Цели урока:
- совершенствовать знания учащихся о написании суффикса -ок-,
- развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать,
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.
Ход урока
1. Организационный момент
Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать,
Нужно серьезно все изучать.
2. Словарная работа (Приложение 1, слайд 5 ,6 )
.птека, б.седа, б.л.то, дев.чка, з.бота, з.вод, м.рковь, к.л.ндарь, к.стрюля, .г.род, р.кета, тр.мвай, ш.к.лад, ш.фер.
3. Изучение нового материала.
Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок
Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?
Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.
4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы.
башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7, проверка)
5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2
№1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-.
человеч_____ щелч________ горош_______ прыж_______ |
ящич_____ кореш_____ пирож_____ старич_____ |
сапож______ вечероч_____ ножич_______ быч_________ |
6. Работа в парах.
Составь и запиши десять слов, используя суффиксы -ек-, -ок-.
сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.
Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса -ек-.
Вывод делают учащиеся: в суффиксе -ок- произошло чередование к/ч.
7. Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Зарядка для глаз.
Посмотрите вдаль в окно , закройте глаза , вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.
8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.
Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.
Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:
снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.
(Приложение 1. Слайд 8. Проверка)
снег снежок снежочек |
вечер вечерок вечерочек |
свист свисток свисточек |
голубь голубок голубочек |
сад садик садочек |
звон звонок звоночек |
шаг шажок шажочек |
9. Самостоятельная работа.
Закрепление правописания слов с суффиксами –ек-, -ик-, -ок-. Работа в тетради “ Пишем грамотно” № 2, с. 4
букетики – букетик снежки – снеж____ кабачки – кабач____ совочки – совоч____ кирпичики – кирпич_________ |
дождички– дождич_______ рожки – рож_____________ сыночки – сыноч_________ мячики – мяч_____________ блинчики – блиноч________ |
10. Дифференцированная работа на доске и в тетрадях.
Запись слов под диктовку в два столбика: в первый– слова с ь на конце после шипящих, во второй– слова без ь.
Диктуемые слова: пейзаж, чертеж, помощь, речь, ландыш, вещь, лещ, сторож, глушь, товарищ, шалаш, ночь, полночь, дочь, карандаш.
11. Проверка (Приложение 1 , слайд № 9 ).
речь помощь вещь глушь ночь полночь дочь |
пейзаж чертеж ландыш лещ сторож товарищ шалаш карандаш |
12. Домашнее задание : с. 22 № 6, правило с. 20.
Записать слова в два столбика в зависимости от места орфограммы.
Шепот, паучок, черный, щелка, жучок, шорты, бычок, шов, шорох, шажок, пчелы, капюшон.