Пожалуй, нет человека, который не осознаёт свою
зависимость от состояния окружающей природной
среды, в том числе изменение климата, запасов
природных ресурсов, качества воздуха, воды.
Вместе с тем существует множество свидетельств
низкого уровня экологической культуры у большей
части населения России, даже имеющих высокий
образовательный уровень.
Одним из важнейших принципов экологического
образования считается принцип
непрерывности. Это взаимосвязанный процесс
обучения, воспитания и развития человека на
протяжении всей его жизни.
Можно сказать, что начальная школа — важнейший
этап в становлении научно-познавательных,
эмоционально-нравственных,
практико-деятельностных отношений детей к
окружающей среде и своему здоровью на основе
единства чувственного и рационального познания
природного и социального окружения человека.
Одна из важнейших задач современной школы –
воспитание экологической культуры; вооружение
детей навыками экологически грамотного
поведения в природе; формирование экологических
знаний. В связи с этим выделим компоненты
экологической культуры:
В условиях МОУ СОШ № 67 разработана программа учебно-воспитательного процесса экологического образования младших школьников.
Цель программы: формирование экологического сознания детей и ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи программы:
- формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
- формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
- развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды;
- развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации и первоначальных умений исследовательской деятельности.
Принципы организации экологического образования и воспитания:
1. Процесс формирования ответственного
отношения к природе является составной частью
общей системы воспитания, актуальным ее
направлением.
2. Процесс формирования экологической культуры
строится на взаимосвязи глобального,
регионального и краеведческого подходов к
раскрытию современных экологических проблем.
3. В основе формирования бережного отношения к
природе лежит единство интеллектуального,
эмоционального восприятия окружающей среды и
практической деятельности по ее улучшению.
4. Процесс формирования экологической культуры
школьников опирается на принципы
систематичности, непрерывности, и
междисциплинарности в содержании и организации
экологического образования.
При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
- интерес к природе;
- знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;
- эстетические и нравственные чувства;
- позитивная деятельность и поведение в природе;
- мотивы деятельности в природе (гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, утилитарные и др.)
Систему экологического воспитания составляют звенья:
Экологическое воспитание в семье.
Экологическое воспитание в школе
Экологическое воспитание в лагере летнего
отдыха.
Самообразование и самовоспитание.
Говоря о реализации системы экологического образования и воспитания в школе, следует отметить основные виды деятельности: учебная, внеклассная, внеурочная, учебно-методическая.
Учебная деятельность: образовательная область «Окружающий мир» 1-4-й класс; экологизация содержания других учебных предметов (экологические задачи на уроках математики, экотексты для списывания и диктанты на уроках русского языка, тематическое рисование на уроках ИЗО, чтение и обсуждение произведений М.Пришвина, В.Бианки, Е.Чарушина в рамках урока литературы и внеклассного чтения и т.д.)
Внеклассная деятельность: общешкольные дела: традиционные мероприятия 15 сентября – День леса, День Здоровья в Михайловской роще, 20 ноября Международный день отказа от курения – выступление агиткомпании, изготовление плакатов, выпуск стенгазет; осенняя неделя технологии и ИЗО с конкурсом поделок из природного материала, КВН по природоведению, Интернет-викторина «Эко-почемучка», выставка рисунков «Пернатые обитатели нашего края», «Эти забавные животные»; турнир-викторина "Охраняемые растения Томской области"; классные часы, уроки на природе, экологические праздники «Осенины», «Овощной турнир».
Внеурочная деятельность: индивидуальная исследовательская работа, подготовка и участие в городских и областных конференциях; экскурсии и походы к памятникам природы Томской области, в Музей леса в Тимирязево, Экологическая ёлка в Доме природы в Лоскутово, занятия в библиотеке «Северная» в экологическом отделе; участие в городской экологической акции «Чистая тропа» и «Подкормите птиц зимой»; семейный проект «Фотоохота на золотую осень», участие в областных конкурсах «Марафон знаний» по окружающему миру, конкурс на лучшее озеленение класса; школьный кружок «Экополюс».
Учебно-методическая деятельность: школьные семинары и научно-практическая конференция 7 апреля во Всемирный день здоровья; методические совещания, самообразование; изучение, распространение опыта работы в области экологического образования.
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.
Реализация нашей программы помогает организовать деятельность учащихся, побуждает детей к изучению родного края, пониманию особенностей природы, культуры, формирует у школьников интерес и привязанность к природе, патриотические чувства, социальную активность.
Природа – наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, которая преобразованная нашим трудом. Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего детства. Встреча с природой – всегда праздник и новый шаг к познанию мира.
Интегрированный урок (окружающий мир + математика)
Тема занятия: Лесные производители. 3 класс «Школа 2100»
Цель: формировать представления учащихся об экосистеме леса и закреплять умение решать задачи изученных видов.
Задачи:
- Познакомить с главными производителями леса – деревьями, кустарниками, со значением лесной экосистемы.
- Закреплять умение выполнять действия с величинами, умение делить на круглые числа.
- Создать условия для развития познавательного интереса, умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация «Лесные производители», учебник «Окружающий мир. Обитатели земли. 3 класс» А.А.Вахрушев, тетради по математике, индивидуальные «экраны настроений» у учащихся.
ХОД УРОКА
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
I. Постановка проблемы и актуализация знаний | – Долгожданный дан звонок! – Догадайтесь, о чем идет речь в этой загадке:
– Конечно же, мы сегодня будем говорить об экосистеме леса. И начнём с самого главного. С чего, вы узнаете, решив примеры и записав на доске рядом с ответом букву, соответствующую данному значению выражения. 90:30
Р Д В Ь Е Я
Какой у вас возникает вопрос? |
– Начинается урок!
– О лесе.
– Деревья. (Заранее подготовленные дети разыгрывают
диалог) |
II. Поиск решения проблемы | – Отправляемся на виртуальную
экскурсию, чтобы поближе познакомиться с лесом.
Рассмотрите слайд 2. Расскажите, что
можно увидеть в лесу. 1) Деревья. Слайд 3. – Познакомимся поближе с каждым лесным ярусом
– «этажом». К каким группам относятся деревья,
листья которых изображены на слайде? 2) Решение задач №1 (Устно) Слайд 4.Известно, что
лиственница сибирская может дожить до 900 лет, а
ель сибирская только до 300. Во сколько раз дольше
может прожить лиственница? – Какую функцию выполняют деревья? |
– Лес – многоэтажная система. Здесь
есть деревья, кустарники, травы, грибы, мхи. Все
растения приспособились к жизни на своем «этаже»
– в борьбе за свет и тепло. – Хвойные и лиственные деревья. – Это многолетние растения с крупным, твердым стеблем. – Хвойные: ель, сосна, пихта, кедр. Лиственные: берёза, клён, тополь, дуб, вяз и другие. 900 : 300 = 3 (раза)
(Решение записывают в тетрадь по математике) |
Физминутка | Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! Каждое старается – К небу, к солнцу тянется. Вот подул весёлый ветер, Закачались тут же ветки. Даже толстые стволы Наклонились до земли. Вправо-влево, взад-вперёд Так деревья ветер гнёт. Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. |
(руки вверх) (руки в стороны) (тянемся кверху) (наклоны в стороны с вытянутыми вверх руками) (наклоны всем корпусом) (повороты туловища) (руки опустили, голову вверх) |
3) Кустарники Слайд 6. –
Рассмотрим следующий ярус. Слайд. Если
приглядеться к зеленой стене леса, можно
заметить более низкие растения – кустарники. Чем
они отличаются от деревьев? 4) Решение задачи Слайд 7. №3. Корневые системы кустарников в основном достигают глубины 50-ти см, а корневые системы деревьев примерно 10-ти м. На сколько метров длиннее корневая система у деревьев? 5) Травы. Слайд 8. Рассмотрите следующий слайд. Выделите
отличительный признак для трав. 6) Решение задачи №4. (Устно) Слайд 9.Сухой мох сфагнум может впитать в 25 раз больше воды, чем его собственный вес. Сколько воды впитает 1кг мха? |
– Кустарники – многолетние растения,
у которых несколько твердых стеблей
ответвляется от общего корня.
– У трав мягкий, зелёный стебель. – Хотя грибы – растения, они не производители, а разрушители – «мусорщики». 1 . 25 = 25 (кг) Ответ: 25 кг – литров воды |
|
III. Самостоятельное применение знаний. | 7) Работа по учебнику – Назовите
основные части деревьев. Слайд 10. – Какова роль корня дерева? – Почему после вырубки леса на этом месте образуется болото? 8) Решение задачи №5. Слайд 11. Взрослая берёза за сутки испаряет в среднем 80 литров воды, бук – 100 литров, а липа – 200 литров. Сколько вёдер воды ежедневно испаряет каждое из этих деревьев, если одно ведро вмещает 10 литров? |
(Читают текст учебника с.59-61) – Ствол, корни, крона с листьями. – Органические вещества образуются в листьях, затем перемещаются в корень по стеблю. Минеральные вещества и воду впитывает корень, а затем они по стеблю перемещаются в листья. – По стволу дерева к кронам поднимается вода, которую испаряют лучи Солнца. Если вырубить деревья, эта вода будет скапливаться, и образуется болото. 1) 80 : 10 = 8 (в) |
IV. Итог урока | – Какие «кормильцы» – производители
играют важную роль в экосистеме леса? Удалось ли
нам ответить на вопрос, поставленный в начале
урока? Слайд 12. – Как вы понимаете смысл пословиц: Лес – это
богатство и краса, береги наши леса. |
– Деревья. – Да, мы получили интересную информацию об экосистеме леса и ее главных производителях – деревьях. |
V. Рефлексия | – Покажите экраны настроений. Кто может поделиться своими впечатлениями об уроке? | – Дети оценивают свою работу на уроке. |
VI. Домашнее задание | Текст учебника с. 58-61, на выбор: опережающее задание по подготовке сообщения или составить экологическую задачу об обитателях леса. |
Использованная литература и Internet источники:
- А.М.Адам, О.Д. Лукашевич Глоссарий по экологии. Томск. Издательство ТГАСУ.2008
- Антипова З.М., Литковская Н.П. Зелёные задачки. ТОИПКРО. Томск 2008.
- Вахрушев А.А. Окружающий мир. Обитатели Земли.3 класс. М.: Баласс. 2008
- Вахрушев А.А. Окружающий мир. Обитатели Земли.3 класс. Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс. 2009
- Завуч начальной школы №8.2006
- Преподавание основ охраны природы в начальной школе. Под ред. В.А.Ананьева. Томск 1994
- http://wikipedia.tomsk.ru/ru