Полноценная и эффективная коррекционно-развивающая работа в специализированных коррекционных дошкольных группах для детей с недостатками интеллектуального развития строится на основе целенаправленной, систематически спланированной работы всего педагогического коллектива и активного включения в этот процесс родителей. Одной из важных задач в работе с родителями является формирование у них «педагогической компетентности» через расширение круга педагогических знаний и представлений. Реализация этой задачи осуществляется через различные формы взаимодействия с родителями, в том числе и через практическое консультирование.
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах подготовки дошкольников к школьному обучению.
Задачи:
- Ознакомление родителей с критериями школьной зрелости.
- Обучение эффективным приемам закрепления математической темы «Состав числа».
Неумолимо летит время и близится школьный
период ваших детей. Чем важен этот момент для
ребенка и его дальнейшей судьбы? Чем отличаются
этапы дошкольного и школьного детства? В какую
школу лучше отдавать свое дитя? И, наконец, как к
этому нужно готовиться? Ответы на эти и другие
вопросы, касающиеся помощи своему ребенку на
пути подготовки к школе вы получите на
сегодняшней встрече со специалистами
дефектологом, логопедом и воспитателем
подготовительной коррекционной группы. Мы
предлагаем вам самим побыть будущими
первоклассниками и прочувствовать эту роль.
Современная школа – продукт длительного
исторического развития, в результате которого
закрепились следующие характеристики.
Общедоступность: в России все дети имеют законное право на образование. Но обучение в массовом классе ориентировано в основном на «среднего» ученика – ни быстрого, ни медленного, ни отличника, ни двоечника. Поэтому детям, имеющим замедленный или индивидуальный темп развития, мы рекомендуем обучение в коррекционном классе.
Коллективность обучения: с 18 века знаменитый педагог Ян Амос Коменский разработал классно-урочную систему, обучение утратило индивидуальный характер, учитель стал общаться с целым коллективом. Поэтому в школьном обучении большое значение имеет общеэмоциональный климат в коллективе, дружеские связи и соперничество между детьми.
Вербальное обучение: преподавание словом, т.е. подача материала и проверка знаний в основном осуществляются в языковой форме. Это означает, что необходимой предпосылкой успешного обучения является богатый словарный запас, умение свободно пересказывать и выражать свои мысли.
Что же является объектом пристального внимания
во время поступления в школу?
Вот наиболее важные аспекты школьной зрелости:
- Эмоционально-личностная и социальная зрелость – это умение длительно выполнять учебную, не очень привлекательную работу, умение удерживать и распределять внимание в течение всего урока. Социальная зрелость подразумевает умение подчинять свое поведение законам детского коллектива, принимать роль ученика, уметь слушать и выполнять указания учителя.
- Интеллектуальная зрелость – это способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, это возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а так же развитие тонких движений руки и их координации.
За основу готовности к школе, таким образом,
принимается некоторый необходимый уровень
развития ребенка, без которого он вообще не может
успешно учиться в школе.
Выше уже говорилось, что важная составляющая
школьной зрелости – это произвольное внимание.
Но длительно удерживать внимание для детей
дошкольного возраста – задача большой
сложности, поэтому их трудно обучать в школьном
режиме. Значит, необходимо процесс обучения
сделать интересным и привлекательным. Давайте
попробуем представить себя в роли детей, которых
нужно заинтересовать учебной деятельностью и
максимально сконцентрировать их внимание на
занятии.
Итак, я предлагаю первое игровое упражнение
«Шифровальщики». Вам нужно расшифровать и
прочитать фразу.
7152836106904 |
У | Е | А | Т | Ш | О | И | Н | К | Л | П | ||||||||||
2 | 4 | 1 | 8 | 10 | 9 | 3 | 7 | 6 | 0 | 5 |
Итак, вы расшифровали фразу: «НА ПУТИ К ШКОЛЕ»
Наверняка вам было интересно выполнять это
задание, потому что оно было представлено в
необычной, интригующей форме, а значит, я усилила
концентрацию вашего внимания и подготовила к
выполнению следующей учебной задачи.
Сейчас на занятиях по математике дети изучают
тему «Числа и цифры» и особые трудности
испытывают, изучая состав чисел, т.к. при изучении
этого материала требуется установление
логических связей и зависимостей. Нашим детям
отвлеченное понимание таких связей недоступно,
требуется непосредственная наглядная опора,
поэтому я покажу вам очень доступный, интересный,
не требующий особых затрат и времени игровой
прием по формированию знаний о составе числа.
Сейчас мы с вами будем строителями и «построим» многоэтажный дом для математических человечков. Посмотрите на эту цифру и скажите, сколько всего человечков будет жить в этом доме на каждом этаже?
– Возьмите лист бумаги и положите его перед
собой, как у меня.
– Возьмитесь за оба нижних уголка и соедините их
с верхними, разгладьте.
– Разверните и скажите, какие фигуры получились?
– Покажите левый прямоугольник, а теперь
правый.
– Сложите снова, как было.
– Возьмите за правую сторону и подогните к левой
стороне.
– Еще раз подогните правую сторону к левой и
разверните весь лист. Сколько прямоугольников
получилось слева, а сколько справа?
Это «квартиры» математических человечков.
– А сколько «этажей» в доме? (4)
– Посчитаем по-порядку (Первый, второй, третий,
четвертый)
– Чего не хватает у нашего дома?
– Сейчас «построим» крышу.
– Какой она должна быть по форме?
(Показ складывания большого треугольника из листа бумаги формата А4)
Итак, наш дом готов, будем заселять «жильцов». Слева будут жить красные человечки, а справа синие.
(Дефектолог рисует красным и синим маркером кружочки, дорисовывая им нос, глаза, рот и волосы, т.е. создает стилизованные изображения лиц. Участники практикума выполняют эту же работу в своем домике, добавляя слева нужное количество кружков).
Итог упражнения подводится с помощью цифрового обозначения нарисованного количества «человечков».
С помощью этого нехитрого упражнения можно поддерживать и стимулировать познавательный интерес, реализовать учебную задачу по изучению количественных представлений, развивать пространственные ориентировки, мелкую моторику пальцев рук, а так же использовать как элементарное дидактическое пособие для закрепления знаний о составе чисел.