Цели урока:
- на основании знаний учащихся о причинах возникновения религии выяснить общее и различие между язычеством и христианством на Руси, показать прогрессивное значение принятия христианства;
- способствовать формированию умений работать с дополнительным текстом: извлекать информацию, анализировать; обобщать полученный материал, самостоятельно делать выводы; формировать умение составлять схемы;
- воспитывать терпимость к другим взглядам, мнению, бережное отношение к памятникам культуры.
Инструментарий:
- карта “ Русь в 9 – 10 в.в.”
- картина “ Крещение Руси”.
- Сообщение “ Крещение киевлян Владимиром”.
- Карамзин Н.М. “ История государства Российского”.
- Схема “ Созданная человеком искусственная человеком природа – культура”.
- Информационные материалы диска по “Православной культуре”.
- видеозапись “Уроки нравственности” А Лиханова.)
Основные понятия: культура, религия, язычество, христианство, православие.
Методы и приемы:
- объяснение;
- рассказ;
- беседа;
- разбор схемы;
- диалог, работа в парах.
Ход урока
1. Мотивационная беседа.
Учитель: С древних времен религиозные верования людей были важной частью культуры. Русская культура развивалась на протяжении веков в русле христианской (православной) традиции.
2. Актуализация знаний.
Что такое культура и что она в себя включает?
Составьте схему.
Культура | |
Материальная | духовная |
Соотнесите: традиции, храмы, право, обычаи, книги, законы, религия, идеи, теории, иконы, картины.
Учащиеся составляют схему, добавляя свои понятия.
Учитель: именно культура помогает передавать из поколения в поколения опыт, знания, традиции, обычаи. А русская культура вся пронизана христианством, которое впитало в себя лучшие традиции древних славян.
3. Актуализация субъективного опыта учащихся.
Вопросы к классу:
– Какая религия была у славян в период родового строя?
– Какие особенности она имела?
(Ответы учащихся)
4. Изучение нового материала:
Вопросы к классу:
– Что вы знаете о христианстве?
– Откуда пришло христианство на Русь?
(ответы учащихся).
Сообщение темы урока.
Учитель: при рассмотрении данной темы, какие вопросы у вас возникают?
(совместная постановка целей урока).
4.1. Учащийся делает сообщение о крещении киевлян Владимиром.
(Использует карту, картину и мультимедийное приложение к уроку “Крещение Руси”. “Православная культура” В.Д. Скоробогатова, Н.Н. Рыжова, О.Н. Кобец. 2006 г. АНО “Инфофонд”).
4.2. – Прослушав сообщение ответы на вопросы:
– Почему Владимир один из первый принял крещение?
– Как приняла крещение знать?
– Как народ встречал веление новой религии?
– выполнение тестов.
4.3. Выслушав ответы учащихся, учитель предлагает прочитать отрывки Н.М. Карамзина о язычестве среди древних славян и о роли христианской религии принятая славянами в 988 году (отрывки на листах).
Текст №1
“Вера славян ужасала воображение могуществом разных богов, часто между собой несогласованных, которые играли жребием людей, и нередко увеселялись их кровию…..Славяне языческие, закоренелые в идолопоклонстве, с великою упорностию в течение многих столетий отвергали благодать Христову. Жрецы в присутствии и в глазах народа совершали обряды Веры на сих величественных алтарях; но в течение времени, желая еще сильней действовать на воображение людей, удаляться во тьму заповедных лесов и соорудили там жертвенники. По введении идолопоклонства надлежало укрыть обожаемые кумиры от дождя и снега….”
Задание : Почему язычество разъединяло людей, как оно влияло на сознание человека?
Текст №2
“Христианство, представляя в едином невидимом Боге создателя и правителя вселенной, нежного отца людей, снисходительного к их слабостям и награждающего добрых – здесь миром покоем совести, а там, за тьмою временной смерти, блаженством вечной жизни, – удовлетворяет всем главным потребностям души человеческой……. Люди и народы, чувствуя независимость и слабость свою, укрепляются…..мыслию силе Всевышнего, которая может спасти их от ударов рока, неотвратимых никакую мудрость человеческой, – хранить добрых и наказывать тайные злодейства. Сверх того, вера производит еще теснейшую связь между согражданами. Чтя одного Бога и служа ему единообразно, они сближаются сердцами и духом”
Задание: Как автор описывает роль религии в жизни любого общества?
(работа в парах).
4.4. Ученики делают выводы и записывают в тетрадь:
– Религия способ объяснения мира.
– Религия организует и упорядочивает отношение между людьми.
– Религия сближает людей.
Учитель: А какое значение имело христианство для Руси и как оно могло отразиться в сознании людей?
4.5. Учитель предлагает прослушать аудиозапись высказываний нескольких известных людей о значении христианства на Руси и ответить на вопросы:
(Можно использовать видеозапись “Уроки нравственности” А Лиханова.)
– Какая запись наиболее ярко выражает значение ? Почему?
– Что давало введение христианства на Руси?
– Какие православные праздники вы знаете, где присутствуют признаки язычества?
5. Закрепление нового материала.
5.1. Учащимся предлагается задание “ Продолжи предложение”
– Православие стало необходимо для русского народа потому что…..
– Выполнение тестов.
– Синквэйн “Православие”
6. Рефлексия.
6.1. Прием “ Паучок”.
Оцените по десятибалльной системе всю работу класса с трех позиций:
– Я (личный вклад в собственный труд)
– Мы (работа всего класса)
– Дело (степень новизны темы).
7. Домашнее задание: Написать мини эссе о роли православия в вашей семье.