1. Пояснительная записка.
Данная программа кружковых занятий по информатике рассчитана на 144 часа, и носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек. Целесообразность начала изучения информатики в младших классах, помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также следующими факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы, в-третьих, обучение учащихся работе на компьютере в начальной школе подготовит их к более успешному усвоению курса информатики в старших классах. Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями учащихся 10–11-и лет. Количество обучающихся 15–18 человек (две подгруппы). Сроки реализации программы: 2 года.
Основная цель курса: формирование информационной компетентности и развитие мышления младших школьников. Назначение курса – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться ими пользоваться в повседневной жизни.
Формы и методы обучения определены возрастом учащихся. При проведении занятий используются элементы игры, теоретическая работа чередуется с практической, а также используются интерактивные формы обучения.
Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.
Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа, конкурсы, выставки.
Программа реализуется на основе следующих принципов:
- Обучение в активной познавательной деятельности. Все темы учащиеся изучают на практике, выполняя различные творческие задания, “набивая руку” при работе с клавиатурой, общаясь в парах и группах друг с другом.
- Индивидуальное обучение. Обучение учащихся работе на компьютере дает возможность организовать деятельность учащихся с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объеме. Данный принцип реализован через организацию практикума по освоению навыков работы на компьютере.
- Принцип природосообразности . Основной вид деятельности младших школьников – игра, через нее дети познают окружающий мир, поэтому в занятия включены игровые элементы, способствующие успешному освоению курса.
- Преемственность. Программа курса построена так, что каждая последующая тема логически связана с предыдущей. Данный принцип учащимся помогает понять важность уже изученного материала и значимость каждого отдельного занятия.
Первый год обучения. (3-й класс)
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить учащихся с основными компонентами устройства компьютера и принципами работы в текстовом и графическом редакторах.
- Сформировать элементарные навыки работы в текстовом и графическом редакторах.
- Формировать умения управлять компьютерными играми.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес младших школьников.
- Развивать мышление учащихся
Воспитывающие:
- Воспитывать культуру общения между учащимися.
- Формировать культуру безопасного труда при работе за компьютером.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
По окончании 1-го года обучения дети
знают: понятие информация и информационные процессы; основные компоненты устройства компьютера; правила безопасной работы за компьютером; основные понятии и термины разделов текстовый и графический редакторы; виды компьютерных игр , правила и приемы управления компьютерными играми.
Умеют: включать и выключать компьютер; работать в текстовом и графическом редакторах; использовать возможности текстового и графического редакторов для создания творческих работ (открытки, визитки, рисунки)
Кроме того у учащихся создан познавательный интерес к предмету и сформированы представления о информатике. Полученные знания и умения учащимися способствуют развитию мышления и формированию информационной культуры младших школьников.
Проверка полученных знаний умений осуществляется через: беседы по темам; творческие задания; участие в конкурсах; тестирование
2. Учебно-тематический план (1год обучения )
Темы |
Количество часов | ||
Всего часов | Теория | Практика | |
Тема 1. Информация и информационные процессы (6 часов) | |||
Понятие информации. Источник информации | 2 | 1 | 1 |
Виды информации | 2 | 1 | 1 |
Информационные процессы | 2 | 1 | 1 |
Тема 2. Компьютер (12 часов) | |||
Техника безопасности в компьютерном классе | 2 | 1 | 1 |
Основные компоненты компьютера | 2 | 1 | 1 |
Устройства ввода, вывода | 2 | 1 | 1 |
Клавиатура. Процессор. Память | 2 | 1 | 1 |
Практическая работа “Клавиатура” | 2 | 2 | |
Клавиатурный тренажер | 2 | 2 | |
Тема 5. Обработка текстовой и графической информации на компьютере (31 час) | |||
Технология обработки текстовой информации. Текстовый редактор Word | 2 | 2 | |
Назначение и основные возможности. | 2 | 2 | |
Практическая работа “Набор текста и форматирование | 4 | 4 | |
Оформление открыток, поздравлений | 3 | 3 | |
Оформление визиток | 3 | 3 | |
Конкурс сочинений | 2 | 2 | |
Технология обработки графической информации | 2 | 2 | |
Графический редактор Раint | 3 | 1 | 2 |
Создание и хранение изображений. | 3 | 3 | |
Практическая работа “Создание рисунков”. | 5 | 5 | |
Конкурс рисунков | 2 | 2 | |
Тема 4. Игровые (обучающие и развивающие) программы (23 часа) | |||
Знакомство с понятиям: компьютерная игра. Виды игр. | 1 | 1 | |
Правила и приемы компьютерной игры. | 1 | 1 | |
Практическая работа: компьютерные игры (логические, развивающие, на сообразительность) | 18 | 18 | |
Итоговое занятие. Выставка работ учащихся. Итоговое тестирование | 3 | 3 | |
Итого | 72 | 15 | 57 |
3. Содержание программы (1 год)
Тема 1. Информация и информационные процессы (6 часов).
Основные вопросы:
понятие информации. Источники информации. Виды информации. Информационные процессы.Требования к знаниям и умениям:
- понятие информации, источники информации;
- определять виды информации;
- приводить примеры информационных процессов.
Тема 2 . Компьютер (12 часов).
Основные вопросы:
основные компоненты компьютера. Техника безопасности в компьютерном классе. Клавиатура. Процессор. Память. Устройства ввода, вывода. Практическая работа “Клавиатура”. Клавиатурный тренажер.Требования к знаниям и умениям:
- понятие компьютера как информационной машины;
- знать состав компьютера и назначение его основных устройств;
- приводить области применения компьютера;
- выбирать и загружать нужную программу.
Практическая работа.
Клавиатурный тренажер.Тема 3. Информационные и коммуникационные технологии (31 час).
Основные вопросы:
технология обработки текстовой информации. Текстовый редактор. Назначение и основные возможности. Практическая работа “Набор текста и форматирование”. Технология обработки графической информации. Графический редактор Раint. Создание и хранение изображений. Практическая работа “Создание рисунков”.Требования к знаниям и умениям:
- работать в текстовом редакторе (выбор шрифта, набор текста, форматирование);
- работать в графическом редакторе (создавать собственные рисунки, редактировать их и сохранять);
Практические работы:
1. Набор текста и форматирование. 2. Создание и редактирование рисунков.Тема 4. Игровые (обучающие и развивающие) программы. (23 часа) Знакомство с понятиями: компьютерная игра, конструирование, сопоставление, множество. Приемы конструирования и сопоставления. Правила и приемы компьютерной игры.
Основные понятия: конструирование, сопоставление, множества, компьютерная игра.
Практическая работа: Компьютерные игры.
Методическое обеспечение программы.
Тема | Формы занятий | Дидактические материалы | Формы контроля |
1 . Компьютер | Беседа, игра, практическая работа. | Программа “клавиатурный тренажер”, Презентации по технике безопасности и устройству компьютера Кроссворд Перфокарты | Тест |
3. Информационные и коммуникационные технологии | Беседа, игра, практическая работа, конкурсы | СD: “ Уроки графики в стране вообразилии” Обучающий тест Программы текстового и графического редакторов, перфокарты |
Конкурсы сочинений и рисунков, выставка
работ Защита проекта Тест |
4. Игровые (обучающие и развивающие) программы | Компьютерные игры | СD: “Развивающие игры для малышей”, “Логические игры и головоломки” | Индивидуальные задания |
5. Алгоритмы. | Беседа Практическая работа |
Презентации Программа “Кенгуренок” |
Карточки с заданиями |
Условия реализации программы:
– Наличие компьютерного класса на 10-12 мест
– Наличие мультимедиааппаратуры для демонстрации презентаций и обучения отдельным действиям.
– лицензионное программное обеспечение.
Полное содержание программы для 3–4-х классов и рабочую тетрадь для 3-го
класса можно посмотреть в Приложении 1 и
Приложении 2.