Урок-путешествие по математике "Полет в космос" по теме "Письменный прием сложения вида 37+48 (2-й класс, по программе "Школа России")

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: познакомить с письменным приемом сложения.

Задачи:

  1. закреплять изученные приемы письменного сложения и вычитания;
  2. учиться анализировать задачи и самостоятельно решать их;
  3. развивать сообразительность, логическое мышление, внимание, память;
  4. расширять кругозор учащихся;
  5. воспитывать чувство взаимопомощи, развивать интерес к предмету.

Оборудование: звезды 3 цветов (красные, желтые, синие), планеты, ракета.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Вы хотели бы попасть в космос и совершить путешествие в космическое пространство?

– Какое у вас настроение?

(Ученики показывают карточки со звездами)

– Чтобы узнать на чем мы полетим, отгадайте загадку:

Чудо-птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд.

(К доске прикрепляется макет ракеты)

– Что нужно для путешествия в космос? (Ответы детей)

II. Устный счет.

1. Отработка вычислительных навыков.

– Для путешествия в космос надо не только быть сильным и выдержанным, но и надо быть готовым прийти на помощь другу.

– Прежде чем полететь в космос, нужно пройти цикл подготовки на земле. В чем он состоит?

– 1) Космонавт должен уметь прыгать с парашюта.

– Проведем соревнования “Чей ряд быстрее оденет парашют”. Побеждает ряд, который быстро и правильно решит примеры.

31 + 39 =
12 + 65 =
45 – 23 =
22 + 56 =
23 + 66 =
98 – 56 =
53 + 13 =
66 – 35 =
63 + 23 =
47 – 36 =
56 – 34 =
44 + 45 =
23 + 45 =
54 + 20 =
54 + 34 =
87 – 50 =

2. Сообщение исторических сведений.

– Каждый космонавт должен знать историю космоса. Кто первым из землян облетел нашу планету и благополучно вернулся на Землю?

(Портрет Ю. Гагарина)

– Когда это было? (12 апреля 1961 года)

III. Изучение нового материала.

 1. Активизация знаний учащихся.

– Следующие испытания – центрифуга. Будущие космонавты должны научиться выносить перегрузки на пределе человеческих возможностей.

Рассмотрим устный прием сложения 37 + 48.

37 + 48 = (30 + 7) + (40 + 8) = (30 + 40) + (7 + 8) = 70 + 15 = 85

– А сейчас запишем этот пример в столбик. Попытаемся раскрыть секрет записи.

– Что необычного вы заметили при решении? (при сложении единиц получили двузначное число)

– Как вы записали решение?

– Посмотрите на мою запись:

– Как вы думаете, что обозначает цифра 1 в этой записи? (При сложении единиц получилось двузначное число и десяток перешел в свой разряд)

– Давайте рассмотрим в наших бортовых учебниках на странице 10.

2. 3акрепление изученного.

И так! Внимание! Взлет!
И наша ракета помчалась вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой земли.

– Космос – это фантастика, неразгаданные тайны. Ведь наше путешествие необычное, фантастическое. С чем встретимся мы, земляне? Еще неизвестно. Главное в космосе – дисциплина и правильная посадка.

– В иллюминаторы нашего корабля видна планета. Эта планета ПРИМЕРОВ. Почему она так названа?

– Страница 10 № 1. (Решаем с объяснением у доски)

3. Работа над задачей.

– В иллюминаторы нашего корабля видна планета. Эта планета Туманности. Почему она так названа? Ее жители не могут справиться с задачей. Поможем жителям этой планеты.

№ 3.

– Прочитайте условие задачи.

– О чем говорится в задаче?

– Какие действия происходили с лодками?

– Составим краткую запись.

Стояли – ? 18 и 7
Ушли – 20
Осталось –?

– Запишите решение самостоятельно. (Один ученик работает у доски.)

  1. 18 + 7 = 25 (л.) – стояли
  2. 25 – 20 = 5 (л.) – осталось у пристани

4. Физкультминутка.

– Космонавты всегда занимаются спортом и делают зарядку. Даже в полете они находят время на спортивные упражнения. (Под музыку “Земля в иллюминаторе”)

VI. Работа над пройденным материалом.

1. Решение уравнений.

– На борт нашего корабля поступили какие-то странные зашифрованные сигналы. Телеграмму принимает радист.

– с. 10 № 5 (каждый ряд выполняет уравнение) – взаимопроверка.

2. Самостоятельная работа.

– Ребята, необходимо помочь одной планете. На этой планете воздух непригоден для дыхания, кругом масса мелкой пыли, на поверхности заметны полосы нефтяной пленки, в атмосфере тянутся дымовые “хвосты”. Что же случилось? На планете поселился космический пират. Он стал пиратом потому, что не умеет решать задачи. Помогите ему решите самостоятельно задачу.

– с. 10 № 4 (проверка)

V. Итог урока.

– Мы говорим на языке фантастики, но пытаемся решить проблемы, которые стоят перед нами сегодня. Жители планеты! Вы должны сохранить свою планету и, может быть, сделать ее еще прекраснее. Что для этого нужно сделать? Прочитайте слова первого космонавта: “Земля наша – голубая планета! И ее надо беречь!”

– Какое задание больше всего запомнилось?

– Что узнали для себя новое?

– Из полета возвратились. Мы на Землю приземлились.

VI. Рефлексия.

– С каким настроением мы вернулись? (Раскрашивание звезд)

Домашнее задание.

– с. 10 № 7, нарисовать карту нашего путешествия.