Деловая игра "«Я – бухгалтер», «Я – аудитор»"

Разделы: Внеклассная работа


Учебная деловая игра “Я – бухгалтер”, “Я – аудитор” является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны этой деятельности как целого.

Деловая игра “Я – бухгалтер”, “Я – аудитор” представляет собой управленческую имитационную игру, в ходе которой участники, имитируя деятельность того или иного служебного лица, на основе анализа данной ситуации принимают решения. В ней воспроизводятся наиболее типичные профессиональные ситуации в сжатом виде. Она направлена на развитие у студентов умений анализировать конкретные практические ситуации и принимать решения. Это в определенной мере репетиция производственной или общественной деятельности. Во время игры развивается творческое мышление (способность поставить проблему, оценить ситуацию, выдвинуть возможные варианты разрешения и, проанализировать эффективность каждого, выбрать наиболее оптимальный вариант) и профессиональные умения специалиста, деятельность которого, в конечном счете сводится к принятию решения.

Основная цель деловой игры “Я – бухгалтер”, “Я – аудитор” – научить участников ориентироваться в различных ситуациях, учитывать возможности и состояние других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы.

Деловая игра проводится, по специальным дисциплинам “Бухгалтерский учет” и “Аудит” и носит межпредметный характер с дисциплинами: “Налоги”, “Налоговый учет”, “Анализ финансово – хозяйственной деятельности”. В игре в течении небольшого отрезка времени концентрируется решение нескольких типовых производственных задач по бухгалтерскому учету и аудиту.

Деловая игра “Я – бухгалтер”, “Я – аудитор”, является дидактической (обучающей) игрой, ее обязательными элементами и условиями служат:

1. Дидактическая задача:

1.1 Самостоятельное формирование студентами процесса обучения как объекта учебной деятельности;

1.2 Самостоятельное формирование студентами смыслов процесса обучения;

1.3 Формирование непосредственно профессиональных навыков и умений;

2. Учебно-производственная игровая задача, связанная с ролью, которую выполняет студент:

2.1 Отражение сумм на счетах бухгалтерского учета;

2.1 Расчет сумм хозяйственных операций;

2.3 Заполнение учетных регистров;

2.4 Проверка правильности составления бухгалтерских записей;

2.5 Проверка правильности расчета сумм;

2.6 Проверка правильности заполнения учетных регистров;

2.7 Составление по выявленным ошибкам аудиторского отчета;

2.8 Составление общего аудиторского заключения.

3. Наличие ролей. Каждый студент принимает на себя согласно условиям игры роль, соответствующую той должности, которую ему предстоит выполнять в трудовой деятельности:

3.1 Бухгалтер отдела внеоборотных активов и фондов;

3.2 Бухгалтер материально – производственного отдела;

3.3 Бухгалтер отдела заработной платы;

3.4 Бухгалтер расчетного отдела;

3.5 Заместитель главного бухгалтера;

3.6 Главный бухгалтер;

3.7 Аудитор;

3.8 Старший аудитор

4. Различие ролевых целей. Каждая роль наделена определенными обязанностями, не совпадающие с другими;

5. Игровая ситуация. На первом этапе игры студенты выполняют роль бухгалтера, а на втором этапе выполняют аудиторскую проверку;

6. Правила игры. На всех этапах участвуют одни и те же студенты. За ошибки при выполнении задания начисляются штрафные баллы;

7. Коллективный характер игры;

8. Состязательность в игре, которая достигается групповой оценки деятельности участников игры.

По завершении двух этапов игры проводится третий этап, на котором дается общий процент за оба этапа и объявляется “Лучший бухгалтер” и “Лучший аудитор”.

Разработка деловой игры

Приступая к систематической научно – методической работе, к исследованию наиболее актуальных, по мнению преподавателя, проблем, рассматривая их с разных позиций и с разным уровнем проработки, преподаватель накапливает богатый и разносторонний материал, что значительно обогащает его педагогический опыт, усовершенствует профессиональное мастерство, и, следовательно, – повышает качество обучения. Деловая игра – одна из наиболее сложных форм производственных задач и требует больших усилий от разработчиков, поэтому нецелесообразно использовать ее в учебном процессе один раз. Нужно, чтобы игра была описана. К сожалению, можно привести немало примеров работы опытных преподавателей, которые достигли высоких педагогических результатов и не смогли обосновать и описать систему своей работы. Деловая игра ““Я – бухгалтер”, “Я – аудитор” включает в себя: сценарий, методические указания к применению, адресованные преподавателю, и материальное обеспечение (банк данных, который необходимо научить будущего специалиста). С этой целью, анализируют его предстоящую профессиональную деятельность.

После того как учебная задача выбрана, начинают разрабатывать сценарий:

  1. Определяют исходные данные игры;
  2. Уточняют игровые задачи: что конкретно должны сделать студенты в игре, какие производственные задачи решают играющие, исходя из учебных задач и имеющихся данных;
  3. В связи с игровыми задачами уточняют роли, разрабатывают роли, разрабатывают должностные обязанности каждого участника данной игры. При уточнении проверяют все ли роли наделены должностными обязанностями как игровыми действиями, каков будет вклад каждого играющего, не получится ли, что играющий окажется без действия;
  4. Ограничивают деятельность. Устанавливают: что нельзя делать по ходу игры; что не входит в круг обязанностей каждого играющего. Входят также правила – санкции – штрафы за допускаемые в игре ошибки, нарушения; показатели, по которым присуждается победа (быстрота, правильность решений, минимум ошибок);
  5. Проверяют педагогическую эффективность игры подсчитывают примерные затраты времени, чему научится каждый играющий;
  6. Подбирают варианты исходных данных;
  7. Оформляют игру. Описание игры включает методические указания к ее проведению, материальное обеспечение, сценарий и правила игры.

Проведение деловой игры

Занятие, на котором проводится деловая игра, состоящая, как правило, из следующих основных частей:

  1. Инструктажа преподавателя о проведении игры (цель, содержание, конечный результат, указания к проведению, формирование игровых коллективов и распределение ролей);
  2. Изучения участниками игры документации, определяющей ее содержание и ход (сценарий, правил, игры, дидактические материалы к ней);
  3. Собственно игры (изучение ситуации, обслуживание и принятие решений, достижение поставленной цели, оформление материалов игры);
  4. Публичной “защиты” предполагаемых решений на “техсовете”, “производственном совещании” т.п.
  5. Определение победителей игры;
  6. Подведение итогов к анализу игры преподавателям (анализ и оценка достигнутых результатов, анализ действий и активности участников, ошибок допущенных в игре и их причин) выставление оценок.

Описание игры

Методические указания к проведению игры адресованы преподавателю

Деловая игра состоит из трех игровых этапов:.

I. “Я – бухгалтер”.

II. “Я – аудитор”.

III. Подведение итогов

1. Определение исходных данных

Деловая игра “Я – бухгалтер”, “Я – аудитор” разработаны для специальности 08011 “Экономика и бухгалтерский учет в деревообрабатывающей отрасли”. Студенты готовятся стать бухгалтерами; их основная функция – ведение хозяйственного учета и заполнение учетных регистров, а так же дать оценку правильности ведения бухгалтерского учета. Именно этим трудовым функциям и соответствует игра “Я – бухгалтер”, “Я – аудитор”, в ходе которой у студентов формируются умения работать с первичной бухгалтерской документацией, отражать хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета, составление аудиторских отчетов и общего аудиторского заключения финансово-хозяйственной деятельности по итогам работы.

Игра межпредметная: в процессе ее студентам необходимо знать по бухгалтерскому учету, аудиту, налогам.

2. Задачи деловой игры “Я – бухгалтер”, “Я – аудитор”

2.1 Игровые задачи

Игровая задача состоит в том, что бы, выполнить, свою профессиональную роль – ведение хозяйственного учета и подготовка аудиторского заключения.

2.2 Учебные задачи

Каждый студентов получает комплект задания для ведения хозяйственного учета и составления аудиторского отчета.

В ходе выполнения этих задач студент должен:

на I этапе

  • Составить бухгалтерские записи;
  • Рассчитать суммы хозяйственных операций;
  • Заполнить учетные регистры

на II этапе “Я – аудитор”:

  • Проверить правильность составления бухгалтерских записей;
  • Проверить правильность расчета сумм;
  • Проверить правильность заполнения учетных регистров;
  • Составить по выявленным ошибкам аудиторский отчет;
  • Составить общее аудиторское заключение

3. Роль студентов и должностные обязанности каждого участника

Студенты выполняют роли: на I этапе “бухгалтера” по отделам:

  • Внеоборотные активы и фонды;
  • Материально-производственный;
  • Заработная плата;
  • Расчетный;
  • Заместитель главного бухгалтера;
  • Главный бухгалтер.

На II этапе – аудиторов и старшего аудитора. Данные роли вполне соответствуют их предстоящей трудовой деятельности.

4. Этапы проведения игры

Деловая игра проводится в течении 3-х дней:

1-й день – I этап “Я – бухгалтер”

2-й день – II этап “Я – аудитор”

3-й день – III этап – общий результат игры

5. Участники игры

Участники игры: студенты двух групп III курса по специальности 080011.

6. Правила игры

I этап. “Я – бухгалтер”, “бухгалтера” распределяются по отделам, на каждый отдел по 1 человеку, всего 6 отделов. Каждому “бухгалтеру” отдела выдается индивидуальное задание. По всем возникшим вопросам “бухгалтер” может обратиться за консультацией к “главному бухгалтеру”. “Бухгалтер” должен проставить корреспонденции, рассчитать суммы, заполнить регистры синтетического учета.

Каждый “бухгалтер” отдела ведет учет по соответствующим счетам и заполняет журналы-ордеры:

Отделы Счета Журналы-ордера
1 2 3
  1. Внеоборотные активы и фонды
  2. Материально-производственный
  3. Заработная плата
  4. Расчетный
  5. Заместитель главного бухгалтера
  6. Главный бухгалтер
01,02,04,05,80,82,83,
10, 20, 25, 26
70
60,73,76
43,62,90,99,84
50,51,66,71
10, 13,12
10
Расчетно-платежная ведомость, 10
06, 08
11, 12, 15
01,02,04, 07

За допущенные ошибки играющий получает замечания, которые будут учитываться при выставлении процента. Время для выполнения I этапа – 90 мин. Выполненное задание преподаватель проверяет и делает для себя замечания по допущенным ошибкам.

II этап. “Я – аудитор” студенты образуют аудиторскую группу из 6 человек возглавляемую старшим аудитором. На данном этапе группам выдается задание, которое представляет собой результат бухгалтерской деятельности группы противника I этапа “Я – бухгалтер”. В течение 35 мин. “аудиторы” по отделам оставляют аудиторский отчет по выявленным ошибкам ведения хозяйственного учета. На основании аудиторских отчетов “старший аудитор” дает аудиторское заключение.

Время для выполнения II этапа 55 мин. Аудиторские отчеты преподаватель проверяет и делает замечания по не выявленным ошибкам, которые будут учитываться при выставлении процента.

III этап. Общий результат игры. Лучшими считается та группа, которая допустила наименьшее число ошибок при составлении корреспонденции, расчете сумм, заполнении документации выявила все допущенные ошибки и выдала объективное мнение.

Всем участникам игры выражается благодарность за участие.

Сценарий игры, адресованный студентам

Деловая игра разделена на III этапа. Каждый этап проводится в отдельные дни. Первые два этапа игровые, третий – подведение итогов. Замены участников игры не разрешаются на протяжении всех трех этапов. Победителями будет считаться та группа, которая на протяжении II-х этапов наберет наибольшее число процентов.

1-й день – “Я – бухгалтер”

Каждый участник должен выбрать себе отдел:

  • Внеоборотные активы и фонды;
  • Материально-производственный;
  • Заработная плата;
  • Расчетный;
  • Заместитель главного бухгалтера;
  • Главный бухгалтер.

По каждому отделу “бухгалтеру” выдаются: остатки по счетам на начало отчетного периода, их расшифровка; журнал регистрации хозяйственных операций за отчетный период и учетные регистры синтетического учета.

Задача каждого бухгалтера:

  • Отразить суммы на счетах бухгалтерского учета;
  • Выполнить необходимые расчеты;
  • Заполнить документацию.

Во время игры бухгалтер может обращаться за консультацией по возникшим вопросам к главному бухгалтеру, бухгалтеров из других отделов отвлекать не разрешается.

Время на выполнение задания 90 мин.

По окончании времени, задания сдаются преподавателю для проверки. Допущенные ошибки будут влиять на общий результат игры. Каждый отдел оценивается по рейтинговой системе.

2-й день – “Я – аудитор”

Участники игры представляют собой аудиторскую группу, возглавляемую старшим аудитором. Каждому аудитору выдается результат финансово-хозяйственной деятельности организации соперника за период I-го этапа работы “Я– бухгалтер”. Аудитор должен в своих рабочих документах составить аудиторский отчет, где он должен отразить выявленные нарушения. При проведении аудита каждый аудитор делает проверку только одного отдела. Отдел для проверки аудитору назначает старший аудитор.

Отделы:

  • Внеоборотные активы и фонды;
  • Материально-производственный;
  • Заработная плата;
  • Расчетный;
  • Заместитель главного бухгалтера;
  • Главный бухгалтер.

Во время игры аудитор за консультацией может обращаться к старшему аудитору по возникшим вопросам, других членов аудиторской группы отвлекать не разрешается.

Время для составления аудиторских отчетов – 35 мин.

Задача каждого аудитора:

  • Проверить правильность отражения сумм на счетах бухгалтерского учета;
  • Проверить правильность расчета сумм;
  • Проверить правильность заполнения документации

По истечении времени аудиторы свои аудиторские отчеты сдают старшему аудитору. Старший аудитор в течении 10 мин. Должен выбрать форму аудиторское заключение и выделить существенные нарушения. По истечении времени старший аудитор зачитывает свое заключение.

Аудиторские отчеты и заключение сдается преподавателю для проверки. Допущенные ошибки будут влиять на общий результат игры. Каждый аудиторский отчет оценивается по рейтинговой системе, аудиторское заключение, также по рейтинговой системе.

3-й день – III этап подведение итогов

На основании результатов работы по двум этапам “Я – бухгалтер”, “Я – аудитор” победителем является группа набравшая наибольший процент.

Каждому участнику игры выражается благодарность за участие в деловой игре “Я – бухгалтер”, “Я – аудитор”

Дается общий анализ игры и анализ работы каждого участника в отдельности.