Открытое внеклассное мероприятие в 5-м классе "Секреты здорового питания"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Цель: закрепить у детей знания о законах здорового питания; убедить их в необходимости и важности соблюдения режима питания; учить детей выбирать самые полезные продукты для здорового, рационального питания.

Оборудование: плакат Пирамида питания, плакат Здоровое питание, рисунки фруктов, листы бумаги, карандаши, презентация (Приложение).

Ход занятия

1. Мотивация и актуализация знаний. Слайд 1

Ученик:

Приветствуем всех, кто время нашел
И в школу на праздник здоровья пришел.
Зима улыбается пусть нам в окно,
Но в классе у нас уютно и светло.

Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь.
И набираем, естественно, вес.
Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,
Нам спорт с физкультурой, как воздух нужны.

А с ними порядок, уют, чистота.
Эстетика. В общем, сама красота.
Здоровье свое бережем с малых лет,
Оно нас избавит от болей и бед.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Я рада видеть вас на нашем классном часе, посвященному здоровому питанию. Каждому из нас дана только одна удивительная возможность прожить свою жизнь на планете Земля. А как прожить свою жизнь, каждый человек решает по-своему. Слайд 2,3

– Что самое ценное в жизни человека? (Здоровье) Слайд 4

Здоровье было и остается самой важной частью человеческой жизни. Пример этому – русские богатыри и красавицы, описанные в сказках. Слайд 5

2. Беседа о кулинарии Древней Руси.

– Как вы думаете, чем питались богатыри, чтобы быть сильными, а девушки – красивыми, с длинными густыми косами, чистым румяным лицом и ясными глазами?

– В русских народных сказках, пословицах, поговорках часто упоминаются названия продуктов, встречающихся на столе. Послушайте отрывки из нескольких сказок, назовите их, а потом мы назовем продукты из этих произведений: Слайд 6

  • “Увидел Емеля в проруби щуку, изловчился и ухватил щуку в руку. – Вот уха будет сладка!” (“По щучьему веленью”).
  • “Наварила каши, размазала по тарелке, потчует журавля... (“Лиса и журавль”)
  • “Печь затопит, все заготовит, закупит, Яичко испечет да сам и облупит”. (“Сказка о попе и о работнике его Балде”).
  • “–Поешь моего простого киселька с молочком! –У моего батюшки и сливочки не едятся...” (“Гуси-лебеди”).
  • “Я, Колобок, Колобок, на сметане мешен да в масле жарен...” (“Колобок”).
  • “И я там был, мед-пиво пил...” (Концовка многих сказок).

– Какие же продукты упоминаются в этих отрывках?

– Что такое уха? Рыбный суп.

 – Что такое мед-пиво? Хмельной напиток, изготовленный из сваренного меда.
Что такое колобок?

– Колобки – небольшие круглые хлебцы или толстые лепешки. Их обычно пекли из остатков муки от пирогов или хлебов. Поэтому бабка и мела “по сусекам”, чтобы намести остатки муки.

– По праздникам пекли пироги с различными начинками: с рыбой, курицей, говядиной, капустой, грибами, ягодами. Вспомните русскую пословицу: “Не красна изба углами, а красна пирогами”. Как вы понимаете ее смысл?

– Какого рода была пища? Откуда она приходила? С огорода, сада, поля, леса.

– Как же проходил прием пищи (трапеза)?

– Во время приема пищи в прошлые времена сидели чинно. За столом не разговаривали. Во время обеда вставать было нельзя, даже если вошел старший по возрасту или почетный гость. Ему кланялись, сидя за столом, и продолжали есть не спеша.

3. Беседа по режиму питания. Слайд 7

– Для поддержания здоровья школьнику необходимо соблюдать режим питания и использовать для приготовления блюд продукты, богатые пищевыми веществами, витаминами и минеральными веществами.

Доктор Здоровая Пища советует: чтобы правильно питаться, нужно два условия: умеренность и разнообразие. Что значит умеренность?

– Древним людям принадлежат мудрые слова: “Мы едим для того, чтобы жить, а не живем, для того, чтобы есть”. Слайд 8

Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переваривать. Что значит разнообразие?

Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, яйца, мясо, орехи). А третьи – фрукты и овощи (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы), содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться.

– Посмотрите на пирамиду питания. Слайд 9

Это пищевая пирамида направлена на демонстрацию здорового и сбалансированного питания.

Хотите выстроить ее для себя? Нет проблем.

Для начала вам потребуется на листе бумаги изобразить равнобедренный треугольник, который является основой для построения этой пирамиды. Вся конструкция держится на основании, которое представляет собой самый большой кирпич.

На него следует “уложить” два кирпича меньшим размером, и т.д., увенчать пирамиду следует одним небольшим треугольником.

Вы спросите, что означают эти шесть неравных кирпичика? Об этом мы сейчас и поговорим.

Самый большой кирпич представляет собой зерновой сектор. Если вы заблуждаетесь по поводу того, что основным источником витаминов являются овощи и фрукты, то мы постараемся вас переубедить.

Это цельнозерновые продукты, которые и составляют основание пищевой пирамиды, они не содержат в себе “пустые” углеводы, такие как белый хлеб, сдоба, торты.

А вот овощи и фрукты расположились на основании нашего сооружения, и представляют собой две отдельные группы, то есть второй и третий кирпичики. Важно включать в свой рацион овощи и фрукты ярко-желтых, оранжевых и красных цветов.

Именно в них содержится водорастворимый бета-каротин, который является предшественником витамина А.

Четвертым является мясной кирпич, это означает, что в вашем меню обязательно должны присутствовать нежирные сорта мяса, птица, рыба, творог. Если вы не располагаете достаточным количеством времени для приготовления свежей рыбы, ее можно заменить консервированной, это может быть тунец или лосось в собственном соку.

Пятый кирпич является молочным, кисломолочные продукты помогут поддержать иммунитет.

В них содержатся живые бактерии необходимые для профилактики развития дисбактериоза кишечника, это бифидо– и лактобактерии.

А вот потребление продуктов, содержащих много животных жиров, которые являются источником скрытого жира, такие как сыры, сметана, мороженое, майонез, жирные соусы, старайтесь ограничивать.

Шестой кирпичик считается жиросодержащим, но ни в коей мере не жирным.
В этот сектор входят жиросодержащие продукты, к которым относятся орехи, животные и растительные масла, последние являются источником полиненасыщенных жирных кислот, которые очень полезны для сердца.

В эту же группу входит и сливочное масло, но его потребление должно быть ограниченным.

Следует также помнить о том, что все перечисленные элементы пирамиды должны составлять ваш ежедневный пищевой рацион.

4. Загадки и пословицы о фруктах и овощах. Слайд 10

Объясните, как вы понимаете пословицу: “Овощи – кладовая здоровья”. Вспомните загадки об овощах и фруктах.

Капуста

Как надела сто рубах –
Захрустела на зубах.

Лук

Сидит дед – в шубу одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.

Морковь

Красная девица
Сидит в темнице,
А коса – на улице.

Красный хвост в землю врос, а зеленый хвост снаружи.

Огурец

Без окон, без дверей
Полна горница людей.

Зеленый теленочек
Привязан веревочкой,
Лежит на боку и зреет, толстеет.

Редис

Щеки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена –
Вся на солнышке она.

Тыква

Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Велика, тяжела,
Голова велика,
Золотая голова
Только шея тонка.

5. Беседа о современных кухонных приспособлениях.

– Какие волшебные предметы быстро накрывали стол разнообразными, вкусными и полезными яствами? В сказках встречается образ скатерти-самобранки, которая быстро приготовит множество вкусных блюд. Хотели бы вы иметь скатерть-самобранку? У нас тоже есть помощники – это современные кухонные приборы, которые помогают нам вкусно и быстро готовить полезные блюда. Слайд 11

– Какое кухонное оборудование вам известно? Что можно приготовить с его помощью? Слайд 12,13

На карточках быстро и правильно найдите название блюда и кухонного оборудования, с помощью которого оно готовиться.

Например: терка – салат, мясорубка – котлеты, плита – суп, чайник – чай, кофемолка – кофе, тестомешалка – блины, тостер – бутерброды, духовка – ватрушки, миксер – крем, хлебопечь – хлеб, тесто, пароварка …

6. Игра “Угадайка”

Какой продукт является самым ценным для детей? (Молоко)

– А знаете ли вы, какие продукты можно сделать из молока?

Давайте поиграем: назовите молочные продукты, ваш друг – другой молочный продукт и т. д. Название одного и того же продукта нельзя дважды повторять. Выиграет тот, кто вспомнит больше названий молочных продуктов.

А вспомнить некоторые продукты, приготовления из молока, вам поможет текст на доске: Слайд 14

Если молоко оставить на сутки в теплом месте, оно прокиснет и образуется – ...

Если прокисшее молоко слегка подогреть, из него выделится плотный сгусток белого цвета – ...

Если молоко поставить в горячую духовку и подержать там часа два, то получится – ...

Если в горячую духовку поставить прокисшее молоко, то получится – …

6. Проведение опыта. (Дать задание на дом, если нет возможности выполнить в классе)

– Дома вы должны были провести опыт на определение жирности пищи?

Взять небольшие порции разных продуктов: кусочек хлеба, яблоко, колбасы и т. д. Срезанной частью положить на лист бумаги. Через 10-15 минут посмотреть. Если продукт жирный, на бумаге остается жирное пятно.

Доктор Здоровая Пища дает нам советы:

– воздерживайтесь от жирной пищи,

– остерегайтесь очень острого и соленого,

– сладостей тысячи, а здоровье одно.

7. Игра “Что разрушает здоровье, что укрепляет?” Слайд 15, 16

Выберите те продукты, которые едят в стране Здоровячков.

Полезные продукты Неполезные продукты
Рыба Пепси
Кефир Фанта
Геркулес Чипсы
Подсолнечное масло Жирное мясо
Морковь Торты
Лук Сникерсы
Капуста Шоколадные конфеты
Яблоки, груши и … Сало и …

8. Чтение стихотворения С. Михалкова “Про девочку, которая плохо кушала” Слайд 17

– А теперь послушайте стихотворение Михалкова и ответьте на вопрос, о чем это стихотворение? Почему Юлечка плохо кушала?

9. Золотые правила питания: Слайд 18

а) главное – не переедайте.

б) ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.

в) тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.

г) перед приемом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.

10. Итог. Слайд 19

– Какую пищу любят есть в стране Здоровячков?