Цели урока:
- закрепить умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей;
- научить умножать и делить положительные и отрицательные числа;
- воспитывать умение работать в группах;
- развивать интерес к математике, умение мыслить; высказываться по теме.
Оборудование: карточки для устного счета, плакат с правилами знаков при умножении и делении, модели термометров.
Ход урока
Учитель: Сегодня мы с вами изучим новую тему. Но саму тему вы узнаете, когда справитесь с устным счетом. Что нужно на уроке математики? Правильно: внимание и наблюдательность. Первая группа заполняет таблицу 1, вторая группа – таблицу 2.
0,1 |
24 |
0 |
4,5 |
0,16 |
19 |
0,08 |
6,8 |
27 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 1
Е – 1,9*10
Ж – 0,2 *08
М – 2*12
О – 1,5*3
Е – 6*4,5
Н – 0,01*8
Н – 2,5*0
У – 0,5*0,2
И – 1,7*4
(Умножение)
0,5 |
0,2 |
6 |
0,08 |
25 |
0,6 |
25 |
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2
Д – 5:10
Л – 54:9
И – 0,42:0,7
Е – 1,8:9
Н – 125:5
Е – 8:100
Е – 100:4
(Деление)
Учитель: Ребята, вы, наверное, удивлены, зачем изучать нам умножение и деление, ведь мы с вами уже умеем умножать и делить. Вспомните, какую тему мы недавно прошли? Правильно положительные и отрицательные числа. Поэтому запишите тему урока. Посмотрите, что весит на доске? Правильно термометр для измерения температуры воздуха в течение дня.
Температура воздуха понижается каждый час на два градуса. Сейчас температура показывает ноль градусов. Какую температуру он покажет через 4 часа? Давайте покажем это изменение на термометре. Конечно, будет –8°. Обозначим понижение температуры – 2°, а время + 4 часа. Тогда запишите на доске, что (–2) * 4 = –8. А что будет, если множители поменять 4 * (–2)?
Ученики: 8 по переместительному закону умножения.
Учитель: Температура воздуха понижается каждый час на 2°. Какую температуру воздуха показывал термометр 3 часа назад? Покажите это изменение на термометре. Получилось 6°.
Обозначим понижение температуры – 2°, а прошедшее время – 3 часа. Тогда можно считать (–2) * (–3) = 6. Запишите это на доске.
Попробуйте сами вывести правила умножения положительного и отрицательного числа, двух отрицательных чисел. Ребята пытаются вывести это правило. Хорошо. Откройте учебник на с. 83 и прочитайте правила.
Запомните! При умножении положительных и отрицательных чисел надо:
- определить знак;
- найти произведение модулей.
Для того чтобы хорошо запомнить, посмотрите на эту таблицу (Правило знаков).
«+» * «+» = «+»
«–» * «+» = «–»
«+» * «–» = «–»
«–» * «–» = «+»
Работа в классе: № 372 (а, б, в), № 373 (а, б, в).
Учитель: Угадайте корень уравнения:
5 * х = 20;
(–6) * х = 42;
(–4) * х = –36;
8 * х = –48.
Запишите решение и сделайте проверку.
Теперь откройте с. 84 и проверьте: у вас получилось то же самое?
Правило деления чисел с одинаковыми знаками и с разными знаками.
Какой можно сделать вывод?
Ученики: Оно похоже на правила умножения положительных и отрицательных чисел.
Работа в классе: № 375 (а, б), № 376 (а, б).
После выполнения ученики меняются тетрадями со своим соседом. Учитель сообщает верные ответы, а ученики выставляют отметки друг другу.
Итог урока: Какую цель мы поставили в начале урока? Вы научились умножать положительные и отрицательные числа? Повторите правило с помощью знаков.
Домашнее задание: п. 12 – выучить правило, № 372 (до конца), № 376 (в, г).