Практический материал по автоматизации звука "р"

Разделы: Работа с дошкольниками


Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями.

Речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослыми. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. Творческое их использование педагогами и родителями приведет не только к устранению речевых недостатков, но и гармоничному развитию ребенка.

Методика проведения занятий строится с учетом принципа постепенности перехода от легкого к трудному, от простого к сложному. Мы предлагаем практический речевой материал по автоматизации звука р, который подобран на основе дидактических принципов последовательности, постепенности перехода от легкого к трудному, сознательности усвоения материала, доступности.

Закрепление поставленного звука в словах сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыков звукослогового анализа и синтеза.

В период работы по автоматизации звуков в предложениях и связной речи большое внимание уделено развитию воображения. Сочинение чистоговорок, небылиц, самостоятельное придумывание заданий способствуют развитию творческой активности ребенка.

В работе обобщен как личный опыт работы с детьми дошкольного возраста по коррекции звукопроизношения и развитию речи, так и опыт других педагогов, изложенный в педагогической и коррекционной литературе.

Предложенная система карточек по автоматизации звука “р” способствует более эффективному процессу исправления нарушений звукопроизношения, обогащению словарного запаса, овладению грамматическими нормами родного языка, навыками языкового анализа и синтеза, а также по развитию связной речи. Представленный материал предназначен для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

Карточка № 1

1. Артикуляционная гимнастика.
2. “Мотор” – произнести длительно звук р.
3. Повтори слоги:

ра
ро
ру
ры
рак
рок
рук
рык
рап
роп
руп
рып 
рат
рот
рут
рыт
рав
ров
рув
рыв

4. Повтори слова:

рак
радио
радуга
радость
раковина 
рот
роза
Рома
робот
Родина   
ручка
русский
рысь
рынок
рыба

 5. Повтори предложения.

Рак у воды.
Радио на кухне.
Радуга на небе.
Роза у мамы.
Рома у окна.
Рынок у дома.
Робот у Вани.
Рысь у Кати.
Рыба у Пети.
Ручка у Вики.

Карточка № 2

1. Артикуляционная гимнастика.
2. Повтори слоги.

ра-ро
ро-ру
ру-ры
ры-ра
рак-рок
рок-рук
рук-рык
рык-рак
рам-ром
ром-рум
рум-рым
рым-рам

 3. Повтори слова.

работа
ракета
ракушка
рассказ
расческа
рука 
ручей
рукав
рубашка
рукавица
рыбак
рычаг
роса
родник
Россия

4. Повтори предложения.

Рысь роет ямку. Федя моет руки. На рынке много рыбы. У Вани ракета.

У Ромы на руке рана. Петя – рыбак. Рая видит рака. Папа идет на работу.

5. Изменяй предложения.

Я мою руки. Ты …Он…Она… Я поймаю рыбу. … Я найду рака. …

6. Учить: Ра-ра-ра, раки,раки-забияки.

Ра-ра-ра, радуга-дуга.

Карточка № 3.

1. Повтори слоги.

ара
аро
ару
ары
ора
оро
ору
оры  
ура
уро
уру
уры  
ыра
ыро
ыру
ыры

2. Повтори слова.

гора
нора 
дыра
баран
сарай
операция
перо
народ
пирог
сироп
сорока
ворона
оружие
Маруся
кенгуру
кукуруза
зарубка
нарыв

3. Повтори предложения.

У дома гора. У горы нора. На кофте дыра. У дома сарай.

У сарая баран. У Кати пирог. Тут Маруся. У Маруси ворона.

У Маруси кенгуру. У сороки перо. У Раи кукуруза. Сироп в банке.

4. Измени предложение.

Я ем пирог. Ты…он…она… Я ем кукурузу. …

Я найду нору. … Я найду ворону. …

5. Игра “Посчитай до 5”

1 пирог, 2…, 3…, 4…, 5…

1 баран, 2…, 3…, 4…, 5…

1 ворона, 2…,3…,4…,5…

6. Учить:

Ра-ра-ра – вот гора.

Ру-ру-ру – я иду на гору.

Ры-ры-ры – мы катаемся с горы.

Карточка № 4.

1. Повтори слоги.

кара
каро
кару
кары
мара
маро
мару
мары  
пара
паро
пару
пары
вара
варо
вару
вары

  2. Повтори слова.

фара
пещера
ураган
муравей
барабан
парашют
парус
поручение
карусель
подарок
паровоз
перышко
корыто
порыв
шары
дворы
топоры
 уроки

3. Повтори предложения.

Перо у вороны. Подарок у Веры. Барабан у Юры. Паровоз у Ромы.

Парашют у Киры. Шары у Мары. Коробка у Раи. Сарафан у Маруси.

Топоры в сарае. Муравей у норы. Пещера у горы. Карусель у дороги.

4. Измени предложение.

Я ем макароны. Ты … Он… Она… Я учу уроки. …

Я работаю на огороде. … Я еду в гараж. …

5. Игра “Посчитай до 5”

1 коробка, 2…, 3…, 4…, 5…

1 барабан, 2…, 3…, 4…, 5…

1 ураган , 2…, 3…, 4…, 5…

6. Учить:

Ары-ары-ары – парашют у Мары.

Ира-ира-ира – идет по дороге Кира.

Карточка № 5

1. Повтори слоги.

ра-ро-ру
ро-ру-ры
ру-ры-ра
ры-ра-ро
ара-ра
аро-ро
ару-ру
ары-ры

2. Повтори слова.

гараж
гитара
пирамида
корона
ворота
огород
воробей
макароны
карандаш
городок
старый
старая
старое
старые
серый
серая
серое
серые
дорогой
дорогая
дорогое
дорогие

3. Повтори предложения.

Ира собирает ракушки. Рома едет на пароходе. Корова подходит к воротам.

Серая ворона сидит в огороде. Веру ведут за руку. Маруся едет в гараж.

У Федора ракета и пирамидка. У Егора дорогой подарок.

4. Учить наизусть:

Этот робот заводной.
Робот машет нам рукой.
Робот топает ногой.
Он тогда такой смешной.

5. Игра”Назови ласково”

Дорога –…, подарок – …, пирамида –…, перо – …, сарафан –…, барабан –… .

6. Придумай предложение со словом: карандаши, ворота, пирамида, огород.

Карточка № 6

1. Повтори слоги.

ар
ор
ур
ыр
пар
пор
пур
пыр
тар
тор
тур
тыр
кар
кор
кур
кыр

2. Повтори слова.

пар
удар
загар
комар
повар
пожар 
хор
бор
забор
мотор
топор
спор

3. Повтори предложения.

Ар-ар-ар – мне купили шар. Ар-ар-ар – мы купили самовар. Ор-ор-ор – сел петух на забор.

Ор-ор-ор – растет на грядке помидор. Ор-ор-ор – нам моргает светофор.

4. Измени предложения .

Я несу топор. Ты …Он… Она … Я ем помидор. … Я найду мухомор. …

5. Учить:

Только выйдешь за забор,
Тут же входишь в темный бор.
А в бору, а в бору
Шишки, ягоды беру.

6. Пересказ: Тетя Вера работает поваром. Она готовит вкусный обед: рассольник, рыбу и макароны. Вот готов и пирог с творогом. Хорошая работа у тети Веры!

Карточка № 7.

1. Повтори слоги.

арпа
орпо
урпу
ырпы
арба
орбо
урбу
ырбы
арта
орто
урту
ырты 
арда
ордо
урду
ырды 
арва
орво
урву
ырвы

 2. Повтори слова.

арбуз
артист
картина
форма
корка
корзина
арфа
парта
карман
горка 
орден
георгин
марка
карта
фартук
норка
норма
тормоз

3. Повтори предложения.

На стене картина. На кофте карман. У Ромы новая форма. У Веры корзина.

В корзине арбуз. На стене карта. У Мары фартук. У дома горка.

В кабинете парта. У мышки корка. У Раи арфа. У Романа орден.

4. Измени предложение.

Я покупаю арбуз. Он …Она … Я несу картину. … Я беру форму. … Я иду на горку. …

5. Учить:

Есть у Ромы огород. В нем морковка растет.
И горох, и помидоры. Рома фермер будет скоро.

Карточка № 8

1. Повтори слоги.

ра-арпа
ро-орпо
ру-урпу
ры-ырпы  
ра-арпа
ро-орбо
ру-урбу
ры-ырбы
рпа-ра
рпо-ро
рпу-ру
рпы-ры

2. Повтори слова.

Бархат каркать гармонь март старт Марс барс карп горный

зоркий форточка спорт аккорд конверт дежурный ажурный

культурный мирный терка пятерка семерка сверток дергать

3. Измени предложения.

Я работаю поваром. …

Я рву ромашки. …

Я каркаю, как ворона. …

Я разведу руки в стороны. …

Я порву старый билет. …

4. Учить:

В яркой куртке мухомор гордо сел на косогор,
Нам не нужен мухомор, не пойдем на косогор.

Карточка № 9

1. Повтори слоги.

кра
кро
кру
кры
гра
гро
гру
гры
кра-гра
кро-гро
кру-гру
кры-гры

 2. Повтори слова.

кран краска крапива кровь

крошка круг кружка крупа

крыжовник град градусник

графин граната гром гроза

группа груша грузовик грызун

3. Измени предложения. Я продаю продукты. …Я брошу пружину. …Я грызу грушу. …Я боюсь грозы и грома. …Я играю на траве с игрушками. …

4. Учить:

Кроит из бархата портной
Роме куртку с бахромой.

Карточка № 10

1. Повтори слоги.

апра
опро
упру
ыпры
абра
обро
убру
ыбры  
акра
окпо
укру
ыкры
агра
огро
угру
ыгры

2. Повтори слова.

направо напротив оправа запрос запруда упругий обрыв собрание

кобра образ зебра доброта икра микроб вокруг сокровище

укрытый мокрый игра фотограф фотография сугроб огрызок огромный

награда окрошка покраска украшение

3. Повтори предложение.

Зимой вокруг дома много сугробов.

На фотографии крапива и крыжовник. Дети играют с подъемным краном. Пруд зарос травой. Роман чинит пружину. Воробей прыгает по дороге. Брат работает строителем.

У Артема черные брови. Рая обрызгивает розы водой.

4. Учить:

Храпит медведь в корнях ракиты.
К нему попробуй подойди ты.

Список литературы:

  1. БогомоловаА.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб.,1994.
  2. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. – СПб., 1999.
  3. Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми.– М., 2003.
  4. АлифановаЕ.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. – М., 1999.