Организация разумного, полезного, разнообразного по видам деятельности, приносящего массу ярких впечатлений досуга обучающихся – серьезная и актуальная проблема. И не случайно сегодня ей уделяется огромное внимание в школе.
Разрешение проблемы экологического кризиса предполагает формирование новой системы отношений человека и изменение той шкалы ценностей, которая сложилась к настоящему времени. Основная роль в данном процессе принадлежит экологическому образованию и воспитанию, целью которого является формирование экологической культуры личности. Одним из средств формирования экологического опыта можно выделить игру, которая соединяет в себе рациональное и чувственное начала в человеке. Игра, опираясь на чувственное переводит внешние знания во внутренний план личности, что развивает у воспитанников эмоционально-чувственное восприятие природы посредством расширения у них эмоционального опыта взаимодействия с ее объектами и последующей реализации своих впечатлений в различных видах деятельности. Представленные мной экологические игры формируют у детей представления об окружающем мире и взаимосвязях, о ценностных ориентациях, создают эмоциональный фон, который обеспечивает более эффективный результат усвоения познавательного материала. А экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их творческую деятельность, чем знания, затрагивающие интеллектуальную сторону личности.
Игра “ Я – эколог”.
Цели:
- дать возможность обучающимся проявить себя в качестве защитников природы, подумать о вреде, наносимом человеком природе;
- развивать стремление к охране окружающей среды.
Инвентарь: кубик шестигранный с цифрами от 1 до 6 на гранях, шесть конвертов (на конвертах написаны экологические проблемы).
Участники: В игре принимают участие обучающиеся любого возраста. Если в игре принимают участие обучающиеся 9–11-х классов, то конверты посвящены глобальным проблемам экологии: озоновые дыры, парниковый эффект и т.д. если участвуют дети 5–8-х классов, то проблемы такого рода: вырубка лесов, овраги.
В конвертах находятся возможные варианты решения тех проблем, которые написаны в конверте.
Инструкция.
Игра может быть личной и командной. Участники по очереди кидают кубик, и зависимости от выпавшей цифры получают экологическую проблему, то есть конверт. Педагог определяет время для решения проблемы. Если команда не может дать ответ, она может воспользоваться подсказкой из конверта только 2 раза. Причем, если подсказка уже была предложена участником или командой ,она не засчитывается. Использовав две подсказки и не найдя ответа, команда или участник выбывают из игры. Победитель тот, кто останется в игре.
Игра “ Юные экологи”.
Цели:
- научить детей бережно относиться к природе;
- развивать фантазию детей;
- показать, что каждый человек причастен к охране природы;
- научить как сократить количество выбрасываемого мусора.
Описание игры.
В игре могут участвовать до 10 человек. Можно провести на занятии экологического кружка, на природе.
Все встают в хоровод, а место каждого игрока-это какая-либо профессия. Каждый участник должен сказать, какую помощь природе он может оказать на своем месте. После того как все игроки назовут свой вариант помощи, они делают шаг по кругу, меняются местами ,а значит и профессиями, но не повторять того, что сказал предыдущий игрок. Тот, кто не сумел назвать новый вариант помощи природе, выбывает из игры. Побеждает тот ,кто останется последним.
Возможные варианты профессий: учитель, продавец ,парикмахер ,водитель.
Игра “Экоэстафета”
Игра проводится по определенным маршрутам и состоит из следующих этапов:
- Мир насекомых.
- Голоса птиц.
- Деревья-великаны.
- Лесное кафе.
- Грибы.
- Красная книга.
Путешествуя по маршруту, участники выполняют на каждом этапе выполняют задания: определяют птиц по голосам; находят насекомых (определяют их или зарисовывают); записывают встретившиеся им съедобные или охраняемые растения, грибы; записывают названия и примерный размер крупных деревьев. Чтобы сделать эстафету интереснее можно дать командам все задания в ее начале, сообщить им маршрут и на всем протяжении маршрута самостоятельно выполнять задания.
Игра “ Экологический светофор”
Цели:
- развитие познавательной деятельности детей;
- проверка знаний экологических правил и закономерностей;
- научить устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать развитие экологической ситуации.
Оборудование: жетоны зеленого, красного, желтого цвета
Инструкция: дети показывают жетоны красного, желтого, зеленого цвета в зависимости от того решения, которое они приняли. После каждой ситуации выяснить у детей, почему они выбрали такие сигналы светофора.
Красный свет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде и жизни людей.
Желтый цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай правила и меру!
Зеленый цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для нее! Продолжай помогать природе!
Ход игры.
Экологический светофор в лесу
- Ребята наблюдают за муравьями в лесу.
- Дети оставили костер в лесу.
- Ребята огородили муравейник.
- Девочки стали рвать ландыши в лесу.
- Ребята срезают грибы ножиком.
- Мальчики взяли в лес собаку.
- Ребята увидели гнездо в траве.
Экологический светофор в городе
- Девочка рвет цветы на клумбе.
- Мальчик гуляет с собакой по газону.
- Мальчики поймали синицу и посадили ее в клетку.
- Ребята бросают мусор на тротуар.
- Мальчик рассматривает жука.
- Дети развешивают искусственные гнездовья на деревьях в парке.
- Мальчик полез в кусты за мячом.
Командная игра “ Лесной серпантин”
Цель:
- развивать познавательную деятельность, творческие способности обучающихся,
- воспитывать ответственное отношение к окружающему миру.
Станция “ Пернатые”.
Наука, изучающая птиц, называется…
- Кинология.
- Орнитология. +
- Энтомология
Какая птица выводит птенцов зимой?
- Филин.
- Клест. +
- Стриж.
- Стерх
На высоте до 4 500 метров летают…
- Ворона.
- Журавль. +
- Голубь.
- Орел.
Какая птица умеет бегать под водой?
- Чайка.
- Гагара
- Оляпка. +
- Зимородок.
Станция “Насекомые”
Назовите самого крупного паука.
- Птицеед.+
- Каракурт
- Тарантул.
Кто слышит ногами?
- Сверчок.
- Таракан.
- Кузнечик +
Какая из этих бабочек самая маленькая?
- Моль +
- Стеклянница.
- Шелкопряд.
Станция “Грибы”
Назовите самый ядовитый гриб.
- Мухомор.
- Бледная поганка. +
- Желчный гриб.
- Сатанинский гриб.
Какой из этих грибов является пластинчатым?
- Рыжик. +
- Белый гриб.
- Подберезовик.
Какой гриб разлагает полезную древесину и считается вредным?
- Подберезовик.
- Опенок. +
- Груздь.
Станция “Воздух”
Лучше всего поглощает выхлопные газы машин и взамен выделяют кислород?
- Береза.
- Тополь.
- Сирень. +
При увеличении этого газа в состав воздуха можно умереть от удушья?
- Кислород.
- Азот.
- Углекислый газ. +
Станция “Лес”
Вокруг крупных городов необходимо большое количество лесов, для чего?
- Для красоты.
- Для очищения воздуха. +
- Для того, чтобы селились птицы и животные.
- Для дров.
Какое дерево дольше живет?
- Сосна.
- Осина.
- Дуб. +
- Ель.
На вырубках раньше всех вырастает:
- Береза. +
- Клен
- Сосна.
Станция “Вода”
Какое море пересыхает из-за деятельности человека?
- Каспийское.
- Азовское.
- Аральское. +
По какому животному можно определить чистоту озер и рек?
- Уж.
- Рак.
- Лягушка.
Станция Животные”
У какого животного глаза вращаются на 360 градусов.
- Хамелеон. +
- Крокодил.
- Черепаха.
Какой зверек всю зиму спит вниз головой?
- Еж.
- Летучая мышь. +
- Барсук.
Самое крупное животное нашего края?
- Медведь. +
- Лось.
- Кабан.