Данный урок является одним из этапов работы над осуществлением проекта “Лего-город”.
Работа проводилась в рамках экспериментальной площадки “Развивающая среда в начальной школе”.
Цели проекта:
- Знакомство с жизнью современного города, его разветвленной структурой: строительством, транспортом, культурой, образованием.
- Экологическое воспитание младших школьников, воспитание любви к родному городу.
- Знакомство с ОБЖ в условиях большого города.
- Развитие образного мышления, способности конструирования, пространственного воображения.
- Развитие коммуникативных способностей детей, духа дружеского соревнования, умения добиваться поставленных целей.
Уроки проектной деятельности интегрировались с уроками окружающего мира, ОБЖ и изобразительного искусства.
Из учебного курса “Окружающий мир” А. Плешакова был выделен модуль, включающий темы:
- Что мы знаем о нашем городе?
- Откуда в наш дом приходят вода и электричество?
- Зачем строят корабли?
- Почему поезда такие длинные?
- Зачем нужны автомобили?
- Зачем нужны самолеты?
- Почему мы часто слышим слово “экология”?
Из курса ОБЖ были выделены темы:
- Правила пожарной безопасности.
- Правила дорожного движения.
- Правила поведения на транспорте.
На уроках ИЗО ученики создавали эскизы зданий, парков, детских площадок, видов транспорта.
Эти уроки интегрировались с конструированием из конструктора “Лего”.
Цели урока:
- Обобщение знаний о различных видах транспорта.
- Знакомство с информационно-указательными дорожными знаками.
- Развитие внимания, умения обобщать и делать выводы.
- Развитие конструкторских способностей и пространственного воображения.
- Воспитание коммуникативных свойств личности.
Оборудование:
I. ТСО:
- ПК, экран, проектор.
- Кассета с фонограммой песни “Кручу, кручу” из мультфильма “Приключения кота Леопольда и двух мышей”. Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.
II. Демонстрационный материал:
- РТТ “виды транспорта”.
- Рисунки с изображениями информационно-указательных дорожных знаков.
III. Раздаточный материал:
- Наборы конструктора “Лего”
- Технологические карточки – задания.
Ход урока
I. Организационный момент
Внимание ребята! Урок у нас сегодня очень важный. Посмотрите, все ли готово у вас к работе?
II. Сообщение цели и темы урока.
Несколько уроков ознакомления с окружающим миром были посвящены различным видам транспорта.
Сегодня мы с вами обобщим полученные знания и вы сами сконструируете машины различных видов.
III. Работа по теме урока.
1). На экране появляется таблица
Ребята, скажите, какой бывает транспорт?
2). Работа с таблицей
Ученики загадывают заранее приготовленные загадки о различных машинах. Отгадки соотносятся с таблицей и появляются на экране.
“Братцы в гости снарядились.
Друг за друга уцепились.
И помчались в путь далек
Лишь оставили дымок”.
(Поезд)“Дом по улице идет,
На работу нас везет,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках”.
(Автобус)“Не птица, а летит,
Не жук, а гудит”.
(Самолет)“Белая гора по Амуру идет,
До селения дойдет –
Кричать начнет”
(Пароход)“Под землей огни горят,
Под землей дворцы стоят,
Под землею чудо мчится,
Сядь – и можешь прокатиться”.
(Метро)“Без разбега ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет быстроходный...”
(Вертолет)“Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой...”
(Велосипед)
Молодцы ребята, все правильно! Посмотрите, сколько разных машин и все они помогают людям. А какая из них самая экологически чистая и не загрязняет воздух? Правильно! Велосипед.
IV. Физкультминутка.
Давайте вместе с котом Леопольдом прокатимся на велосипеде. (Ребята выполняют ритмические упражнения под музыку.)
V. На экране появляется следующая таблица.
Учитель комментирует:
Одни виды транспорта перевозят грузы, другие – людей. Поэтому транспорт можно разделить на пассажирский и грузовой. И еще есть специальный транспорт. Он служит людям в критических, необычных ситуациях, например при пожаре, утечке газа, необходимой срочной медицинской помощи.
VI. Повторение номеров телефонов неотложной помощи:
01, 02, 03, 04 (Номера появляются на экране).
VII. Работа с конструктором “Лего”
А сейчас, ребята, вы будете собирать модели машин из деталей конструктора. Работать вы будете по группам. Посмотрите на карточки-задания. Подберите детали. Может быть, вы сами усовершенствуете эти модели.
VIII. Самостоятельная работа учащихся.
IX. Защита своих моделей.
Выставка детских работ.
Один ученик из каждой группы рассказывает о машине, которую сконструировали, соотносят ее с определенным видом транспорта.
X. Беседа об информационно-указательных дорожных знаках.
Вот сколько машин будет теперь в нашем “Лего-городе”.
А что поможет нам избежать опасности на дороге (Светофор).
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться... (опасно)
Свет зеленый говорит:
“Проходите, путь... (открыт!)”
Желтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала для... (движенья)
Мы все знаем сигналы светофора. А еще на улицах города мы встречаем много дорожных знаков. Чтобы стать грамотными пешеходами, нужно знать дорожную азбуку.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми знаками:
(Изображения знаков учитель показывает на доске).
- Пешеходный переход.
- Разрешает движение только пешеходам.
- Предупреждает, что впереди пешеходный переход.
- Запрещает движение пешеходов.
Что общего вы видите на этих знаках? (Изображение “шагающего человечка”).
Запомните эти знаки и всегда соблюдайте правила дорожного движения.
XI. Итог урока.
– Чем мы занимались на уроке?
– Какие виды транспорта повторили?
– Какие дорожные знаки изучили?
Молодцы ребята! Наш урок закончен. На экране появляется движущийся паровозик и надпись: “До свидания!”.