Элективный курс для профильной подготовки учащихся 10–11-х классов "Основы создания Web-сайтов"

Разделы: Информатика


В настоящее время человеческое общество претерпевает изменения в сфере образования.

Современный выпускник школы должен быть высококультурным в сфере информационно коммуникативных технологий. Одной из составляющих информационной культуры является владение коммуникативной культурой, которая подразумевает умение выпускника школы отправлять, получать электронные письма, находить нужную информацию в сети Интернет, ориентироваться в Web-страницах, уметь создавать Web-сайты.

В силу того, что в учебной программе на изучение темы по созданию Web-сайтов, по работе с Интернетом отводится мало часов, то возникла идея разработать элективный курс, который не только научить ребят создавать Web-сайты, размещать их в сети Интернет, но и поможет им определиться с выбором профессии.

Курс рассчитан на 68 часов, изучается в течение 2 лет (10–11-х кл.) по 1 ч в неделю.

На занятиях учащиеся получают необходимые знания и затем применяют их на практике. На выполнение практической части курса отводится различное время – 20 мин. и более. Если у учащегося есть домашний компьютер, то практическую часть он может выполнить дома.

В конце изучения курса учащиеся выполняют творческую зачетную работу по созданию своего Web-сайта (тему выбирают сами учащиеся).

Цель курса: научить учащихся создавать Web-сайты с использованием языка гипертекста HTML и Web-редактора Front Page.

Для успешного изучения данного курса необходимо решить следующие задачи:

  • дать общие представления и понятия сети Интернет и Web-страниц;
  • дать общие представления о языке гипертекстовой разметки HTML;
  • познакомить с видами Web-сайтов, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;
  • научить создавать простые Web-сайты с помощью языка гипертекстовой разметки документов (HTML);
  • обучить основным приемам работы с Web-редактором Front Page;
  • сформировать навыки создания Web-сайта;
  • создать и разместить в сети Интернет собственный Web-сайт по выбранной тематике;

После изучения данного курса учащиеся должны

знать:

  • принципы и структуру устройства “WWW ”;
  • формы представления и управления информацией в сети Интернета;
  • виды Web-сайтов, их особенности;
  • применять при создании Web-страницы основные принципы Web-дизайна;

уметь:

  • находить, сохранять и систематизировать необходимую информацию из сети с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения;
  • проектировать, создавать и размещать в сети Web-сайт на заданную тему;
  • создавать Web-сайты с использованием языка гипертекстовой разметки HTML;
  • применять при создании Web-страницы основные принципы Web-дизайна;

Список литературы:

  • Е.В. Давыдова. Создание Web-страниц с помощью языка HTML. Информатика и образование 2000/8.
  • Материалы сайта “Руководство по HTML” /http://www.sch130.nsc.ru/eva/useshtml/index.html.
  • Создание Web-сайтов. Самоучитель. – М.: Изд-во “Триумф”, 2008.
  • Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
  • Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, 2005/2006 учебный год. – М.: Первое сентября; Чистые пруды, 2006.
  • Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, 2006/2007 учебный год. – М.: Первое сентября; Чистые пруды, 2007.

Учебно-тематический план

№ п/п Тема Основное содержание Кол-во часов Форма работы Сам. работа, виды контроля
1 Введение 1
2 Введение в HTML

(4 часа)

Общие сведения о HTML 1    
Web-документы, Web-сайты, Web-серверы. 1    
Принципы создания Web-страниц. Теговая модель. 2 Пример “Создание простейшей Web-страницы” тестирование
3 Оформление текста

(9 часов)

Формирование абзацев и строк: разбиение текста на абзацы; разрывы строк; выравнивание абзацев; разделы, заголовки; центрирование; горизонтальные линии в документе. 1    
Простейшие приемы форматирования текста: работа со шрифтами; элемент FONT и его атрибуты; размеры шрифтов; выбор гарнитуры шрифта; цвет шрифта и фона; начертание шрифта. 2 Пример “Изучение приемов форматирования”  
Стили текстовой разметки: элементы стиля шрифтов; верхние и нижние индексы. 2 Пример “Создание электронного краткого словаря определений ” Сам. работа
Списки: структура маркированных и нумерованных списков; списки определений. 2 Творческое задание “Расписание уроков класса”  
Гиперссылки: ссылки и закладки; принципы создания ссылок; создание ссылок на другие Web- узлы; создание ссылок на объекты текущего Web-узла; оформление ссылок. 2 Пример “Создание гиперссылок” тестирование
4 Листы стилей

(10 часов)

Понятие о листах стилей: поддержка листов стилей; встроенный стиль. 1    
Формирование листа стилей: CSS-правила; внутренние и внешние листы стилей; заголовочный стиль; Листы стилей 2   Сам. работа
Виды селекторов: селекторы типа; селекторы класса; селекторы id; 1    
Стилевые свойства: значения свойств; свойства шрифтов; свойства текста; свойства цвета и фона; свойства блока; свойства списков 3 Пример “Оформление Web-страницы с помощью листов стилей”  
Внешние листы стилей: элемент LINK; стили ссылок; стили фрагментов текста; 1    
Наследование и каскадирование: правила наследования свойств; каскады стилей; приоритеты стилей; размещение текстовых блоков в документе; расположение слоев; 2 Пример “Изучение использования внешних листов стилей” тестирование
5 Таблицы

(13 часов)

 

Создание таблиц: роль таблиц в Web-документах; строки; заголовки; ячейки; название; 2 Пример “Создание и размещение таблиц на Web-странице”  
Задание общих параметров таблицы: ширина таблицы; выравнивание таблицы в документе; границы таблицы. 2    
Форматирование строк и ячеек: выравнивание содержимого таблицы; задание ширины и высоты; объединение ячеек таблицы; фон; цвет границ таблицы; 2 Пример “Телефонный справочник” Сам. работа
Группирование строк и столбцов: группы строк; группы и подгруппы столбцов; 2 Пример “Изучение приемов размещения таблицы в тексте”  
Наследование свойств выравнивания. 2 Пример “Создание Web-страницы “Расписание уроков школы”  
Компоновка таблиц и текста: плавающие таблицы; прерывание обтекания текста вокруг таблицы. 3 Творческое задание “Создание небольшого проекта “Наш класс”, “Моя семья”, “Мой поселок” (на выбор учащихся) тестирование
6 Графика и мультимедиа на Web-странице

(9 часов)

Общие сведения о графике для Web: форматы графических файлов для WWW 2 Пример “Размещение изображения на Web-страницы”  
Вставка изображения: элемент IMG; размеры изображения; выравнивание изображения; обтекание рисунка текстом; рисунок в рамке; изображения-ссылки; фоновые изображения; 3 Пример “Создание небольшого сайта на темы “Птицы Севера”, “Животные Севера”, “Достопримечательности Пинежья”” (на выбор учащегося)
Озвучивание Web-страницы: форматы аудиофайлов; звуковой фон; внедрение аудио; 2 Пример “Вставка аудио на Web-страницу”  
Вставка видео: форматы видеофайлов; внедрение видео; элемент IMG; гиперссылки на видео. 2 Пример “Вставка видео на Web-страницу” тестирование
7 Фреймы

(6 часов)

Создание фреймов: возможности фреймов; элемент FRAMESET; элемент FRAME; элемент NOFRAMES; вложенные фреймы; 2    
Настройка фреймов: атрибуты элементов FRAMESET; FRAME 1   Самостоятельная работа
Ссылки и навигация: целевые фреймы; базовый фрейм; специальные целевые фреймы. 3 Творческое задание “История вычислительной техники”  
8 Формы

(4 часа)

 

О формах HTML: пример формы; зачем они нужны. 1    
Задание формы: имя формы; передача данных. 1    
Создание элементов управления: текстовые поля; флажки; переключатели; всплывающие подсказки; многострочные поля; кнопки; списки; 2 Пример “Оформление страниц сайта с помощью форм” тестирование
9 Создание сайта с помощью редактора FrontPage (8 часов) Знакомство и возможностями редактора Front Page: создание сайта с помощью мастера или шаблонов. 2 Пример “Создание простейшей Web-страницы с помощью редактора”  
Оформление сайта: задание характеристик web-страницы; фон; цвет; текст. 2 Пример “Создание Web-страницы с элементами форматирования”  
Создание нового сайта. (тема определяется самим учащимся) 2    
Вставка отдельных объектов: фото; изображения; видео; бегущая строка; кнопки 2 Творческая работа “Создание и оформление сайта с помощью редактора” тестирование
10 Планирование и размещение Web-сайта в Интернете

(4 часа)

Планирование и создание сайта: разработка структуры сайта; сборка файлов Web-сайта: 1    
Размещение Web-сайта в Интернете: использование протокола HTTP и FTP. 1    
Итоговое занятие. 2 Пример “Размещение сайта в Интернете” Защита проекта сайта