Методическая разработка урока русского языка по теме "Что такое текст?"

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок изучения нового материала (урок развития речи).

Цели:

1.Образовательная: сформировать у учащихся представление о тексте, об основных средствах связи предложений в тексте. Подвести учащихся к выводу о том, что текст– сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

2. Развивающая: развивать у учащихся способность к воображению путём соприкосновения со словом, живописью, музыкой. Мотивировать на создание собственных текстов-миниатюр.

3. Воспитательная: воспитание любви к родной природе, уважения к мастерам слова, живописи, музыки.

Оборудование: учебный комплекс по русскому языку под редакцией В. В. Бабайцевой, М., “Просвещение”, 2006, учебник Е.И. Никитиной “ Русская речь”, 5 класс. М., “Просвещение”,2006;репродукции картин И.И. Шишкина, И.И. Левитана, И.С. Остроухова, аудиокассета с записью музыкальной композиции П.И. Чайковского “Времена года. Осень”.

Понятия: текст, средства грамматической связи, предложение, порядок слов, интонация.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя:

– Ребята, сегодня по народному календарю день Наума-грамотника(урок проводился 14 декабря). Именно с этого дня на Руси в старину начинали обучать детей грамоте. А мы с вами в этот день отправляемся в необычное путешествие по страницам разных текстов. Их в вашей жизни уже много встречалось, а сколько ещё впереди… К каждому тексту нужен грамотный подход. Надеюсь, что Наум-грамотник поможет нам понять, что такое текст.

Итак, вопрос “Что такое текст?” мы выносим в тему сегодняшнего урока, и на него мы должны знать ответ в конце урока.

Открываем тетради для работ по развитию речи и записываем тему урока.

Учитель:

– Ребята, предлагаю вам вспомнить наш недавний поход в картинную галерею. Мы с вами побывали на очень красивой выставке, посвящённой золотой осени. Закройте, пожалуйста, на минутку глазки и представьте самые красивые картины, которые вам запомнились.

– Какие краски осени вы можете назвать?

– Какие картины встают у вас перед глазами?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учитель:

– Хорошо. Молодцы! А сейчас составьте и запишите предложение, в котором говорилось бы о красоте осеннего леса, о прекрасных красках осени. (Учащиеся составляют предложения, несколько человек зачитывают свои варианты).

Учитель:

У меня тоже есть слова, из которых я хочу составить предложение, но есть одна проблема: эти слова перепутались. Мне нужна помощь, ребята. Кто хочет мне помочь?

Учащимся раздаются таблички со словами, они должны составить предложение. Варианты предложений могут быть различные. Например: Поздней осенью птицы улетают на юг. К доске выходят 6 учащихся, каждому даётся по табличке со словом. Дети становятся в том порядке, в котором слова следуют друг за другом в предложении.

– Молодцы, ребята! Спасибо за помощь!

3. Объяснение нового материала:

Учитель:

– Ребята, а почему вы распределили слова именно в такой последовательности? Как должны быть связаны слова в предложении?

Учащиеся:

– В предложении слова должны быть связаны по смыслу, грамматически ( при помощи окончаний, интонацией).

Учитель:

– Хорошо. Значит, в каждом предложении должен соблюдаться порядок слов.

– А друг с другом предложения должны быть как-то связаны?

Учащиеся:

– Должны.

Учитель:

– Зачем нам нужно связывать предложения друг с другом?

Учащиеся:

– Чтобы получился текст.

Учитель:

– Верно. Давайте откроем учебники “Русская речь” на стр. 16, найдем упр.22. Какую из двух представленных в упражнении записей можно назвать текстом? Почему?

Учащийся:

– Вторую запись, т.к. в ней предложения связаны по смыслу и грамматически.

Учитель:

– Хорошо. Читаем теоретический материал на стр. 16.

Что такое текст?

Ученик отвечает на вопрос, используя полученные знания.

Учитель:

– Ребята, давайте мы эти теоретические знания покажем наглядно.

Учитель раздаёт 6 ученикам карточки с основными теоретическими понятиями, необходимыми для формулирования понятия “текст”.

Используется приём перепутанной логической цепочки.

Учащиеся выстраивают цепочку-определение термина “текст”. Карточки держат перед собой. Учащиеся класса ещё раз наглядно закрепляют изученное понятие.

Сильный ученик формулирует понятие “текст”, используя построенную учащимися схему.

4. Физкультурная минутка.

По традиции у нас в классе её проводят дежурные по классу. Дети отдыхают, выполняя несложные физические упражнения.

5. Закрепление изученного материала.

1) Работа с упр.26. Ученик зачитывает получившийся вариант текста.
2) Работа с упр. 24. Редактирование записи и превращение её в текст.

Начался листопад. Леса моросили дождём облетавшей листвы. Этот дождь шёл неделями. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву.

Ученик зачитывает правильный вариант текста.

Учитель:

– Как должны быть связаны предложения в тексте?

Ученик:

– Предложения в тексте должны быть связаны по смыслу и грамматически.

Учитель:

– При выполнении работы над упражнением мы эту связь соблюдали?

Учащиеся отвечают утвердительно.

Учитель:

– Как можно назвать получившееся у нас высказывание?

Учащиеся:

– У нас получился текст.

Учитель:

– А сейчас, ребята, мы составим свой собственный текст на осеннюю тему. В начале урока мы перенеслись мысленно в картинную галерею, вспомнили картины, на которых изображён осенний пейзаж. Обратите внимание на доску, на репродукции картин известных художников И.И.Шишкина, И.И.Левитана, И.С.Остроухова. Я надеюсь, эти репродукции вам помогут в создании собственных текстов. Мы узнали, что такое текст, каковы средства грамматической связи предложений в тексте. Все эти знания вы должны использовать, создавая свой собственный текст.

Начало текста у нас с вами есть (упр.27). Итак, пишем в тетради начало текста, данное в упражнении, и продолжаем работать, составляем своё продолжение.

Учащиеся работают под тихо звучащую музыку П.И.Чайковского.

Учитель подходит к детям, помогает им.

6. Итоги урока.

2-3 ученика читают свои тексты.

Сильный ученик делает вывод о том, что такое текст.

7. Оценки за урок.

Учитель аргументирует каждую поставленную оценку.

8. Домашнее задание.

Учащиеся переносят тексты с черновиков на специально сделанные к этому уроку заготовки – листочки разных деревьев из бумаги.

Из работ учащихся затем оформляется выставка в кабинете на специальном стенде.