Программа "Мир информатики" для учащихся 3–4-х классов

Разделы: Внеклассная работа


1. Пояснительная записка.

Данная программа кружковых занятий по информатике рассчитана на 144 часа, и носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек. Целесообразность начала изучения информатики в младших классах, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы, в-третьих, обучение учащихся работе на компьютере в начальной школе подготовит их к более успешному усвоению курса информатики в старших классах. Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями учащихся 10–11-и лет. Количество обучающихся 15–18 человек (две подгруппы). Сроки реализации программы: 2 года.

Основная цель курса: формирование информационной компетентности и развитие мышления младших школьников. Назначение курса – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.

Формы и методы обучения определены возрастом учащихся. При проведении занятий используются элементы игры, теоретическая работа чередуется с практической, а также используются интерактивные формы обучения.

Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.

Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа, конкурсы, выставки.

Программа реализуется на основе следующих принципов:

  1. Обучение в активной познавательной деятельности. Все темы учащиеся изучают на практике, выполняя различные творческие задания, “набивая руку” при работе с клавиатурой, общаясь в парах и группах друг с другом.
  2. Индивидуальное обучение. Обучение учащихся работе на компьютере дает возможность организовать деятельность учащихся с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объеме. Данный принцип реализован через организацию практикума по освоению навыков работы на компьютере.
  3. Принцип природосообразности . Основной вид деятельности младших школьников – игра, через нее дети познают окружающий мир, поэтому в занятия включены игровые элементы, способствующие успешному освоению курса.
  4. Преемственность. Программа курса построена так, что каждая последующая тема логически связана с предыдущей. Данный принцип учащимся помогает понять важность уже изученного материала и значимость каждого отдельного занятия.

Первый год обучения. (3-й класс)

Задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить учащихся с основными компонентами устройства компьютера и принципами работы в текстовом и графическом редакторах.
  2. Сформировать элементарные навыки работы в текстовом и графическом редакторах.
  3. Формировать умения управлять компьютерными играми.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес младших школьников.
  2. Развивать мышление учащихся

Воспитывающие:

  1. Воспитывать культуру общения между учащимися.
  2. Формировать культуру безопасного труда при работе за компьютером.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

По окончании 1-го года обучения дети

знают: понятие информация и информационные процессы; основные компоненты устройства компьютера; правила безопасной работы за компьютером; основные понятии и термины разделов текстовый и графический редакторы; виды компьютерных игр , правила и приемы управления компьютерными играми.

Умеют: включать и выключать компьютер; работать в текстовом и графическом редакторах; использовать возможности текстового и графического редакторов для создания творческих работ (открытки, визитки, рисунки)

Кроме того у учащихся создан познавательный интерес к предмету и сформированы представления о информатике. Полученные знания и умения учащимися способствуют развитию мышления и формированию информационной культуры младших школьников.

Проверка полученных знаний умений осуществляется через: беседы по темам; творческие задания; участие в конкурсах; тестирование

2. Учебно-тематический план (1год обучения )

Темы

Количество часов
Всего часов Теория Практика
Тема 1. Информация и информационные процессы (6 часов)
Понятие информации. Источник информации 2 1 1
Виды информации 2 1 1
Информационные процессы 2 1 1
Тема 2. Компьютер (12 часов)
Техника безопасности в компьютерном классе 2 1 1
Основные компоненты компьютера 2 1 1
Устройства ввода, вывода 2  1  1
Клавиатура. Процессор. Память 2 1 1
Практическая работа “Клавиатура” 2   2
Клавиатурный тренажер 2   2
Тема 5. Обработка текстовой и графической информации на компьютере (31 час)
Технология обработки текстовой информации. Текстовый редактор Word 2 2  
Назначение и основные возможности. 2   2
Практическая работа “Набор текста и форматирование 4   4
Оформление открыток, поздравлений 3   3
Оформление визиток 3   3
Конкурс сочинений 2   2
Технология обработки графической информации 2 2  
Графический редактор Раint 3  1 2
Создание и хранение изображений. 3   3
Практическая работа “Создание рисунков”. 5   5
Конкурс рисунков 2   2
Тема 4. Игровые (обучающие и развивающие) программы (23 часа)
Знакомство с понятиям: компьютерная игра. Виды игр. 1 1  
Правила и приемы компьютерной игры. 1 1  
Практическая работа: компьютерные игры (логические, развивающие, на сообразительность) 18   18
Итоговое занятие. Выставка работ учащихся. Итоговое тестирование 3   3
Итого 72 15 57

3. Содержание программы (1 год)

Тема 1. Информация и информационные процессы (6 часов).

Основные вопросы: понятие информации. Источники информации. Виды информации. Информационные процессы.

Требования к знаниям и умениям:

  • понятие информации, источники информации;
  • определять виды информации;
  • приводить примеры информационных процессов.

Тема 2 . Компьютер (12 часов).

Основные вопросы: основные компоненты компьютера. Техника безопасности в компьютерном классе. Клавиатура. Процессор. Память. Устройства ввода, вывода. Практическая работа “Клавиатура”. Клавиатурный тренажер.

Требования к знаниям и умениям:

  • понятие компьютера как информационной машины;
  • знать состав компьютера и назначение его основных устройств;
  • приводить области применения компьютера;
  • выбирать и загружать нужную программу.

Практическая работа. Клавиатурный тренажер.

Тема 3. Информационные и коммуникационные технологии (31 час).

Основные вопросы: технология обработки текстовой информации. Текстовый редактор. Назначение и основные возможности. Практическая работа “Набор текста и форматирование”. Технология обработки графической информации. Графический редактор Раint. Создание и хранение изображений. Практическая работа “Создание рисунков”.

Требования к знаниям и умениям:

  • работать в текстовом редакторе (выбор шрифта, набор текста, форматирование);
  • работать в графическом редакторе (создавать собственные рисунки, редактировать их и сохранять);

Практические работы: 1. Набор текста и форматирование. 2. Создание и редактирование рисунков.

Тема 4. Игровые (обучающие и развивающие) программы. (23 часа) Знакомство с понятиями: компьютерная игра, конструирование, сопоставление, множество. Приемы конструирования и сопоставления. Правила и приемы компьютерной игры.

Основные понятия: конструирование, сопоставление, множества, компьютерная игра.

Практическая работа: Компьютерные игры.

Методическое обеспечение программы.

Тема Формы занятий Дидактические материалы Формы контроля
1 . Компьютер Беседа, игра, практическая работа. Программа “клавиатурный тренажер”, Презентации по технике безопасности и устройству компьютера Кроссворд Перфокарты Тест
3. Информационные и коммуникационные технологии Беседа, игра, практическая работа, конкурсы СD: “ Уроки графики в стране вообразилии”

Обучающий тест

Программы текстового и графического редакторов, перфокарты

Конкурсы сочинений и рисунков, выставка работ

Защита проекта

Тест

4. Игровые (обучающие и развивающие) программы Компьютерные игры СD: “Развивающие игры для малышей”, “Логические игры и головоломки” Индивидуальные задания
5. Алгоритмы. Беседа

Практическая работа

Презентации

Программа “Кенгуренок”

Карточки с заданиями

Условия реализации программы:

– Наличие компьютерного класса на 10-12 мест

– Наличие мультимедиааппаратуры для демонстрации презентаций и обучения отдельным действиям.

– лицензионное программное обеспечение.

Полное содержание программы для 3–4-х классов и рабочую тетрадь для 3-го класса можно посмотреть в Приложении 1 и
Приложении 2.