В нашем дошкольном учреждении 14 групп, 5 из них – логопедические, функционирующие по профилям “Общее недоразвитие речи (ОНР)” и “Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)”. Большое количество детей с нарушениями речи требует четкой организации процесса предварительного обследования детей для представления их на психолого-медико-педагогическую комиссию с последующим зачислением в логопедические группы. Функцию предварительного обследования детей выполняет психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ. Кроме того, ПМПк наблюдает психофизическое развитие детей, ведет консультативную работу с педагогами и родителями, отслеживает и корректирует развитие детей с нарушениями поведения. Четкая, слаженная работа специалистов консилиума (медперсонал ДОУ, педагог-психолог, учителя-логопеды) способствует своевременному выявлению детей, нуждающихся в коррекционном развитии, профилактике детских заболеваний.
Предлагаем практический материал работы психолого-медико-педагогического консилиума нашего ДОУ: программу работы ПМПк, план работы ПМПк на учебный год, а также образец карты обследования и развития ребенка, разработанную специалистами ДОУ.
ПРОГРАММА работы ПМП консилиума
Работа с детьми
- Первичная диагностика по мере поступления детей: общий уровень развития, речь, эмоциональные и коммуникативные свойства.
- Плановое медицинское обследование: антропометрия, определение групп здоровья, осмотр специалистами.
- Плановая диагностика (начало и конец года): познавательная сфера, определение ведущей руки, базовые функции мозга, эмоциональное благополучие.
- Проверка готовности к школьному обучению; выявление утомления и уровня работоспособности детей старшей и подготовительной групп (начало и конец года).
- Выявление факторов риска в развитии детей, прогнозирование школьных трудностей (по запросам родителей).
- Индивидуальная диагностика по заявкам воспитателей и родителей.
- Логопедическая диагностика: нарушение звуковой и слоговой структуры речи, словарный запас, речевое общение, фонематическое восприятие, связная речь, темп, плавность речи. Формирование логопедических групп.
- Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия.
- Социологические мероприятия: социометрия, анкетирование, выявление детей с признаками коммуникативной дезадаптации.
- Психопрофилактические мероприятия.
- Коррекция познавательной сферы.
- Психомоторное развитие.
- азработка и реализация программы работы с детьми с повышенными интеллектуальными и творческими способностями.
- Профилактические лечебные мероприятия.
Работа с воспитателями и педагогами дополнительного образования
- Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых занятий, семинаров (по плану МДОУ)
- Пополнение знаний воспитателей и педагогов о развитии детей, их психофизиологических особенностях (в течение года)
- Рекомендации для дифференцированного подхода к детям по результатам диагностики: логопедической, психологической, физиолого-гигиенической (в течение года)
- Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года)
- Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и обучения детей (по запросам)
- Семинары и психологические тренинги с педагогическим коллективом.
- Подготовка психологического портрета групп и разработка индивидуальных рекомендаций для педагогов.
- Помощь в формировании творческих минигрупп детей по результатам диагностики и анкетирования.
Работа с родителями
- Социологическое анкетирование родителей (по классическим методикам); анкетирование по различным темам; адаптация детей к детскому саду; медицинское анкетирование; выявление факторов риска в развитии детей.
- Индивидуальные рекомендации для родителей.
- Углубленная диагностика развития детей по запросам родителей.
- Просветительская работа среди родителей: особенности развития детского организма, адаптация детей к новым условиям; готовность ребенка к школьному обучению; профилактика соматических заболеваний.
- Консультационная работа специалистов ПМПк.
- Оформление информации в группах.
- Создание родительского клуба.