В настоящее время человеческое общество претерпевает изменения в сфере образования.
Современный выпускник школы должен быть высококультурным в сфере информационно коммуникативных технологий. Одной из составляющих информационной культуры является владение коммуникативной культурой, которая подразумевает умение выпускника школы отправлять, получать электронные письма, находить нужную информацию в сети Интернет, ориентироваться в Web-страницах, уметь создавать Web-сайты.
В силу того, что в учебной программе на изучение темы по созданию Web-сайтов, по работе с Интернетом отводится мало часов, то возникла идея разработать элективный курс, который не только научить ребят создавать Web-сайты, размещать их в сети Интернет, но и поможет им определиться с выбором профессии.
Курс рассчитан на 68 часов, изучается в течение 2 лет (10–11-х кл.) по 1 ч в неделю.
На занятиях учащиеся получают необходимые знания и затем применяют их на практике. На выполнение практической части курса отводится различное время – 20 мин. и более. Если у учащегося есть домашний компьютер, то практическую часть он может выполнить дома.
В конце изучения курса учащиеся выполняют творческую зачетную работу по созданию своего Web-сайта (тему выбирают сами учащиеся).
Цель курса: научить учащихся создавать Web-сайты с использованием языка гипертекста HTML и Web-редактора Front Page.
Для успешного изучения данного курса необходимо решить следующие задачи:
- дать общие представления и понятия сети Интернет и Web-страниц;
- дать общие представления о языке гипертекстовой разметки HTML;
- познакомить с видами Web-сайтов, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;
- научить создавать простые Web-сайты с помощью языка гипертекстовой разметки документов (HTML);
- обучить основным приемам работы с Web-редактором Front Page;
- сформировать навыки создания Web-сайта;
- создать и разместить в сети Интернет собственный Web-сайт по выбранной тематике;
После изучения данного курса учащиеся должны
знать:
- принципы и структуру устройства “WWW ”;
- формы представления и управления информацией в сети Интернета;
- виды Web-сайтов, их особенности;
- применять при создании Web-страницы основные принципы Web-дизайна;
уметь:
- находить, сохранять и систематизировать необходимую информацию из сети с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения;
- проектировать, создавать и размещать в сети Web-сайт на заданную тему;
- создавать Web-сайты с использованием языка гипертекстовой разметки HTML;
- применять при создании Web-страницы основные принципы Web-дизайна;
Список литературы:
- Е.В. Давыдова. Создание Web-страниц с помощью языка HTML. Информатика и образование 2000/8.
- Материалы сайта “Руководство по HTML” /http://www.sch130.nsc.ru/eva/useshtml/index.html.
- Создание Web-сайтов. Самоучитель. – М.: Изд-во “Триумф”, 2008.
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
- Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, 2005/2006 учебный год. – М.: Первое сентября; Чистые пруды, 2006.
- Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, 2006/2007 учебный год. – М.: Первое сентября; Чистые пруды, 2007.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Основное содержание | Кол-во часов | Форма работы | Сам. работа, виды контроля |
1 | Введение | 1 | |||
2 | Введение в HTML (4 часа) |
Общие сведения о HTML | 1 | ||
Web-документы, Web-сайты, Web-серверы. | 1 | ||||
Принципы создания Web-страниц. Теговая модель. | 2 | Пример “Создание простейшей Web-страницы” | тестирование | ||
3 | Оформление текста (9 часов) |
Формирование абзацев и строк: разбиение текста на абзацы; разрывы строк; выравнивание абзацев; разделы, заголовки; центрирование; горизонтальные линии в документе. | 1 | ||
Простейшие приемы форматирования текста: работа со шрифтами; элемент FONT и его атрибуты; размеры шрифтов; выбор гарнитуры шрифта; цвет шрифта и фона; начертание шрифта. | 2 | Пример “Изучение приемов форматирования” | |||
Стили текстовой разметки: элементы стиля шрифтов; верхние и нижние индексы. | 2 | Пример “Создание электронного краткого словаря определений ” | Сам. работа | ||
Списки: структура маркированных и нумерованных списков; списки определений. | 2 | Творческое задание “Расписание уроков класса” | |||
Гиперссылки: ссылки и закладки; принципы создания ссылок; создание ссылок на другие Web- узлы; создание ссылок на объекты текущего Web-узла; оформление ссылок. | 2 | Пример “Создание гиперссылок” | тестирование | ||
4 | Листы стилей (10 часов) |
Понятие о листах стилей: поддержка листов стилей; встроенный стиль. | 1 | ||
Формирование листа стилей: CSS-правила; внутренние и внешние листы стилей; заголовочный стиль; Листы стилей | 2 | Сам. работа | |||
Виды селекторов: селекторы типа; селекторы класса; селекторы id; | 1 | ||||
Стилевые свойства: значения свойств; свойства шрифтов; свойства текста; свойства цвета и фона; свойства блока; свойства списков | 3 | Пример “Оформление Web-страницы с помощью листов стилей” | |||
Внешние листы стилей: элемент LINK; стили ссылок; стили фрагментов текста; | 1 | ||||
Наследование и каскадирование: правила наследования свойств; каскады стилей; приоритеты стилей; размещение текстовых блоков в документе; расположение слоев; | 2 | Пример “Изучение использования внешних листов стилей” | тестирование | ||
5 | Таблицы (13 часов)
|
Создание таблиц: роль таблиц в Web-документах; строки; заголовки; ячейки; название; | 2 | Пример “Создание и размещение таблиц на Web-странице” | |
Задание общих параметров таблицы: ширина таблицы; выравнивание таблицы в документе; границы таблицы. | 2 | ||||
Форматирование строк и ячеек: выравнивание содержимого таблицы; задание ширины и высоты; объединение ячеек таблицы; фон; цвет границ таблицы; | 2 | Пример “Телефонный справочник” | Сам. работа | ||
Группирование строк и столбцов: группы строк; группы и подгруппы столбцов; | 2 | Пример “Изучение приемов размещения таблицы в тексте” | |||
Наследование свойств выравнивания. | 2 | Пример “Создание Web-страницы “Расписание уроков школы” | |||
Компоновка таблиц и текста: плавающие таблицы; прерывание обтекания текста вокруг таблицы. | 3 | Творческое задание “Создание небольшого проекта “Наш класс”, “Моя семья”, “Мой поселок” (на выбор учащихся) | тестирование | ||
6 | Графика и мультимедиа на
Web-странице (9 часов) |
Общие сведения о графике для Web: форматы графических файлов для WWW | 2 | Пример “Размещение изображения на Web-страницы” | |
Вставка изображения: элемент IMG; размеры изображения; выравнивание изображения; обтекание рисунка текстом; рисунок в рамке; изображения-ссылки; фоновые изображения; | 3 | Пример “Создание небольшого сайта на темы “Птицы Севера”, “Животные Севера”, “Достопримечательности Пинежья”” (на выбор учащегося) | |||
Озвучивание Web-страницы: форматы аудиофайлов; звуковой фон; внедрение аудио; | 2 | Пример “Вставка аудио на Web-страницу” | |||
Вставка видео: форматы видеофайлов; внедрение видео; элемент IMG; гиперссылки на видео. | 2 | Пример “Вставка видео на Web-страницу” | тестирование | ||
7 | Фреймы (6 часов) |
Создание фреймов: возможности фреймов; элемент FRAMESET; элемент FRAME; элемент NOFRAMES; вложенные фреймы; | 2 | ||
Настройка фреймов: атрибуты элементов FRAMESET; FRAME | 1 | Самостоятельная работа | |||
Ссылки и навигация: целевые фреймы; базовый фрейм; специальные целевые фреймы. | 3 | Творческое задание “История вычислительной техники” | |||
8 | Формы (4 часа)
|
О формах HTML: пример формы; зачем они нужны. | 1 | ||
Задание формы: имя формы; передача данных. | 1 | ||||
Создание элементов управления: текстовые поля; флажки; переключатели; всплывающие подсказки; многострочные поля; кнопки; списки; | 2 | Пример “Оформление страниц сайта с помощью форм” | тестирование | ||
9 | Создание сайта с помощью редактора FrontPage (8 часов) | Знакомство и возможностями редактора Front Page: создание сайта с помощью мастера или шаблонов. | 2 | Пример “Создание простейшей Web-страницы с помощью редактора” | |
Оформление сайта: задание характеристик web-страницы; фон; цвет; текст. | 2 | Пример “Создание Web-страницы с элементами форматирования” | |||
Создание нового сайта. (тема определяется самим учащимся) | 2 | ||||
Вставка отдельных объектов: фото; изображения; видео; бегущая строка; кнопки | 2 | Творческая работа “Создание и оформление сайта с помощью редактора” | тестирование | ||
10 | Планирование и размещение
Web-сайта в Интернете (4 часа) |
Планирование и создание сайта: разработка структуры сайта; сборка файлов Web-сайта: | 1 | ||
Размещение Web-сайта в Интернете: использование протокола HTTP и FTP. | 1 | ||||
Итоговое занятие. | 2 | Пример “Размещение сайта в Интернете” | Защита проекта сайта |