступает Рождество! Подготовка и проведение праздника совместно с родителями |
Декабрь |
8. |
Drei heilige Konige. Инсценированное представление |
Январь |
9. |
Скоро Масленица! Faschingszeit – was bringt sie uns? |
Февраль |
10. |
У нас в гостях Пасхальный заяц. Из истории празднования Пасхи, изготовление пасхального печенья, пасхальных букетов и яиц |
Март – апрель |
11. |
Приключения Пасхального зайца. Праздничный спектакль |
Апрель |
12. |
Подготовка и празднование окончания учебного года “ Ende gut – alles gut” |
Май |