Работа психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ комбинированного вида

Разделы: Работа с дошкольниками


В нашем дошкольном учреждении 14 групп, 5 из них – логопедические, функционирующие по профилям “Общее недоразвитие речи (ОНР)” и “Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)”. Большое количество детей с нарушениями речи требует четкой организации процесса предварительного обследования детей для представления их на психолого-медико-педагогическую комиссию с последующим зачислением в логопедические группы. Функцию предварительного обследования детей выполняет психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ. Кроме того, ПМПк наблюдает психофизическое развитие детей, ведет консультативную работу с педагогами и родителями, отслеживает и корректирует развитие детей с нарушениями поведения. Четкая, слаженная работа специалистов консилиума (медперсонал ДОУ, педагог-психолог, учителя-логопеды) способствует своевременному выявлению детей, нуждающихся в коррекционном развитии, профилактике детских заболеваний.

Предлагаем практический материал работы психолого-медико-педагогического консилиума нашего ДОУ: программу работы ПМПк, план работы ПМПк на учебный год, а также образец карты обследования и развития ребенка, разработанную специалистами ДОУ.

ПРОГРАММА работы ПМП консилиума

Работа с детьми

  1. Первичная диагностика по мере поступления детей: общий уровень развития, речь, эмоциональные и коммуникативные свойства.
  2. Плановое медицинское обследование: антропометрия, определение групп здоровья, осмотр специалистами.
  3. Плановая диагностика (начало и конец года): познавательная сфера, определение ведущей руки, базовые функции мозга, эмоциональное благополучие.
  4. Проверка готовности к школьному обучению; выявление утомления и уровня работоспособности детей старшей и подготовительной групп (начало и конец года).
  5. Выявление факторов риска в развитии детей, прогнозирование школьных трудностей (по запросам родителей).
  6. Индивидуальная диагностика по заявкам воспитателей и родителей.
  7. Логопедическая диагностика: нарушение звуковой и слоговой структуры речи, словарный запас, речевое общение, фонематическое восприятие, связная речь, темп, плавность речи. Формирование логопедических групп.
  8. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия.
  9. Социологические мероприятия: социометрия, анкетирование, выявление детей с признаками коммуникативной дезадаптации.
  10. Психопрофилактические мероприятия.
  11. Коррекция познавательной сферы.
  12. Психомоторное развитие.
  13. азработка и реализация программы работы с детьми с повышенными интеллектуальными и творческими способностями.
  14. Профилактические лечебные мероприятия.

Работа с воспитателями и педагогами дополнительного образования

  1. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых занятий, семинаров (по плану МДОУ)
  2. Пополнение знаний воспитателей и педагогов о развитии детей, их психофизиологических особенностях (в течение года)
  3. Рекомендации для дифференцированного подхода к детям по результатам диагностики: логопедической, психологической, физиолого-гигиенической (в течение года)
  4. Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года)
  5. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и обучения детей (по запросам)
  6. Семинары и психологические тренинги с педагогическим коллективом.
  7. Подготовка психологического портрета групп и разработка индивидуальных рекомендаций для педагогов.
  8. Помощь в формировании творческих минигрупп детей по результатам диагностики и анкетирования.

Работа с родителями

  1. Социологическое анкетирование родителей (по классическим методикам); анкетирование по различным темам; адаптация детей к детскому саду; медицинское анкетирование; выявление факторов риска в развитии детей.
  2. Индивидуальные рекомендации для родителей.
  3. Углубленная диагностика развития детей по запросам родителей.
  4. Просветительская работа среди родителей: особенности развития детского организма, адаптация детей к новым условиям; готовность ребенка к школьному обучению; профилактика соматических заболеваний.
  5. Консультационная работа специалистов ПМПк.
  6. Оформление информации в группах.
  7. Создание родительского клуба.

Приложение