Цели урока: Обобщить знания о предложении. Дать понятия лексического значения и грамматического значения слов, которые составляют предложение.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вызов.
На доске запись:
JYQПVZSРWЕUYДRQZЛNVОZЖWЕYQНИJЕ
Прочитайте запись. Читайте только русские буквы (предложение)
Вспомните и запишите на приготовленных листочках всё, что вы знаете о предложении.
(Дети работают в группах по 5-6 человек)
Через 2-3 минуты предложенные вариант, которые вспомнят дети, записываются на доске.
Сегодня мы на уроке познакомимся с необычным предложением, которое придумал один учёный – лингвист.
На доске запись:
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.
Прочитайте запись. Из настоящих ли слов состоит предложение? Почему вы так решили?
Запишите это предложение к себе в тетрадь.
Можно ли сказать, о ком говорится в предложение? (о куздре)
А какие действия названы? (будланула и кудрячит)
А какие ещё есть действующие лица в этом предложении? (бокр и бокрёнок)
Что-нибудь можно предположить об этих словах? (они однокоренные)
Попробуйте выделить корень в этих словах.
Попробуйте подобрать пары слов похожими по строению (по одному примеру от каждой группы) (Лис-лисёнок, заяц-зайчонок, лось-лосёнок).
На приготовленных листочках пусть каждая группа попробует нарисовать иллюстрацию к этому предложению. (2-3 минуты работают и затем рисунки вывешиваются на доске)
3. Осмысление.
Давайте сейчас попробуем разобраться в загадочном предложении.
Дайте характеристику предложению. Какое оно по цели высказывания? (повествовательное)
Какое предложение по интонации? (невосклицательное)
Попробуем отыскать главные члены предложения. Задайте вопросы к ним. (Кто? Что? и что делает?)
Какие слова отозвались на ваши вопросы? (куздра будланула и кудрячит) Подчеркните.
Какими частями речи они выражены? (имя существительное и глагол)
Дайте характеристику подлежащего, как части речи. (Используя памятку, анализируем части речи)
Дайте характеристику сказуемых.
Куздра – кто? предмет, изменяется по падежам – имя существительное.
Начальная форма кто? куздра
Постоянный признак Ж. Р.
В форме единственного числа именительного падежа.
Будланула – что сделала? действие изменяется по временам. – Глагол
Начальная форма – что сделать? будлануть.
В форме единственного числа, прошедшего времени женского рода.
Кудрячит – что делает? действие изменяется по временам – глагол
Начальная форма что делать? – кудрячить
В форме настоящего времени единственного числа, 3 лица.
К какой части речи отнесёте первое слово предложения?
Дайте характеристику этому слову.
Глокая? – какая? признак предмета, изменяется по падежам и по родам – имя прилагательное.
Начальная форма, какой? глокий
В форме единственного числа, женского рода именительного падежа.
Есть ли в этом предложение служебное слово? (И-союз)
Какое слово вы пока еще не можете отнести к знакомым нам частям речи?
Попробуем составить пары слов из данного предложения. Покажем, как эти слова связаны в предложении.
Куздра (что сделала?) будланула и (что делает?) кудрячит.
куздра (какая?) глокая
будланула (как?) штеко
будланула (кого?) бокра
кудрячит (кого?) бокрёнка
4. Рефлексия.
Вы знаете, что у слов есть значение, которое содержится в основе слова, и значение которое передаётся окончанием. Значение основы слова ученыё назвали - лексическим, а значение окончания – грамматическим.
Какое же значение есть у слов этого загадочного предложения. ( Грамматическое) а какого нет? (лексического)
Что нужно сделать, чтобы слова этого предложения стали полностью понятными?
Откройте свои учебники и найдите упражнение № 546. Из предложенных предложений выберите только то, которое по формам слов точно повторяет наше загадочное предложение о глокой куздре. (Работают в группах) Предложение, которое необходимо выбрать – Большая собака сердито прогнала кота и видит котёнка.
Почему не подошли другие предложения.
5. Итог урока.
Вы сегодня очень хорошо работали. Молодцы.
Дома вы попробуете придумать свое загадочное предложение, у которого будет только грамматическое значение.