Цель урока:
- систематизировать изученное на предыдущих уроках;
- повторить правила сложения, вычитания, умножения и деления;
- повторить умения решать уравнения;
- показать, что знания и умения по данной теме представляют собой единую систему; формировать навыки самоконтроля, трудолюбия, ответственности за принятое решение, стремление к самореализации;
- развитие мыслительной деятельности; умения анализировать, обобщать; развитие математической речи, познавательной активности;
- развитие интереса к математике.
ХОД УРОКА
Учитель сообщает тему урока и объясняет каким образом будет проходить занятие.
Задание 1. Ученики решают примеры, каждую цифру ответа заменяют буквой, должны получить секретное слово.
- (530 – 74) : 2 – 150;
- 12 . 5 + 15 . 4 – 25;
- (273 + 7 . 6) : 5;
- (25 . 3 + 15) : 30 – 2;
- (180 + 12) : 3 – 5 . 8;
Ключ: 1 – Ь; 2 – Т; 3 – Д; 4 – Е; 5 – Р; 6 – !; 7 – К; 8 – А; 9 – Ж.
Правильный ответ: Так держать!
Задание 2. Ученики из каждой последовательности выбирают лишнее наименование.
- Луч, прямая, отрезок.
- 66, 34, 88.
- Килограмм, километр, центнер.
- Сантиметр, километр, тонна.
- Гектар, ар, метр.
Правильный ответ: Отрезок, 34, километр, тонна, метр.
Задание 3. Учитель загадывает слово, непосредственно, связанное с математикой. Учащиеся с нескольких попыток его угадывают.
- Бывают в счете футбольного матча;
- Никогда не стоит первым;
- Особое правило при делении;
- Меньше единицы;
- Не относится к натуральным числам.
Правильный ответ: ноль.
Задание 4. Какие числа записаны с помощью римской нумерации?
- XXXIV;
- MMVIII;
- DCXXXVII;
- DXXIX;
- MMMMMMCDLVIII.
Правильный ответ: 34, 2008, 637, 529, 6458.
Задание 5. Учащиеся решают логические задачи и загадки.
– Из Москвы в Санкт-Петербург вышел поезд со скоростью 60 км/ч, а из Санкт-Петербурга в Москву вышел второй поезд со скоростью 70 км/ч. Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент встречи?
Правильный ответ: на одинаковом расстоянии.
– Может ли быть в одном месяце 5 воскресений?
Правильный ответ: да.
– Три курицы за 3 дня снесут 3 яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней?
Правильный ответ: 48.
– Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц?
Правильный ответ: 4 минуты.
– Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько играл каждый?
Правильный ответ: по 4 часа.
– В одной семье у каждого из трех братьев есть сестра. Сколько детей в семье?
Правильный ответ: 4.
– Что всегда увеличивается и никогда не уменьшается?
Правильный ответ: возраст.
– Чем больше из нее берут, тем больше она становиться.
Правильный ответ: яма.
Задание 6. Ученики решают примеры, однако необходимо найти в них ошибку.
3х + х . 3 = 36; 4х . 3 = 36; 12х = 36; х = 36 : 12; х = 3.
Ответ: 3.
Правильный ответ: 6
12 + у + 3у = 32; 16у = 32; у = 32 : 16; у = 2.
Ответ: 2.
Правильный ответ: 5
Задание 7. Найди ошибку в вычислениях.
- 32 + 23 = 6 + 10 = 16;
- 23 + 42 = 6 + 3 = 14;
- 42 + 34 = 8 + 12 = 20.
Правильный ответ: 41, 24, 97.
Задание 8. Задача-шутка.
По тропинке вдоль кустов
Шло 11 хвостов.
Насчитать я также смог,
Что шагало 30 ног.
Это вместе шли куда-то
Индюки и жеребята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было индюков?
Спросим также у ребят
Сколько было жеребят?
Правильный ответ: 7 и 4.
Задание 9. Дан прямоугольный параллелепипед.Определите его объем и площадь полной поверхности, если известны его измерения.
- a = 50 см, b = 8 дм, с = 40 см;
- a = 4 дм, b = 20 см, с = 90 см;
- a = 3 дм, b = 7 дм, с = 60 см;
Правильный ответ: 160 и 184; 72 и 124; 126 и 162.
Подводятся итоги урока, ученикам сообщаются полученные оценки.
В конце урока учитель дает напутствие ученикам:
Учитесь думать, объяснять,
Учитесь мыслить, рассуждать.
Ведь в математике, друзья,
Без логики никак нельзя.