Тип урока: урок изучения нового материала (урок развития речи).
Цели:
1.Образовательная: сформировать у учащихся представление о тексте, об основных средствах связи предложений в тексте. Подвести учащихся к выводу о том, что текст– сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
2. Развивающая: развивать у учащихся способность к воображению путём соприкосновения со словом, живописью, музыкой. Мотивировать на создание собственных текстов-миниатюр.
3. Воспитательная: воспитание любви к родной природе, уважения к мастерам слова, живописи, музыки.
Оборудование: учебный комплекс по русскому языку под редакцией В. В. Бабайцевой, М., “Просвещение”, 2006, учебник Е.И. Никитиной “ Русская речь”, 5 класс. М., “Просвещение”,2006;репродукции картин И.И. Шишкина, И.И. Левитана, И.С. Остроухова, аудиокассета с записью музыкальной композиции П.И. Чайковского “Времена года. Осень”.
Понятия: текст, средства грамматической связи, предложение, порядок слов, интонация.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово учителя:
– Ребята, сегодня по народному календарю день Наума-грамотника(урок проводился 14 декабря). Именно с этого дня на Руси в старину начинали обучать детей грамоте. А мы с вами в этот день отправляемся в необычное путешествие по страницам разных текстов. Их в вашей жизни уже много встречалось, а сколько ещё впереди… К каждому тексту нужен грамотный подход. Надеюсь, что Наум-грамотник поможет нам понять, что такое текст.
Итак, вопрос “Что такое текст?” мы выносим в тему сегодняшнего урока, и на него мы должны знать ответ в конце урока.
Открываем тетради для работ по развитию речи и записываем тему урока.
Учитель:
– Ребята, предлагаю вам вспомнить наш недавний поход в картинную галерею. Мы с вами побывали на очень красивой выставке, посвящённой золотой осени. Закройте, пожалуйста, на минутку глазки и представьте самые красивые картины, которые вам запомнились.
– Какие краски осени вы можете назвать?
– Какие картины встают у вас перед глазами?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Учитель:
– Хорошо. Молодцы! А сейчас составьте и запишите предложение, в котором говорилось бы о красоте осеннего леса, о прекрасных красках осени. (Учащиеся составляют предложения, несколько человек зачитывают свои варианты).
Учитель:
–
У меня тоже есть слова, из которых я хочу составить предложение, но есть одна проблема: эти слова перепутались. Мне нужна помощь, ребята. Кто хочет мне помочь?Учащимся раздаются таблички со словами, они должны составить предложение. Варианты предложений могут быть различные. Например: Поздней осенью птицы улетают на юг. К доске выходят 6 учащихся, каждому даётся по табличке со словом. Дети становятся в том порядке, в котором слова следуют друг за другом в предложении.
– Молодцы, ребята! Спасибо за помощь!
3. Объяснение нового материала:
Учитель:
– Ребята, а почему вы распределили слова именно в такой последовательности? Как должны быть связаны слова в предложении?
Учащиеся:
– В предложении слова должны быть связаны по смыслу, грамматически ( при помощи окончаний, интонацией).
Учитель:
– Хорошо. Значит, в каждом предложении должен соблюдаться порядок слов.
– А друг с другом предложения должны быть как-то связаны?
Учащиеся:
– Должны.
Учитель:
– Зачем нам нужно связывать предложения друг с другом?
Учащиеся:
– Чтобы получился текст.
Учитель:
– Верно. Давайте откроем учебники “Русская речь” на стр. 16, найдем упр.22. Какую из двух представленных в упражнении записей можно назвать текстом? Почему?
Учащийся:
– Вторую запись, т.к. в ней предложения связаны по смыслу и грамматически.
Учитель:
– Хорошо. Читаем теоретический материал на стр. 16.
Что такое текст?
Ученик отвечает на вопрос, используя полученные знания.
Учитель:
– Ребята, давайте мы эти теоретические знания покажем наглядно.
Учитель раздаёт 6 ученикам карточки с основными теоретическими понятиями, необходимыми для формулирования понятия “текст”.
Используется приём перепутанной логической цепочки.
Учащиеся выстраивают цепочку-определение термина “текст”. Карточки держат перед собой. Учащиеся класса ещё раз наглядно закрепляют изученное понятие.
Сильный ученик формулирует понятие “текст”, используя построенную учащимися схему.
4. Физкультурная минутка.
По традиции у нас в классе её проводят дежурные по классу. Дети отдыхают, выполняя несложные физические упражнения.
5. Закрепление изученного материала
.1) Работа с упр.26. Ученик зачитывает
получившийся вариант текста.
2) Работа с упр. 24. Редактирование записи и
превращение её в текст.
Начался листопад. Леса моросили дождём облетавшей листвы. Этот дождь шёл неделями. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву.
Ученик зачитывает правильный вариант текста.
Учитель:
– Как должны быть связаны предложения в тексте?
Ученик:
– Предложения в тексте должны быть связаны по смыслу и грамматически.
Учитель:
– При выполнении работы над упражнением мы эту связь соблюдали?
Учащиеся отвечают утвердительно.
Учитель:
– Как можно назвать получившееся у нас высказывание?
Учащиеся:
– У нас получился текст.
Учитель:
– А сейчас, ребята, мы составим свой собственный текст на осеннюю тему. В начале урока мы перенеслись мысленно в картинную галерею, вспомнили картины, на которых изображён осенний пейзаж. Обратите внимание на доску, на репродукции картин известных художников И.И.Шишкина, И.И.Левитана, И.С.Остроухова. Я надеюсь, эти репродукции вам помогут в создании собственных текстов. Мы узнали, что такое текст, каковы средства грамматической связи предложений в тексте. Все эти знания вы должны использовать, создавая свой собственный текст.
Начало текста у нас с вами есть (упр.27). Итак, пишем в тетради начало текста, данное в упражнении, и продолжаем работать, составляем своё продолжение.
Учащиеся работают под тихо звучащую музыку П.И.Чайковского.
Учитель подходит к детям, помогает им.
6. Итоги урока
.2-3 ученика читают свои тексты.
Сильный ученик делает вывод о том, что такое текст.
7. Оценки за урок.
Учитель аргументирует каждую поставленную оценку.
8. Домашнее задание.
Учащиеся переносят тексты с черновиков на специально сделанные к этому уроку заготовки – листочки разных деревьев из бумаги.
Из работ учащихся затем оформляется выставка в кабинете на специальном стенде.