Урок по теме "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • закрепить умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей;
  • научить умножать и делить положительные и отрицательные числа;
  • воспитывать умение работать в группах;
  • развивать интерес к математике, умение мыслить; высказываться по теме.

Оборудование: карточки для устного счета, плакат с правилами знаков при умножении и делении, модели термометров.

Ход урока

Учитель: Сегодня мы с вами изучим новую тему. Но саму тему вы узнаете, когда справитесь с устным счетом. Что нужно на уроке математики? Правильно: внимание и наблюдательность. Первая группа заполняет таблицу 1, вторая группа – таблицу 2.

0,1

24

0

4,5

0,16

19

0,08

6,8

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Е – 1,9*10

Ж – 0,2 *08

М – 2*12

О – 1,5*3

Е – 6*4,5

Н – 0,01*8

Н – 2,5*0

У – 0,5*0,2

И – 1,7*4

(Умножение)

0,5

0,2

6

0,08

25

0,6

25

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Д – 5:10

Л – 54:9

И – 0,42:0,7

Е – 1,8:9

Н – 125:5

Е – 8:100

Е – 100:4

(Деление)

Учитель: Ребята, вы, наверное, удивлены, зачем изучать нам умножение и деление, ведь мы с вами уже умеем умножать и делить. Вспомните, какую тему мы недавно прошли? Правильно положительные и отрицательные числа. Поэтому запишите тему урока. Посмотрите, что весит на доске? Правильно термометр для измерения температуры воздуха в течение дня.

Температура воздуха понижается каждый час на два градуса. Сейчас температура показывает ноль градусов. Какую температуру он покажет через 4 часа? Давайте покажем это изменение на термометре. Конечно, будет –8°. Обозначим понижение температуры – 2°, а время + 4 часа. Тогда запишите на доске, что (–2) * 4 = –8. А что будет, если множители поменять 4 * (–2)?

Ученики: 8 по переместительному закону умножения.

Учитель: Температура воздуха понижается каждый час на 2°. Какую температуру воздуха показывал термометр 3 часа назад? Покажите это изменение на термометре. Получилось 6°.

Обозначим понижение температуры – 2°, а прошедшее время – 3 часа. Тогда можно считать (–2) * (–3) = 6. Запишите это на доске.

Попробуйте сами вывести правила умножения положительного и отрицательного числа, двух отрицательных чисел. Ребята пытаются вывести это правило. Хорошо. Откройте учебник на с. 83 и прочитайте правила.

Запомните! При умножении положительных и отрицательных чисел надо:

  1. определить знак;
  2. найти произведение модулей.

Для того чтобы хорошо запомнить, посмотрите на эту таблицу (Правило знаков).

«+» * «+» = «+»

«–» * «+» = «–»

«+» * «–» = «–»

«–» * «–» = «+»

Работа в классе: № 372 (а, б, в), № 373 (а, б, в).

Учитель: Угадайте корень уравнения:

5 * х = 20;

(–6) * х = 42;

(–4) * х = –36;

8 * х = –48.

Запишите решение и сделайте проверку.

Теперь откройте с. 84 и проверьте: у вас получилось то же самое?

Правило деления чисел с одинаковыми знаками и с разными знаками.

Какой можно сделать вывод?

Ученики: Оно похоже на правила умножения положительных и отрицательных чисел.

Работа в классе: № 375 (а, б), № 376 (а, б).

После выполнения ученики меняются тетрадями со своим соседом. Учитель сообщает верные ответы, а ученики выставляют отметки друг другу.

Итог урока: Какую цель мы поставили в начале урока? Вы научились умножать положительные и отрицательные числа? Повторите правило с помощью знаков.

Домашнее задание: п. 12 – выучить правило, № 372 (до конца), № 376 (в, г).