Цели урока:
- Обучающая – изучить физические и химические свойства алюминия и области его применения. Рассмотреть характеристику химического элемента алюминия и изучить строение атома.
- Развивающая – развивать умения в проведении эксперимента, перенесении содержания научно-познавательного текста в форму схем; развитие коммуникативных способностей, умения слушать, умение правильно высказывать свои мысли.
- Воспитательная – воспитывать культуру работы с химическими веществами, соблюдение правил техники безопасности, воспитывать сознательную дисциплинированность, четкость и организованность в работе.
Учащиеся должны знать: строение атома алюминия, физические и химические свойства алюминия как простого вещества, области применения.
Учащиеся должны уметь: давать характеристику алюминия, как химического элемента, так и простого вещества. Записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства алюминия в молекулярном и окислительно-восстановительном виде.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации учебной деятельности учащихся: групповая работа, индивидуальная, химический эксперимент.
Методы и приемы обучения: проблемный, поисковый, частично-исследовательский, демонстрационный химический эксперимент, работа в группах, устные ответы у доски, самостоятельная работа с текстами, взаимоконтроль.
Оборудование урока: Презентация, научно-познавательные тексты по теме урока, ПСХЭ, коллекция “Алюминий и его соединения”, алюминиевая фольга, соляная кислота и гидроксид натрия, алюминий, лабораторное оборудование, желтая и голубая глина, бенгальские огни, алюминиевая проволока.
Содержание урока:
1. Вступительное слово учителя, подводящее к раскрытию темы урока.
Мы продолжаем изучение большой и важной темы “Металлы”. Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с металлом хорошо известным вами с детства. Определить этот металл вам помогут
5 подсказок или игра “пентагон”.
- Наполеон III – племянник великого дяди, любил пофорсить. На одном из банкетов гости ели разными столовыми принадлежностями и обиделись те, кому достались золотые.
- Этот металл более 30 лет украшал пальцы, шеи и уши великосветских модниц. Так как первоначально килограмм этого металла стоил на 80 рублей дороже равного веса золота.
- В 1889 году Д.Н.Менделееву в Лондоне были преподнесены в подарок весы, чашки которых были сделаны из золота и этого вещества.
- Среди русских химиков XIX века бытовали названия этого вещества “глиноземий” и даже “глиний”
- У Н.Г.Чернышевского в романе “Что делать”, во снах Веры Павловны называют этот металл “металлом социализма”
2. Формулируется тема урока
“Алюминий – крылатый металл. Этому металлу принадлежит будущее”.
Н. Г. Чернышевский
3. Постановка проблемного вопроса: “Алюминий – металл будущего?”
4. Обсуждение плана исследования по теме.
5. План изучения темы в парах:
Характеристика химического элемента алюминия по положению его в ПСХЭ.
Физические свойства алюминия.
Химические свойства алюминия.
6. Применение алюминия и нахождение его в природе (групповой мини – проект).
План работы в парах постоянного состава:
– изучите текст и выделите сведения, относящиеся к вопросу плана урока;
– выполните предложенные задания;
– подготовьте выступление по вопросу, основываясь на краткости, ясности и четкости изложения
Работа в парах постоянного состава по изучению материала, выдвижению и отработке гипотезы по проблемному вопросу урока.
1. Характеристика химического элемента алюминия по положению его в ПСХЭ.
Задание:
Ознакомьтесь с текстом.
Выделите материал, относящийся к вашему вопросу.
Дайте характеристику алюминию по положению в ПСХЭ по плану:
А) порядковый номер.
Б) атомная масса.
В) период (малый, большой).
Г) группа (подгруппа: главная или побочная).
Д) химический знак.
Е) Строение атома (заряд ядра, число протонов, электронов, нейтронов,
электронная формула).
И) оксиды.
К) летучие водородные соединения.
2. Обсудите полученные результаты и ответьте на вопросы:
Сколько электронов находится на внешнем уровне атома алюминия?
Алюминий будет отдавать или принимать данные электроны?
Какую степень окисления будет приобретать при этом ион алюминия?
Сделайте вывод: К какому классу соединений относится алюминий (металл или неметалл)
Сравните активность химического элемента алюминия с элементами 1 и 2 групп этого же периода.
Подготовьте выступление по данному вопросу, основываясь на краткости, ясности и четкости изложении.
2. Физические свойства алюминия.
Задание:
Ознакомьтесь с текстом.
Выделите материал, относящийся к вашему вопросу.
Рассмотрите коллекцию “Алюминий и его сплавы”.
Обсудите в группе вопросы:
а) Агрегатное состояние, цвет, блеск, плотность (легкий или тяжелый), плавкость (легко –или тугоплавкий), электро– и теплопроводность, пластичный.
б) Полученные данные изобразите в виде схемы.
Подготовьте выступление поданному вопросу, основываясь на краткости четкости изложении.
3. Химические свойства алюминия.
Задание:
Ознакомьтесь с текстом.
Выделите материал, относящийся к вашему вопросу.
Изучите, как ведет себя алюминий по отношению к сложным веществам?
Выполните лабораторную работу, используя инструкцию
Инструкция по выполнению лабораторной работы
Цель:
Изучить отношение алюминия к кислотам и щелочам.
Правила работы с кислотами и щелочами:
Соблюдай осторожность при работе с кислотами и щелочами! В случае попадания на кожу – промой водой! При нагревании, прогрей сначала всю пробирку, направляя отверстие в сторону от себя и соседа. Спиртовку поджигайте только при помощи спичек.
Опыт 1.
В пробирку положите 1 гранулу алюминия и прилейте 3-4 мл раствора соляной кислоты. Пробирку слегка прогрейте.
Опыт 2.
В пробирку положите 1 гранулу алюминия и прилейте 3-4 мл. раствора гидроксида натрия. Пробирку слегка прогрейте
Задание:
А) Выполните опыты.
Б) Обговорите в группе наблюдаемые явления.
В) Запишите уравнение реакций.
Г) Сделайте выводы.
Подготовьте выступление по данному вопросу, основываясь на краткости, ясности и четкости изложении.
Пиротехника. Плюсы и минусы. Творческий мини-проект.
4. Применение алюминия.
Задание:
Ознакомьтесь с текстом.
Выделите материал, относящийся к вашему вопросу.
Обсудите следующие вопросы:
а) Какова роль алюминия в жизни человека?
б) Применение алюминия, как простого вещества.
Составьте схему, характеризующую области применения алюминия.
Подготовьте выступление по данному вопросу, основываясь на краткости, ясности и четкости изложении
Выполнив задания, обучающиеся представляют изложение вопроса с обсуждением и комментариями, учащиеся делают записи, переносят предложенные схемы в тетради, в результате составляется опорный конспект по теме урока.
Выводы по теме урока: Обучающиеся выдвигают, доказывают или опровергают свою гипотезу по проблеме урока: “Алюминий – металл будущего?”
7. Дополнительные вопросы по теме.
– Какое количество электронов находится на внешнем энергетическом уровне атома алюминия.
– Какую степень окисления имеет атом алюминия? Почему? А ион?
– При помощи каких опытов мы доказали, что алюминий – это активный металл?
– Какие вещества называются амфотерными?
– На каких свойствах основаны следующие области применения?
– Где в организме больше всего содержится алюминия?
– Можно ли длительное время хранить продукты питания в алюминиевой посуде?
8. Домашнее задание: § 13 до стр. 60, ? 1, 4.
9. Заключительное слово учителя. Вывод: “Алюминий – металл будущего!”
Учитель благодарит учащихся за сотрудничество, выставляет оценки выступающим у доски.