Цель урока: закрепление умения решать составные задачи.
Задачи урока:
- Учить решать составные задачи, совершенствовать вычислительные навыки.
- Развивать внимание, умение рассуждать и мыслить.
- Воспитывать аккуратность, любовь к предмету.
Оборудование: «Карточка-помогайка», карточки с заданиями, записи на доске.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
На новый урок
Дал старт заливистый школьный звонок.
Вы готовы начать урок?
Поприветствуем гостей!
Все в порядке на столе?
А в голове порядок есть?
Чтобы иметь на математике знания,
Понадобится терпение, внимание и старание.
2. Сообщение темы и целей урока
Сегодня мы будем составные задачи решать
Не интересен урок без задач!
Задачи заставляют думать,
Анализировать и рассуждать.
Кто был внимательным? Какова тема урока?
3. Устный счет
Не может быть задачи без решений
В решении не обойтись без вычислений,
И чтобы ошибок не допускать,
Необходимо уметь устно решать.
1. Выбери из чисел те, которые делятся на 7, на 8.
14,15,16,18, 20,21, 24,25,26,27,28 30 32 35 36 40 41 42 45 48 50
– Первый ряд назовет числа, которые делятся на 7, а второй ряд на 8.
2. В виде каких двух множителей запишем число
18 =
27
=
36
=
45
=
54 =
63
=
72
=
81 =
3. Блиц-турнир.
– Продолжим состязание между рядами.
Задачи в стихах:
1. Как-то раз в лесу густом,
Под березовым кустом,
Собрались грибы лесные,
Все красавцы удалые.
Ученик, ты не зевай
И грибы скорей считай:
5 груздей и 5 волнушек,
5 лисичек, 5 опят.
Кто ответить нам готов,
Сколько же всего грибов?
2. На пригорке возле елок
Ежик яблоки считал:
7 под елкой, 7 за елкой,
7 в мешке за тем пригорком,
7 в избе на третьей полке,
7 под лавкою в саду.
Ну а больше не найду.
Еж не может разобрать,
Как те яблоки считать?
3. В саду работали 8 девочек, а мальчиков – в 3 раза больше. Сколько мальчиков работало в саду?
4. У брата 36 фломастеров, а у сестры – в 4 раза меньше. Сколько фломастеров у сестры?
5. Пять рыбаков поймали по 8 рыб. Сколько рыб они поймали?
6. Бабушка купила 2 торта и 6 пирожных. Во сколько раз больше бабушка купила пирожных, чем тортов?
4. Работа по теме урока
– Сейчас откроем мы тетрадь. Запишем дату. Начнем составные задачи решать.
№1
Папа провел 10 дней своего отпуска на даче, а остальные 2 недели – в доме отдыха. Сколько дней папа был в отпуске?
– Прочитать задачу.
– Где отдыхал папа?
– Сколько дней отдыхал на даче?
– Что значит 2 недели? Сколько дней составляет
неделя?
– Мы знаем сколько дней отдыхал папа в доме
отдыха?
– Что требуется
узнать?
Запись на доске:
– Запишем задачу
кратко.
На
даче –10 дней
– Мы сможем сразу ответить на вопрос
задачи?
В доме отдыха – ? 2 н. по 7 д.
– Что узнаем сначала? Что потом?
Проверка решения задачи.
№2
Длина дорожки в саду 35 метров. Миша расчистил
от снега 7 метров дорожки. Ира – 5 метров дорожки,
а остальную часть расчистил папа.
Поставь вопрос, используя чертеж. Реши задачу.
– Прочитайте условие задачи и внимательно
рассмотрите чертеж.
– Какой вопрос можно поставить к данному условию
задачи? (Сколько метров дорожки расчистил
папа?)
– Перед вами даны 4 варианта решения задачи.
Выберите правильное.
1.
1) 35 – 7 = 28(м)
2) 28 – 5 = 23(м)
2. 35 – 7 – 5 = 23(м)
3.
1) 7 + 5 = 13(м)
2) 35 – 13 = 23(м)
4. 35 – (7 + 5) = 23(м)
– Почему именно этот способ выбрали? Докажите. Где допущена ошибка?
Физминутка
– Чтобы решить следующую задачу вспомним. Как найти цену, количество, стоимость? Воспользуемся «Карточкой-помогайкой».
Ц = С : К С = Ц К К = С : Ц
№3
6 одинаковых пачек карандашей стоят 54 рубля. Сколько стоят 8 таких пачек карандашей?
– Как удобнее записать задачу кратко?
– Что такое 6 пачек? Что такое 54 рубля? Что сказано
о цене? Что надо узнать?
– Зная, стоимость и количество можем узнать цену
одной пачки?
– Теперь можем узнать, сколько стоят 8 пачек
карандашей?
Запись на доске
Цена | Количество | Стоимость |
одинаковая | 6 п. | 54 руб. |
8 п. | ? руб. |
– Если изменить задачу. Поставим такой вопрос задачи: Сколько таких пачек можно купить на 45 рублей? Запись на доске.
Цена | Количество | Стоимость |
Одинаковая | 6 п. | 54 руб. |
? п. | 45 руб. |
– Составим план решения задачи. Решите самостоятельно, используя план.
1.: 2.:
Взаимопроверка решения задачи.
– Сравним задачи.
5. Итог урока
– Вам понравилось решать задачи?
– Какие задачи вам легко было решать? Какие
вызвали затруднения?
Выставление оценок.
6. Домашнее задание
– На карточке остались 2 задачи. Решите по выбору одну из них.