Цель: учить читать тексты и понимать, развивать умение пересказывать, высказывать свою точку зрения, опираясь на свой читательский опыт, выделять главную мысль в тексте, ключевые слова; слышать ответы одноклассников, вести диалог с автором, использовать стратегию “Антиципация”, работать в паре.
Материал: текст Н.Н.Светловская “Памятник за подвиг”, таблица “Стратегия чтения “Антиципация”
1. Организационный момент
Ученики сидят за круглым столом, имея возможность видеть друг друга и работать в парах.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с интересным текстом, предлагаю использовать стратегию чтения “Антиципация”.
Ученики ставят цели урока:
- читать и понимать;
- использовать стратегию чтения;
- доказывать свою точку зрения;
- быть активными, внимательными;
- работать в парах и помогать друг другу;
- добиться поставленных целей.
На доске записана тема урока: Н.Н.Светловская “Памятник за подвиг”
Учитель: Сегодня мы с вами будем читать текст с таким названием. О чем может пойти речь? (Прогнозирование по названию)
Ответы учеников:
– текст о войне,
– о подвиге солдата, который ценой своей жизни спас других,
– в мирное время люди тоже совершают подвиги, за которые ставятся памятники.
Все ответы выслушиваются и принимаются.
Учитель: Подпишите свои таблицы, запишите в них автора и название текста.
Предтекстовая деятельность.
В таблице записана цитата из текста №1
“ В Швейцарских Альпах от малейшего толчка снежные громады с грохотом падают вниз, не щадя никого”
Учитель: Согласны ли вы с данным утверждением? Используя условные обозначения выразите свое мнение и обоснуйте.
Ученики соглашаются с данным утверждением, соглашаются полностью.
Обоснования:
– Я читал в энциклопедии про это явление в горах.
– Я была в Альпах с родителями и видела огромное количество снега в горах, на
дорогах, видела поваленные большие деревья – это мог быть такой же обвал.
Выслушиваются все ответы.
Учитель: Предлагаю прочесть отрывок №1 текста
“ В Швейцарских Альпах, на высоте более двух километров девять месяцев длится зима. Горные вьюги наметают огромные сугробы. От одного малейшего толчка снежные громады с грохотом падают вниз. Несущиеся лавины не щадят никого. Горе путнику, оказавшемуся в этот момент на месте обвала”
Ученики читают отрывок №1 и работают с таблицей, отмечая, изменилось ли мнение после чтения. Выписывают ключевые слова.
(Ученики выписали: высота 2км, 9 месяцев длится зима, огромные сугробы, от малейшего толчка, несущиеся лавины не щадят никого, горе путнику)
Обсуждение:
Мнение учеников не изменилось, но в таблицу выписаны важные опорные словосочетания.
Учитель: Переходим к утверждению №2
“Разыскивать пострадавших помогают сильные и рослые собаки породы сенбернар”
Обсуждение: Ученики соглашаются полностью и записывают свои мысли до чтения.
– Я читала в энциклопедии, что собаки разыскивают людей,
– Читал книги, в которых описывался такой факт.
Учитель: Предлагаю прочесть отрывок №2 текста
“После каждой бури местные жители обходят горы, разыскивая пострадавших. Им помогают сильные и рослые собаки породы сенбернар. Их назвали по имени здешнего монастыря. Они отличаются выносливостью и необычайным чутьем. Перед выходом на поиски четвероногим спасателям привязывают на шею пакет с продуктами, а на спину теплое одеяло”
После чтения ученики полностью соглашаются с автором.
Обсуждение: Ребята узнали, что после снежных бурь местные жители выходят разыскивать пострадавших. Помогают им необычные собаки, названные в честь монастыря Св. Бернара. Привязывают пакет с продуктами и одеяло (ученики прогнозируют для чего). Выделяют, чем отличаются эти собаки (выносливостью и необычайным чутьем)
Учитель: Предлагаю прочесть утверждение №3 и высказать свое мнение
“Упорно облизывая человека без сознания, собака вернула его к жизни”
Обсуждение:
– Я соглашусь, т.к. знаю, что у собак теплый и шершавый язык. Но собаке,
наверное, помогали люди.
– Я читал о такой способности собак.
Ученики читают отрывок №3 и высказывают свое мнение, обосновывают.
“После страшного обвала на поиски вышла собака по кличке Барри. Усердно работая передними и задними лапами, он добрался до человека, лежавшего без сознания. Барри упорно облизывал человека и согревал своим дыханием. Через несколько минут человек очнулся”
Ученики полностью соглашаются с автором.
Обсуждение:
– Я узнал, что собака по кличке Барри, усердно работая лапами, добралась до
человека без сознания и, согревая его своим дыханием вернула его к жизни.
– Барри упорно облизывал человека и согревал своим дыханием. Через несколько
минут человек очнулся
Ребята высказывают свое восхищение собакой. Ведь она спасла человека, до которого не смогли добраться люди.
Учитель: Переходим к утверждению №4 в таблице
“Барри похоронили в Париже, где и поставили ему памятник с надписью…”
Обсуждение: Ученики соглашаются с таким утверждением.
– Я видел в энциклопедии этот памятник! Очень жалко Барри.
– Я читал про Барри.
– Барри прожил долгую жизнь и ему поставили памятник за то, что он спасал людей
от гибели, возвращая им жизни.
– Такая собака заслуживает памятник, потому что она героическая.
– Барри действительно совершал подвиги, спасая людей от смерти, он заслуживает
памятник.
– Если бы не Барри, то погибло бы очень много людей.
Выслушиваются мнения всех учеников.
Ученики читают отрывок №4
“Испугавшись огромной собаки, человек вытащил револьвер и убил Барри. Весть о трагической гибели знаменитого сенбернара облетела весь мир. Барри похоронили в Париже, где и поставили памятник с надписью “Доблестный Барри спас сорок человек от гибели. Во время спасения сорок первого погиб”
Ученики отмечают в таблице: полностью согласен
Обсуждение:
– Я узнала, что, спасая человека, Барри пожертвовал жизнью (испугавшись,
человек выстрелил из револьвера)
– Испугавшись, человек убил Барри
– Барри похоронили в Париже
Все ученики выписали надпись на памятнике.
Учитель предлагает прочесть весь текст. Используя свои записи в таблице ученики в парах пересказывают текст друг другу.
По желанию ученики пересказывают всему классу.
Пересказ может быть подробным, либо сжатым.
Учитель: Оправдался ли ваш прогноз по названию текста?
Ученики: Нет (хотя многие читали о таких собаках)
– Предполагали, что памятники ставятся людям за подвиги, героям войны, героям мирной жизни.
Но на этом уроке узнали, что подвиг совершала собака. Барри спас очень много пострадавших после снежных обвалов в Альпах. Он погиб трагически. И, конечно же заслужил памятник и благодарность людей всего мира.
Итоги урока.
Учитель: Как вам сегодня работалось на уроке? Смогли ли вы добиться поставленных целей?
Ответы учеников:
– Познакомились с рассказом Н.Светловской “Памятник за подвиг”
– Работали с таблицей “Антиципация”
Высказывали свою точку зрения
– Соглашались или не соглашались с мнением автора
– Смогли в парах, опираясь на таблицу пересказать текст
– Очень хорошо запомнили текст и все смогли пересказать его.
Учитель: Спасибо за активность и внимание на уроке. Желаю вам читать и понимать, удивляться, делать открытия на каждом уроке. Усехов.
Текст к уроку чтения в 4-м классе
Н.Н.Светловская “Памятник за подвиг”
В Швейцарских Альпах, на высоте более двух километров девять месяцев длится зима. Горные вьюги наметают огромные сугробы. От малейшего толчка снежные громады с грохотом падают вниз. Несущиеся лавины не щадят никого. Горе путнику, оказавшемуся в этот момент на месте обвала.
После каждой бури местные жители обходят горы, разыскивая пострадавших. Им помогают сильные и рослые собаки породы сенбернар. Их назвали по имени здешнего монастыря. Они отличаются выносливостью и необычайным чутьем. Перед выходом на поиски четвероногим спасателям привязывают на шею пакет с продуктами, а на спину – теплое одеяло.
После страшного обвала на поиски вышла собака по кличке Барри. Усердно работая передними и задними лапами, он добрался до человека, лежавшего без сознания. Барри упорно облизывал человека и согревал своим дыханием. Через несколько минут человек очнулся.
Испугавшись огромной собаки, человек вытащил револьвер и убил Барри. Весть о трагической гибели знаменитого сенбернара облетела весь мир. Барри похоронили в Париже, где поставили ему памятник с надписью “Доблестный Барри спас сорок человек от гибели. Во время спасения сорок первого – погиб.