Урок русского языка в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока: Обобщить знания о предложении. Дать понятия лексического значения и грамматического значения слов, которые составляют предложение.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вызов.

На доске запись:

JYQПVZSРWЕUYДRQZЛNVОZЖWЕYQНИJЕ

Прочитайте запись. Читайте только русские буквы (предложение)

Вспомните и запишите на приготовленных листочках всё, что вы знаете о предложении.

(Дети работают в группах по 5-6 человек)

Через 2-3 минуты предложенные вариант, которые вспомнят дети, записываются на доске.

Сегодня мы на уроке познакомимся с необычным предложением, которое придумал один учёный – лингвист.

На доске запись:

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

Прочитайте запись. Из настоящих ли слов состоит предложение? Почему вы так решили?

Запишите это предложение к себе в тетрадь.

Можно ли сказать, о ком говорится в предложение? (о куздре)

А какие действия названы? (будланула и кудрячит)

А какие ещё есть действующие лица в этом предложении? (бокр и бокрёнок)

Что-нибудь можно предположить об этих словах? (они однокоренные)

Попробуйте выделить корень в этих словах.

Попробуйте подобрать пары слов похожими по строению (по одному примеру от каждой группы) (Лис-лисёнок, заяц-зайчонок, лось-лосёнок).

На приготовленных листочках пусть каждая группа попробует нарисовать иллюстрацию к этому предложению. (2-3 минуты работают и затем рисунки вывешиваются на доске)

3. Осмысление.

Давайте сейчас попробуем разобраться в загадочном предложении.

Дайте характеристику предложению. Какое оно по цели высказывания? (повествовательное)

Какое предложение по интонации? (невосклицательное)

Попробуем отыскать главные члены предложения. Задайте вопросы к ним. (Кто? Что? и что делает?)

Какие слова отозвались на ваши вопросы? (куздра будланула и кудрячит) Подчеркните.

Какими частями речи они выражены? (имя существительное и глагол)

Дайте характеристику подлежащего, как части речи. (Используя памятку, анализируем части речи)

Дайте характеристику сказуемых.

Куздра – кто? предмет, изменяется по падежам – имя существительное.

Начальная форма кто? куздра

Постоянный признак Ж. Р.

В форме единственного числа именительного падежа.

Будланула – что сделала? действие изменяется по временам. – Глагол

Начальная форма – что сделать? будлануть.

В форме единственного числа, прошедшего времени женского рода.

Кудрячит – что делает? действие изменяется по временам – глагол

Начальная форма что делать? – кудрячить

В форме настоящего времени единственного числа, 3 лица.

К какой части речи отнесёте первое слово предложения?

Дайте характеристику этому слову.

Глокая? – какая? признак предмета, изменяется по падежам и по родам – имя прилагательное.

Начальная форма, какой? глокий

В форме единственного числа, женского рода именительного падежа.

Есть ли в этом предложение служебное слово? (И-союз)

Какое слово вы пока еще не можете отнести к знакомым нам частям речи?

Попробуем составить пары слов из данного предложения. Покажем, как эти слова связаны в предложении.

Куздра (что сделала?) будланула и (что делает?) кудрячит.

куздра (какая?) глокая

будланула (как?) штеко

будланула (кого?) бокра

кудрячит (кого?) бокрёнка

4. Рефлексия.

Вы знаете, что у слов есть значение, которое содержится в основе слова, и значение которое передаётся окончанием. Значение основы слова ученыё назвали - лексическим, а значение окончания – грамматическим.

Какое же значение есть у слов этого загадочного предложения. ( Грамматическое) а какого нет? (лексического)

Что нужно сделать, чтобы слова этого предложения стали полностью понятными?

Откройте свои учебники и найдите упражнение № 546. Из предложенных предложений выберите только то, которое по формам слов точно повторяет наше загадочное предложение о глокой куздре. (Работают в группах) Предложение, которое необходимо выбрать – Большая собака сердито прогнала кота и видит котёнка.

Почему не подошли другие предложения.

5. Итог урока.

Вы сегодня очень хорошо работали. Молодцы.

Дома вы попробуете придумать свое загадочное предложение, у которого будет только грамматическое значение.